Актуальность современной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 17:39, реферат

Краткое описание

Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.26 Кб (Скачать)

      Реферат по педагогике 
 
 

      «Актуальность современной педагогики» 
 
 

      студентки 5 курса

                                                                                     франко-английского

                                                                                       отделения факультета

                                                                                     иностранных языков   
 
 
 
 
 
 
 

      2011г.

 

       Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.

      Основными категориями педагогики являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение. Под формированием личности, которое раньше обозначалось термином "воспитание в широком смысле", понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды. В современной зарубежной педагогике первая группа воздействий на человека часто обозначается термином "интенциональное воспитание", вторая - "функциональное воспитание".

      Собственно  воспитание в марксистской педагогике является центральным понятием, обозначающим целенаправленную деятельность общества и семьи по формированию всесторонне  развитого человека (преимущественно  в специально созданных обществом  учреждениях и организациях). В  понятии "воспитание" обычно выделяют компоненты - формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание (такое расчленение  имеет в значительной степени  условный характер, поскольку на практике воспитание является единым, целостным  процессом).

      Под образованием понимается процесс и  результат усвоения системы знаний, выработки умений и навыков, что  обеспечивает в конечном счёте определённый уровень развития познавательных потребностей и способностей человека и его  подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Различают  общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения и навыки, которые необходимы ему  для всестороннего развития и  являются базовыми для получения  в дальнейшем специального образования, имеющего своей целью подготовку к профессиональной деятельности. По уровню и объёму содержания как общее, так и специальное образование может быть начальным, средним или высшим. Неотъемлемой частью общего образования является политехническое образование.

      Важнейшим средством образования и воспитания является обучение, под которым понимается процесс передачи и активного  усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления  непрерывного образования человека. Процесс обучения является двусторонним, включающим в себя как взаимосвязанные  части единого целого: преподавание - деятельность педагога по передаче знаний и руководству самостоятельной  работой учащихся и деятельность учащихся по активному овладению  системой знаний, умений и навыков - учение. Педагогика входит в систему  наук, которые изучают человека, человеческое общество, условия его  существования (философия, этика, эстетика, психология, политэкономия, социология, история, анатомия, физиология, медицина и др.), и использует их теоретические  положения, исследовательские методы (в том числе математической статистики и кибернетики), а также результаты конкретных исследований. 

      Структура педагогики и система  педагогических дисциплин.  

      В рамках педагогики существует ряд относительно самостоятельных разделов, связанных  с исследованием отдельных сторон учебно-воспитательного процесса. Разработкой  целей, задач, содержания, принципов, методов  и организации образования и  обучения занимается дидактика (теория образования и обучения); вопросы  формирования нравственных качеств  личности, политических убеждений, эстетических вкусов, организации разнообразной  деятельности учащихся составляют предмет  теории и методики воспитания. Исследованием  совокупности всех организационно-педагогических проблем, связанных с управлением народным образованием, сетью и структурой учебно-воспитательных учреждений и руководством их деятельностью, занимается школоведение.

      В целях конкретизации научно-исследовательской  работы в области педагогики и  углублённого профессионального изучения педагогики как учебного предмета возникает  потребность в выделении специфических  особенностей воспитания и обучения отдельных возрастных или профессионально  ориентированных групп населения (дети дошкольного возраста, учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных или высших учебных заведений, военнослужащие и т. д.). В этом случае условно  говорят о П. дошкольной, школьной, вузовской и т. п. и рассматривают  вопросы организации и методов  воспитания и обучения данного контингента  учащихся с учётом специфики проявления в этих условиях педагогических закономерностей.

      К собственно педагогики примыкают методики преподавания отдельных учебных  дисциплин, изучаемых в учебных  заведениях различного типа; дефектология, исследующая психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения (с выделением узкоспециализированных отраслей: теория и методика воспитания, образования и обучения глухих и слабослышащих детей - сурдопедагогика; слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, с недостатками умственного развития - олигофренопедагогика, с нарушениями речи - логопедия); история педагогики, изучающая развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи.

