Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:00, курсовая работа
Задачи данной работы - отойти от традиционного рассмотрения педагогических взглядов Л. Н. Толстого, раскрыть те стороны его педагогической деятельности и системы дидактических взглядов, которые особенно актуальны на данном этапе развития российской педагогики; рассмотреть его гениальный “критериум опыт и свобода”. Хотелось бы еще раз подчеркнуть и доказать, что сегодня, в период осознания ряда негативных явлений в современном состоянии общественных наук, в частности, педагогики, не потеряли актуальности “уроки Л.Н.Толстого” - искателя истинных путей демократизации и гуманизации педагогики и народного образования. Ведь все гениальное - вечно.
Введение. Педагогика гуманизации Л.Н.Толстого и современность 3
Глава 1. Дидактические взгляды Л.Н.Толстого
1.1. Основополагающие педагогические принципы 4
1.1.1. Принцип сознательности и активности обучения 4
1.1.2. Принцип связи обучения с жизнью 5
1.1.3. Принцип доступности обучения 5
1.1.4. Принцип прочности усвоения знаний 6
1.1.5. Принцип природосообразности 7
1.2. Методы и приемы обучения, способствующие активизации учебного процесса 7
1.2.1. Наглядность в обучении 8
1.2.2. «Рассказ- рассказывание» 9
1.2.3. Методика эмоциональных воздействий 9
1.2.4. «Ситуация затруднения» 10
1.2.5. Индивидуальный подход к учащимся 11
1.2.6. Работа с сочинениями учащихся 11
1.3. Взаимосвязь идеи свободы выбора, проблемы интереса и внимания в педагогической теории и практике Л.Н.Толстого 12
1.3.1. Философская основа 12
1.3.2. Место “критериума свободы” в педагогической концепции Л. Н.
Толстого
13
Заключение 15
Список используемой литературы
“Рефлексы
головного мозга” и “Элементы
мысли”.
Важной
предпосылкой прочного усвоения знаний
Лев Николаевич считал такой фактор,
как наличие у школьника
Существенными
признаками прочного знания Толстой считал
понимание сути изучаемого, умение связать
части знания в целое, установить причинно-
следственные отношения явлений, умение
объяснить и разъяснить другому то, что
самому ясно и понятно. Именно о прочности
знания говорит умение самостоятельно
связать новое знание с прежним запасом
знаний по принципу сходства, различия,
противопоставления, умение свободно
оперировать ими, применить теоретическое
знание к практике, объяснить те или иные
явления окружающей действительности
с точки зрения усвоенных знаний, и, наконец,
быстрое, точное и легкое воспроизведение
имеющихся знаний в связи с новым материалом,
через любой промежуток времени.
Прочность
знаний Толстой справедливо
Процесс достижения прочных знаний, умений и навыков Толстой оценивал как сложный, многоступенчатый. К важнейшим условиям достижения основательности знаний Толстой относил следующие:
1. 1. 5. Принцип
природосообразности
Исходной
психолого-педагогической позицией Л.
Н. Толстого в подходе к выше рассмотренной
проблеме прочности усвоения знаний, умений
и навыков была опора на природное стремление
ребенка к знанию. Принцип природосообразности,
присущий всей педагогической концепции
Толстого, и здесь оказался ведущим.
“Желание
учиться в детях так сильно,- отмечал
он -, что для удовлетворения этого желания
они подчиняются многим трудным условиям
и простят много недостатков”[7]. Природное
стремление ребенка к знанию, к открытию
нового для себя является драгоценнейшим
естественно- педагогическим условием,
которое учителю необходимо всячески
оберегать от разрушения и потерь. “Образование
есть потребность всякого человека,- писал
Толстой в статье “Сельский учитель”,-
поэтому образование может быть только
в форме удовлетворения потребности. Вернейший
признак действительности и верности
пути образования есть удовлетворение,
с которым оно воспринимается. Образование
на деле и в книге не может быть насильственно
и должно доставлять наслаждение учащимся”[8].
1.2.
Методы и приемы
обучения, способствующие
активизации учебного
процесса
Особое
внимание в вопросах дидактики Толстой
уделял активизации учебного процесса.
