Публицистика Л.Н.Толстого

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

При подготовке к выполнению курсовой работы перед нами встала проблема: какие произведения Льва Николаевича Толстого взять для анализа? Что, собственно, понимается под формулировкой "рубеж веков"? Справочная литература на этот вопрос никак не отвечала.(Мы обратились к трём изданиям: "Новый энциклопедический словарь", "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова и "фразеологический словарь" под редакцией А.И. Молоткова). Тогда нами было определено понятие "рубеж веков" в 10 лет: плюс-минус пять лет от 1900 года.

Оглавление

1. Вступление.

1. Выбор области определения.
2. О цели данной курсовой работы.

2. Главная часть.

1. Очерк публицистики Льва Толстого в целом.
2. Исторические события, отражённые в публицистических произведениях Л.Толстого рубежа веков.
3. Обзор содержания статей.
4. Некоторые комментарии к изложенному материалу.

3. Заключение.

1. Политическая и культурная ценность публицистики Л.Толстого.
2. Выводы по работе.
3. Библиография

Файлы: 1 файл

ещё один курсяк.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

      Есть опасение, что  иногда Толстой судил предвзято.  Так И.Ивакин пишет : "С самого  первого взгляда мне показалось,что,  начиная работать над Евангелием, Лев Николаевич уже имел определённый  взгляд. Научная филологическая  точка зрения если не была вполне чужда ему, то во всяком случае оставалась на втором, даже на третьем плане"** А.Мень также говорит о произвольности, натяжках, отсебятине, которые допускает Толстой при переводе Евангелия с синодального текста на русский. Мы, подмываемые такими укоризнами в адрес великого отступника, решили добавить свою ложку дёгтя. Ссылаясь на Евангелие, Толстой утверждает, что Христос призывал молиться не в церкви, а дома. Действительно, находим в 6 главе от Матфея ( стихи 5-8 ) : "И, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне,... И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться людям".*** Так что мы видим, что Л.Толстой в ссылках на Евангелие точен и щепетилен.Перевод же Нового Завета он делал для людей простых и более, мы уверены, заботился  не об адекватности его, а доступности, чем, того не ведая, воплощал один из принципов дидактики Яна Коменского. Ту же цель он , когда писал нравоучительные "народные рассказы".

*Л.Н.Толстой в воспоминаниях  современников, Худ.лит., М., 1976, с.183

**И.Ивакин, Воспоминания о Ясной  Поляне, Просвещение,М.,1971, с. 28.

***Новый Завет Господа нашего  Иисуса Христа, Изд. "Жизнь с  Богом", Милан,1990,с 12.

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

      М. Горькому пришёлся  не по душе тон, с которым  излагал свои взгляды Л. Толстой  : "О Будде и Христе он  говорит всегда сентиментально; о Христе особенно плохо- ни энтузиазма, ни пафоса нет в словах его и ни одной искры сердечного огня. Думаю, что он считает Христа наивным, достойным сожаления - иногда - любуется им, но едва ли любит".*

   Богоискание Л.Толстого  не одобрялось и видным философом  того времени Н.Бердяевым, который обвинял его в тривиальности проповеди: "...всякая попытка Толстого выразить в слове - логизировать свою религиозную стихию, порождала лишь банальные серые мысли."**

    Мы не будем спорить  с видным философом. Действительно, идеи Реформации, деяния протестантов Мартина Лютера, Жана Кальвина, других лидеров сектанства известны. Однако, мы уверены, в учении Толстого много свежих, актуальных мыслей. И хотя Толстому, как свидетельствует Горький, была неприятна весть о возникновении секты толстовцев, факт остаётся фактом: следствие - брожение сторонников и ненавистников великого старца в народе, реакция правящих и церковных кругов - было порождено одной причиной: необычайной свежестью идей Толстого, их высокой энергетикой.

      В заключение этих комментариев обратимся к стилистике статей Толстого и установим, что,собственно, присуще ему как публицисту. Мы заметили следующие черты.

     1. Толстой обладал  глубинным видением причин проблем,  существующих в русском обществе.

     2. Он откликался на все явления и события.

* М.Горький,Избранное. Повести,рассказы,литературные  портреты.,Худ.лит.,1979,М., с. 356.

**Н.Бердяев. Статьи о России,Ветхий  и Новый Завет в религиозном  сознании Л. Толстого, Знание,М.,1994, с.173.

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

      2. Личность Толстого, его"Я" обязательно присутствует, нет места так называемому  "стороннему  наблюдателю".

      3. Радикализм в  суждениях. Всех чиновников и  дворян он называет худшим сословием. Без изъятия, так любимого нашими публицистами: "Конечно, есть среди чиновников и такие,...но..." В.И.Ленин метко определил это так: "Срывание всех и всяческих масок".

     4. Методичность, из статьи  в статью, одних и тех же  требований, советов.

     5. Обязательное указание, что делать, как исправить положение.  Иначе - пустословие.

     6. Самая сдержанная  ирония ( типа - "наше мудрое правительство" ), так как смех ( конечно, оружие! ) всё и всех извиняет, прощает:  посмеялись - и чёрт уже не так страшен, как его малюют, и забыли. Толстому не до шуток.

     7. Призывы христианского  толка- к человеколюбию, к совести.

