Внимательный
читатель может задать вопросы: а
как быть с воспитанием? Что значит:
реально осуществить нравственное
(эстетическое, экологическое и пр.)
воспитание? Это значит - развить
в определенной мере все сферы
индивидуальности: дать представление
о морали, нравственных ценностях (интеллектуальная
сфера), сформировать нравственные отношения
(мотивационная сфера), обеспечить адекватные
эмоциональные переживания, связанные
с нравственными ценностями (эмоциональная
сфера), стимулировать интенсивность
нравственно-волевых устремлений
в реализации нравственных поступков
(волевая сфера), помочь индивиду сделать
правильный и осознанный выбор нравственных
идеалов и норм (сфера саморегуляции),
добиться устойчивости нравственных поступков
школьников (предметно-практическая сфера),
сформировать уважение к человеческой
личности и ее неприкосновенности -
ни пальцем, ни словом, ни мыслью не оскорбить
другого человека (экзистенциальная
сфера). Иначе говоря, развитая целостная
индивидуальность сама обеспечивает гармонию
личного и общественного, личного
и индивидуального, духовного и
материального. В этом случае человек
действительно может реализовать
себя, сам выбрать ту или иную
идеологию или религию, осуществить
свою человеческую природу. Развитие личностных
качеств совершается в процессе
воспитания на основе формирования индивидуальных
качеств.
Барьеры
общения и актуальность
их минимизации в
условиях совместной
деятельности
Актуальность
проблемы "барьеров" общения обусловлена
целым рядом факторов. Прежде всего
наличием и расширением сферы
влияния таких видов профессиональной
деятельности, существование которых
связано с системой взаимоотношений
"человек-человек". Очевидно, что
в сфере бизнеса, педагогики, инженерного
труда и т. п. невозможно аффективное осуществление
деятельности при не налаженных, затрудненных
взаимоотношениях. Разработка и решение
проблемы "барьеров" имеет практическое
значение для повышения эффективности
общения и совместной деятельности. Распознавание
"барьеров" на ранних этапах их проявления
способствует оптимизации совместной
деятельности.
Решение
проблемы "барьеров" общения предполагает
многоаспектный характер исследования
с учетом разнообразия "барьеров"
и обширностью сферы их проявлений.
Все эти требования достаточно успешно
решаются в русле личностного
подход. Дело в том, что процесс
общения это прежде всего взаимоотношение
индивидов, каждый из которых обладает
специфическим набором индивидуально-психологических
и психофизиологических особенностей.
В связи с этим в проблематике
вопроса (ТМ) "барьеров" общения
необходимо учитывать личностный аспект,
как определяющий индивидуально-избирательные
отношения данной личности к действительности.
Наиболее адекватным поставленной проблеме
можно считать следующее определение:
"Барьер"
общения - это явление субъективной
природы, возникающее в объективно
сложившейся ситуации, сигналом
появления которого являются
острые отрицательные эмоциональные
переживания, сопровождающиеся нервно-психическим
напряжением и препятствующие
процессу взаимодействия.
Личностный
аспект является определяющим и в
представленной классификации "барьеров"
основанной на положениях психологии
отношений Мясищева В.Н.
Различаются:
1) "барьеры" отражения - это барьеры,
которые возникают в результате
искаженного восприятия:
- себя (неадекватная
самооценка);
- партнера(приписывание
не присущих ему свойств, способностей);
- ситуации(неадекватная
оценка значимости ситуации);
2)"барьер"
отношения - это барьеры возникающие
в результате неадекватного отношения:
- к себе (неудовлетворенность
своим ролевым статусом);
- к партнеру
(чувство антипатии, неприязни к партнеру);
- к ситуации
(негативное отношение к ситуации);
3)
"барьеры" обращения как
специфической формы отношения.
Эти "барьеры" возникают:
- при формах
обращения, которые ведут к кооперации,
сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала,
какие-либо поощрительные жесты и т.п.);
- при формах
обращения ведущих к непродуктивному
общению (повышенный тон голоса, невербальные
средства используемые в конфликтных
ситуациях, оскорбительные выражения
и т. п.).
Изучение
проблемы "барьеров" общения в
контексте личностного подхода
позволяет говорить о схеме выхода
из ситуации "барьера", где главным
является принцип взаимоотношений
ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию
с учетом индивидуально-психологических
особенностей партнеров по общению.
Схема
выхода из ситуации "барьера":
1)
оценка создавшейся ситуации "барьера"
(определение ее направленности
и возможных последствий);
2)
выявление ориентировочных причин
возникновения;
3)
исследование предполагаемого выхода
из ситуации в зависимости
от ее причин (нейтрализация, либо
сведение к воздействия негативных
факторов);
4)
определение аффективных действий
для выхода из создавшейся
ситуации. Действия, направленные на
минимизацию "барьеров" позволяют
наладить процесс общения и
приводят к аффективному взаимодействию
в условиях совместной деятельности.