На основе экспериментов в Яснополянской
школе, изучения работы школ в России
и за рубежом Толстой убедился,
что традиционно используемый набор
методов и приемов обучения часто неадекватен
возрастным и психическим особенностям
детей, в связи с чем активность детей
падает, возникает непонимание и боязнь,
скованность и равнодушие по отношению
к учителю и учебному материалу. В свою
очередь, Лев Николаевич разработал целую
систему различных методов и приемов,
стимулирующих активность учеников, их
творческую деятельность, создающих раскованную
и благоприятную для учения атмосферу
на уроке.
1.2.1. Наглядность
в обучении
Могучим
средством достижения сознательных
и прочных знаний Толстой считал наглядность.
В это понятие он вкладывал очень широкий
смысл. Это средство, обеспечивающее ребенку
чувственно-образное восприятие действительности.
Наглядность в обучении должна быть так
применена, чтобы обеспечить яркое эмоциональное
запоминание ребенком живых образов, возбудить
детское воображение, творческую фантазию,
стремление к глубокому познанию вещей,
явлений. Поэтому Толстой признавал почти
единственно правомерными средствами
наглядности сами реальные предметы, окружающую
ребенка действительность и пополнение
впечатлений о ней через повседневное
наблюдение в быту, труде, детских играх,
прогулках, и, конечно же, целенаправленно,
через школьные опыты, эксперименты, экскурсии.
Использование
средств наглядности должно осуществляться
при соблюдении меры, места, постепенного
усложнения и разнообразия форм. Чувство
меры и места понималось Толстым как недопустимость
перегрузки урока искусственными формами
наглядности, то есть картинами, изображениями
вещей и даже самими вещами, вырванными
из их естественной обстановки. Он резко
отрицательно относился к опыту зарубежной
школы, где практически каждое слово, объяснение
на уроке сопровождалось показом соответствующей
картинки, причем не бралось во внимание
то, знаком ли ребенок с реальным предметом,
явлением или нет. Толстой считал необходимым
условием для нормального интеллектуального
развития ребенка систематическое апеллирование
педагога к впечатлениям и образам реальной
действительности, сложившимся в процессе
его жизненного опыта, к так называемой
внутренней наглядности. Бесполезно на
определенном уровне развития ребенка
предъявлять ему изображения предмета,
с которым он никогда не встречался и не
имеет никакого отношения.
Толстой
резко выступал против предметных уроков,
считая их чисто формалистическими методами
применения наглядности, не опиравшимися
на внутреннюю систему и потому не имевшими
никакого положительного влияния на учеников.
Наглядность,
если подходить к ее применению формально,
не спасет учеников от зубрежки, от незнания
действительного положения вещей и явлений,
даже от умственного отупения.
Постепенное
усложнение видов и способов применения
- одно из обязательных условий развивающей
наглядности. Это прежде всего сочетание
накапливаемых учеником представлений
реальной действительности со словом
учителя и речью, воображением самого
ученика.
Учитель,
справедливо заметил Толстой, знакомит
учащихся только с той наглядностью,
которая дает возможность выработать
у них новые восприятия, продвинуться
в своем развитии. В противном случае
дети не будут активными, и на уроке будет
господствовать скука.
В Яснополянской
школе ставились опыты по физике
и естествознанию, но особенно большое
значение придавалось непосредственному
изучению предметов и явлений
в естественной обстановке.
1.2.2. «Рассказ-
рассказывание»
Значительное
место среди методов обучения,
активизирующих учебный процесс, занимает
“рассказ-рассказывание”. Л. Н. Толстой
строил рассказ по интересному сюжету,
образно описывал переживания и
поступки действующих героев, увлекая
детей и заставляя их сопереживать героям
произведений. Выразительность языка,
глубокое впечатление от содержания, сила
морального воздействия на учащихся -
таковы характерные особенности толстовских
рассказов. Толстой писал: “Когда идет
новый рассказ - все замерли, слушают. Когда
повторение - тут и там раздаются самолюбивые
голоса, не могущие выдержать, чтобы не
подсказать учителю”[9]. Эта эмоциональная
приподнятость на уроке достигалась за
счет педагогического мастерства Толстого,
его писательского таланта и исключительной
любовью к детям. Безусловно, что не каждый
педагог, даже опытный педагог-мастер
может осуществить данный метод на уроке.
Описывая
активность учеников, Толстой отмечал,
что каждому хотелось вставить свое
слово, каждый жадно следил за рассказчиком,
не пропуская ни единой ошибки. “Спросите
его, и он расскажет страстно, и то, что
он расскажет, навсегда врежется в его
памяти”[10]. Когда заканчивался рассказ,
учителя и ученики, собираясь в группы,
часто пересказывали содержание друг
другу. Слушающие поправляли рассказчиков,
когда они что-либо упускали.