      Основные  этапы развития педагогики как науки. Первые попытки осмысления практики воспитания с учётом потребностей общества относятся к эпохе расцвета рабовладельческих  государств в средиземноморских  странах. Высказывания о цели, задачах, содержании и средствах воспитания (конечно, только для свободнорождённых) занимали видное место в сочинениях Демокрита, Платона, Аристотеля и др. древнегреческих философов. Эти высказывания не были самостоятельными педагогическими теориями, а являлись компонентами философских систем или проектов организации общества. Для последующего развития педагогической мысли большое значение имели идеи древнегреческих философов об опоре воспитания на принципы этики и психологии, о единстве умственного, нравственного и физического воспитания, о возрастной периодизации развития человека и др. В Древнем Риме возник особый интерес к проблемам организации, содержания и методов обучения в риторских школах. Книга Квинтилиана "О воспитании оратора" явилась по существу первым специальным трудом, где был обобщён опыт обучения, сформулированы требования к учителю и воспитателю, содержались указания на необходимость учёта индивидуальных особенностей детей.

      Педагогические  воззрения европейских народов  в эпоху средневековья испытали сильное влияние христианства, ставшего господствующей религией феодального общества в Европе; все взгляды на воспитание развивались исключительно в рамках христианского богословия. Аналогичное положение было и в других регионах земного шара, где господствовали иные религиозные идеология (ислам, буддизм).

      Стремление  к освобождению человеческой мысли  от религиозных догматов, возрождение  интереса к самому человеку в его  повседневной деятельности, характерное  для эпохи разложения феодального  общества и зарождения капиталистических  общественных отношений (14-16 века), отразились и на педагогических воззрениях. В  различных по жанру сочинениях гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень и других) выдвигались идеи всестороннего и гармоничного развития духовных и физических сил человека, светского образования на базе усвоения культурного наследия античного мира и достижений бурно развивавшихся в тот период научных знаний. История педагогики как целостной теории воспитания человека начинается с эпохи первых буржуазных революций в Европе и связана с именем чешского мыслителя Я. А. Коменского, который, обобщив и теоретически осмыслив практику европейского воспитания, создал стройную педагогическую систему. В "Великой дидактике" Коменского рассмотрены основные проблемы обучения и воспитания. Коменский явился основоположником классно-урочной системы обучения. Педагогическая теория Коменского была органичной частью его широкой социально-политической концепции, изложенной в капитальном труде "Общий совет об исправлении дел человеческих", одна из частей которого ("Пампедия") полностью посвящена педагогическим вопросам. В частности, в ней впервые сформулирована и раскрыта идея непрерывного образования и воспитания человека на протяжении всей жизни, изложены требования к подготовке книг как главного инструмента образования и т. д.

      Начиная с эпохи Английской буржуазной революции 17 века в развитии педагогической мысли  можно выделить два основных течения: с одной стороны, продолжала сохранять  господствующее положение клерикально-феодальная концепция воспитания, с другой - начинает складываться новая, буржуазная трактовка воспитания как средства формирования деятельного человека, подготовки его к жизненной борьбе за собственное благополучие. Яркое  выражение новые идеалы воспитания получили в трудах английского философа-просветителя Дж. Локка, выдвинувшего на первый план проблемы нравственного и физического воспитания и явившегося родоначальником утилитаристского подхода к образованию и обучению. Важное значение имела борьба Локка против теории врождённых идей.