     8. Оригинальные, неожиданные  концовки. К примеру, вдруг автор  говорит, что ему жалко не  крестьян, подвергающихся телесным наказаниям, а чиновников, защищающих бесчеловечные законы.

     9. Автор часто прибегает  к виртуальным образам (с союзом  если бы). Например: "Если бы  он* пришёл теперь и увидал  то, что делается его именем  в церкви, то...", "Если бы мне  сказали: вот ты хочешь добра народу, выбирай,..то..."

    10. Иллюстрации, напоминающие  евангельские притчи. Например: "В  деревне Шумилине, Чернского уезда  помещица продаёт крестьянам  через банк землю. Она требует...", "Знаю я тоже, как знакомый  мне почтенный крестьянин, 40 лет, приговорённый к телесному наказанию, заплакал..."

*Христос.

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

    11. Образные, развёрнутые  сравнения: "Голода нет, но есть  положение гораздо худшее. Всё  равно, как бы врач, у которого спросили, есть ли у больного тиф, ответил бы:"Тифа нет, а есть быстро усиливающаяся чахотка".

   12. Убедительность и документальная  точность фразы, мысли, передаваемые  длинным рядом однородных членов, исчерпывающим предметы. Например: "Таково же почти, хотя и несколько лучше, положение деревень : Большой Губаревки"...(плюс 13 названий).

   13.  Афористичность языка  : "Не может быть того, чтобы  в обществе людей, связанных  между собой, было бы хорошо  одним, а другим - худо". "Вера есть сила жизни"

   14. Эмоциональность, часть  передаваемая риторическим восклицанием, типа:"Ведь это ужасно!"

   15. Чуткость к языку. Почему  его "Обращение" называется "Царю и его помощникам", а не так, например:"Императору  и Правительствующему Сенату"?  "Царю" звучит по-народному, патриархально, а не сухо  и отстранённо, как в нашем варианте. Толстой далее говорит, что он обращается к ним не как к врагам, но братьям.

   Естественно, что этим  списком, этими 15-ю пунктами  стилистические особенности публицистики Толстого далеко не исчерпываются.

   В заключение хочется  сказать о политической и культурной (исторической и этнографической)  ценностей статей  Толстого. Это  неисчерпаемый кладезь  исторических  сведений. Но в нём находим  и нечто нужное сейчас. Толстой, к примеру, пишет, что не может быть, чтобы в одном обществе одним было хорошо, а другим плохо. "В особенности же не может этого быть, если худо большинству. Хорошо же всем может быть только тогда, когда хорошо самому сильному, трудящемуся большинству, на котором держится всё общество"Злободневная фраза! ( Давно ли наша элита перечитывала Толстого? )

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

    Даже детали из статей  Толстого о многом могут рассказать . Так, писатель подсчитывает: на голодающего в месяц столовая тратит 1,5 рубля. А затем идёт список пожертвований 500, 1000, 2000, ( от драматических деятелей ) рублей. Есть и 15 рублей от Е.Ф.Юнге. Не даст его совесть умереть крестьянину! Хочется верить, что и в наше время собирают с миру по нитке- бездомным, детям на операцию... Но ведь какая Россия ушла! Великая! Вот что даёт публицистика Толстого современному читателю : кроме знания эпохи, пищу для ума и сердца.

                                                                Выводы.

          1. Публицистику  Л.Толстого следует изучать самым  серьёзным образом. Во-первых, тем,  кто вслед за Великим гуманистом  хочет улучшить человечество. Нельзя  не вспомнить в связи  с  этим А.И.Солженицына, которого  экс-президент  США Рональд Рейган назвал его Львом Толстым 20 века и который написал немало  публицистических статей и книг, типа "Россия в обвале" Во-вторых, гуманитариям Высшей школы. В-третьих, это замечательное чтение.

         2. Публицистика  Толстого демонстрирует  разнообразие тематики , широту общественных интересов  автора, для которого проблемы России были его кровными проблемами.

         3. Среди  тематического разнообразия, и это  заметно, у Толстого есть, так  сказать, излюбленные темы: свобода  вероисповедания, освобождение крестьян от телесных наказаний, борьба с засильем "беззакония", т.е. действующего законодательства, борьба с всевластием чиновничества.

        4. Язык статей  Толстого яркий, эмоциональный,  колоритный, чёткий, доступный грамотному  крестьянству и мещанству.

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

        5. Аргументация, не терпящая возражений, исчерпывающая.  Большая убедительность риторики. Простота предлагаемых мер к  исправлению общественных пороков.

        6. Речь Толстого имеет немало  специфических, свойственных только  ему стилистических черт.

 

 

                                                                 Библиография.

 

            1.  Бердяев Н., Статьи о России, Знание,М, 1994.

            2.  Горький М., Избранное, Худ.лит.  М, 1979.

            3.  Ивакин.,Воспоминания о Ясной  Поляне,Просвещение,М,1971

            4.  Мень А.,"Богословие" Льва  Толстого и христианство.,Мысль,М.,1988

            5.  Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, Изд.,"Жизнь с Богом", Милан, 1990

            6.  Соловьёв В.С. Избранные статьи, Просвещение, М, 1991

            7. Толстой Л.Н. в воспоминаниях  современников, Худ .лит., М.,1978

            8.  Толстой Л.Н.,Собр.соч.в 22-х  т.т., Худ.лит,М,т.17-18.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            


Информация о работе Публицистика Л.Н.Толстого