В “Азбуке”
Толстой рекомендовал учителям заставлять
детей не только рассказывать содержание,
но и делать выводы, которые вытекают
из басни, притчи, занимать определенную
нравственную позицию. Учитель должен
стремиться к тому, чтобы в результате
рассказа у детей возникали вопросы, таким
образом, развивалась критичность ума,
способность высказывать и отстаивать
собственную точку зрения.
В активизации
учебного процесса исключительно большое
значение имели рассказы, написанные самим
Толстым, или же произведения других писателей,
переработанные им. Детские рассказы Толстого,
отличающиеся простотой и яркостью воображения
и художественным совершенством, волнуют
ребят, их герои и проблемы близки ребятам
и оставляют глубокое и неизгладимое впечатление.
1.2.3. Методика эмоциональных воздействий
Толстым создана целая методика разнообразных эмоциональных воздействий на учащихся, которая широко использовалась им для пробуждения интереса к истории и активизации мыслительной деятельности школьников. В этом отношении характерен урок о войне 1812 года, описанный в статье “Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы”:
“Я начал с Александра 1, рассказал о французской революции, об успехах Наполеона, о завладении им властью и о войне, окончившейся Тильзитским миром. Как только дело дошло до нас, со всех сторон послышались звуки и слова живого участия... Отступление наших войск мучило слушателей, так что со всех сторон спрашивали объяснений: зачем? и ругали Кутузова и Барклая... Когда пришла Бородинская битва, и когда в конце ее я должен был сказать, что все мы все-таки не победители, мне жалко было их; видно было, что я страшный удар наношу всем”[11].
Рассказ учителя о событиях войны продолжался до позднего вечера.
Исторические
события Толстой умел превращать
в сказочные события, которые затягивали
детей, делая их не просто зрителями или
слушателями, но соучастниками, сочувствующими.
Искусство живого, образного, выразительного
рассказа, задушевное общение с детьми
приковывали к уроку все внимание детей,
все их мысли и чувства. Об этом свидетельствует
описание эмоционального состояния детей:
“слова живого участия”, “все выразили
одобрение”, “все замерли от волнения”,
“все загрохотало от сознания непокорности”,
“вся комната застонала от гордого восторга”.
Такие уроки надолго оставались в памяти
учащихся.
Толстой
умело возбуждал интерес к
изучаемым предметам. Он умел находить
подход к каждой дисциплине, открывал
ученикам интересные стороны каждого
учебного предмета. Так, географический
интерес возбуждается или знаниями
естественных наук, или путем путешествий.
Путешествия, по Толстому, являются “первым
шагом к изучению науки”.
Эмоциональное
возбуждение ребят Лев
Толстой
добивался активизации учебного
процесса и в преподавании рисования.
Он писал, что часто рисовал нарочно неправильно,
чтобы убедиться, насколько у учеников
выработалось верное суждение о соотношении
и правильности линий. Рисуя фигуру, Толстой
обращался к ученикам с вопросами, какие
добавления, изменения, по их мнению, следует
внести в рисунок. Нередко он предлагал
ученикам самим вычертить ту или иную
фигуру, контролировать рисунки, выполняемые
товарищами по классу. Такой прием в обучении
поощрял учеников, стимулировал их активность.
1.2.4. «Ситуация затруднения»
Иногда
Толстой в процессе обучения создавал
“ситуацию затруднения” как средство
активизации мыслительной деятельности
учащихся, причем создавались такие
условия, при которых путем
В “Общих
замечаниях для учителя” Лев Николаевич
рекомендовал давать ученику как можно
больше сведений и создавать условия для
большего числа наблюдений по всем предметам;
стремиться вызывать эти наблюдения. Вместе
с этим он советовал меньше сообщать ученику
общих выводов, определений и всяких терминов,
то есть выдавать готовые знания. Сообщение
выводов возможно только тогда, когда
ученик, опираясь на добытые знания, может
сам проверить их. Только в этом случае
выводы и определения не затрудняют учение,
а, наоборот, стимулируют его. Нехорошо,
когда учитель слишком длинно и сложно
объясняет то, что уже понятно и известно
ученику. Из-за этого урок становится неприятным
и незанимательным, снижается мотивация
учеников.
Информация о работе Педагогика гуманизации Л.Н.Толстого и современность