      В 18 веке теоретическая разработка вопросов воспитания осуществлялась главным  образом в рамках Просвещения. Опираясь на учение Локка о природном равенстве людей, передовые французские мыслители (К. А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и другие) развивали положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности. Дидро, в частности, одной из основных задач воспитания считал развитие индивидуальности человека. Французскими материалистами обосновывалась и популяризировалась идея реального образования, которое должно было вытеснить так называемую схоластическую образованность. Наибольший вклад в развитие педагогической мысли в 18 веке внёс Ж. Ж. Руссо, явившийся основоположником концепции естественного, свободного воспитания. Руссо предпринял попытку наметить задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей, исходя из особенностей их физического и духовного развития на различных возрастных этапах, выдвинул требование активизировать методы обучения детей. Влияние идей Руссо прослеживается в демократических проектах реформы народного образования во Франции в период революции 1789-1793, в деятельности немецких филантропистов (И. Б. Базедов, Х. Г. Зальцман, И. Г. Кампе и др.), создавших оригинальные педагогические учреждения интернатного типа и положивших по существу начало теоретической разработке Педагогике.

      Педагогическая  мысль 18-19 веке испытала воздействие  ряда положений немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель). В разработке же собственно педагогической проблематики важным этапом была деятельность швейцарского педагога-демократа И. Г. Песталоцци, который попытался построить теорию воспитания и обучения на базе данных психологии. Опыт и мысли Песталоцци, касавшиеся развития ребёнка в процессе обучения и воспитания, вопросов трудового обучения, методов первоначального обучения чтению, письму, счёту, географии и др., явились стимулом для развития науки о воспитании в 1-й половине 19 века Песталоцци был первым теоретиком народной школы.

      В 1-й половине 19 века немецкий педагог, психолог и философ И. Ф. Гербарт сделал попытку представить педагогику в виде научно обоснованной теории, опирающейся на философию и психологию (первая обосновывает цели воспитания, вторая позволяет отыскать правильные пути достижения этих целей). Ряд положений Гербарта (роль интереса в обучении, воспитывающий характер обучения, структура учебного процесса и др.) был использован в последующем развитии педагогики. Однако вместе с этим буржуазными педагогами были усвоены и консервативные стороны учения Гербарта, нашедшие выражение в его теории управления детьми, которая по существу приводила к подавлению личности ребёнка с помощью детально разработанной системы ограничений и наказаний.

      Значительный  вклад в разработку педагогики вообще и дидактики в особенности  внёс немецкий педагог-демократ 19 века Ф. А. В. Дистервег, который в качестве одного из важнейших принципов воспитания выдвинул принцип культуросообразности - учёта в процессе воспитания всей совокупности данных культуры, истории, экономики, характерных для страны и народа. Этот принцип наряду с идеей природосообразности воспитания (которую обосновывали, трактуя её, правда, различно, Коменский, Руссо, Песталоцци) значительно обогатил педагогику.

      В конце 19 века возникло движение так  называемой реформаторской педагогики. Её сторонники выражали интересы различных  слоев буржуазии (боровшихся между  собой, но единодушно выступавших против пролетариата и его идеологии), но вместе с тем они критиковали  схоластическое содержание и догматические  методы обучения в школе, подавлявшей  личность учащихся. Представители различных  течений реформаторской педагогики ("нового воспитания", "трудовой школы", "движения за художественное воспитание", "педагогики личности" и других) выступали за свободное  развитие индивидуальности каждого  ребёнка, разработку новых организационных  форм и методов обучения, изменение  содержания школьного образования, усиление воспитательного аспекта  деятельности школы. Идеи и концепции  таких деятелей реформаторской педагогики, как Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Л. Гурлитт, Г. Шаррельман, О. Декроли, М. Монтессори, А. Ферьер и др., господствовали в  буржуазной П. до середины 20 века, но сохранили  в той или иной мере своё влияние  и до настоящего времени. В России в 16-17 веках, в противовес христианско-феодальной концепции воспитания как преодоления первородной греховности человека и выработки у него чувства смирения, покорности и религиозности, начинают распространяться гуманистические взгляды на человека (деятели братских школ, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий и др.), выражавшиеся, правда, часто в понятиях и терминах православного вероучения.

Информация о работе Актуальность современной педагогики