Актуальность современной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 17:39, реферат

Краткое описание

Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.26 Кб (Скачать)

      Внимательный  читатель может задать вопросы: а  как быть с воспитанием? Что значит: реально осуществить нравственное (эстетическое, экологическое и пр.) воспитание? Это значит - развить  в определенной мере все сферы  индивидуальности: дать представление  о морали, нравственных ценностях (интеллектуальная сфера), сформировать нравственные отношения (мотивационная сфера), обеспечить адекватные эмоциональные переживания, связанные  с нравственными ценностями (эмоциональная  сфера), стимулировать интенсивность  нравственно-волевых устремлений  в реализации нравственных поступков (волевая сфера), помочь индивиду сделать  правильный и осознанный выбор нравственных идеалов и норм (сфера саморегуляции), добиться устойчивости нравственных поступков  школьников (предметно-практическая сфера), сформировать уважение к человеческой личности и ее неприкосновенности - ни пальцем, ни словом, ни мыслью не оскорбить  другого человека (экзистенциальная сфера). Иначе говоря, развитая целостная  индивидуальность сама обеспечивает гармонию личного и общественного, личного  и индивидуального, духовного и  материального. В этом случае человек  действительно может реализовать  себя, сам выбрать ту или иную идеологию или религию, осуществить  свою человеческую природу. Развитие личностных качеств совершается в процессе воспитания на основе формирования индивидуальных качеств.

      Барьеры общения и актуальность их минимизации в  условиях совместной деятельности

      Актуальность  проблемы "барьеров" общения обусловлена  целым рядом факторов. Прежде всего  наличием и расширением сферы  влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых  связано с системой взаимоотношений "человек-человек". Очевидно, что  в сфере бизнеса, педагогики, инженерного труда и т. п. невозможно аффективное осуществление деятельности при не налаженных, затрудненных взаимоотношениях. Разработка и решение проблемы "барьеров" имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности. Распознавание "барьеров" на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности.

      Решение проблемы "барьеров" общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия "барьеров" и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно  решаются в русле личностного  подход. Дело в том, что процесс  общения это прежде всего взаимоотношение  индивидов, каждый из которых обладает специфическим набором индивидуально-психологических  и психофизиологических особенностей. В связи с этим в проблематике вопроса (ТМ) "барьеров" общения  необходимо учитывать личностный аспект, как определяющий индивидуально-избирательные  отношения данной личности к действительности. Наиболее адекватным поставленной проблеме можно считать следующее определение:

      "Барьер" общения - это явление субъективной  природы, возникающее в объективно  сложившейся ситуации, сигналом  появления которого являются  острые отрицательные эмоциональные  переживания, сопровождающиеся нервно-психическим  напряжением и препятствующие  процессу взаимодействия.

      Личностный  аспект является определяющим и в  представленной классификации "барьеров" основанной на положениях психологии отношений Мясищева В.Н.

      Различаются: 1) "барьеры" отражения - это барьеры, которые возникают в результате искаженного восприятия:

  • себя (неадекватная самооценка);
  • партнера(приписывание не присущих ему свойств, способностей);
  • ситуации(неадекватная оценка значимости ситуации);

      2)"барьер" отношения - это барьеры возникающие  в результате неадекватного отношения:

  • к себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом);
  • к партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру);
  • к ситуации (негативное отношение к ситуации);

      3) "барьеры" обращения как  специфической формы отношения.  Эти "барьеры" возникают:

  • при формах обращения, которые ведут к кооперации, сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.);
  • при формах обращения ведущих к непродуктивному общению (повышенный тон голоса, невербальные средства используемые в конфликтных ситуациях, оскорбительные выражения и т. п.).

      Изучение  проблемы "барьеров" общения в  контексте личностного подхода  позволяет говорить о схеме выхода из ситуации "барьера", где главным  является принцип взаимоотношений  ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию  с учетом индивидуально-психологических  особенностей партнеров по общению.

      Схема выхода из ситуации "барьера":

      1) оценка создавшейся ситуации "барьера" (определение ее направленности  и возможных последствий);

      2) выявление ориентировочных причин  возникновения;

      3) исследование предполагаемого выхода  из ситуации в зависимости  от ее причин (нейтрализация, либо  сведение к воздействия негативных  факторов);

      4) определение аффективных действий  для выхода из создавшейся  ситуации. Действия, направленные на  минимизацию "барьеров" позволяют  наладить процесс общения и  приводят к аффективному взаимодействию  в условиях совместной деятельности.

Информация о работе Актуальность современной педагогики