Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 17:39, реферат
Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.
В 18 веке в связи со становлением первой государственной системы школ, закрепленной уставом 1786, русская педагогическая мысль была связана с обоснованием различных вариантов этой системы (Ф. Ф. Салтыков, Феофан Прокопович, В. Н. Татищев и др.). Взгляды на задачи, содержание и методы воспитания и обучения отражали главным образом интересы "просвещённого абсолютизма" и испытали довольно сильное влияние идей французских просветителей, с которыми были хорошо знакомы передовые русские мыслители (И. И. Бецкой, Н. И. Новиков и др.). В конце 18 века начинает развиваться дидактика, что было связано с необходимостью обеспечить расширявшуюся сеть школ учебниками и учебными пособиями, а учителей - рекомендациями по организации и методике обучения (Ф. И. Янкович де Мириево).
До
60-х годов 19 века прогрессивные педагогические
идеи в России развивались преимущественно
в русле революционно-
Общий
подъём освободительного движения, начавшийся
с середины 50-х годов 19 века, вызвал
к жизни широкое общественно-
Становление
педагогики как науки в России
связано с именем К. Д. Ушинского,
который, творчески использовав
всё положительное, что было достигнуто
педагогикой и психологией к
середине 19 века, создал стройную психолого-педагогическую
концепцию и на её основе теорию
воспитания и обучения. Ушинский подошёл
к пониманию
Педагогические идеи Ушинского оказали влияние на развитие педагогической мысли других народов России (Я. С. Гогебашвили, И. Я. Яковлев, Г. Агаян, И. Алтынсарин, Р. Эфендиев и др.).
Поворотным
пунктом в становлении и
Основные
положения марксистского учения
о воспитании были развиты и конкретизированы
В. И. Лениным: в социалистическом обществе
у подрастающего поколения
Цели
развития индивидуальности
И. Кант сформулировал положение, выражающее сущность гуманизма: человек может быть для другого только целью, но не средством. Поэтому посмотрим на ребенка не как на средство укрепления нашего государства (вспомним наши штампы: подготовка к жизни на благо общества, подготовка к защите Родины и т.п.), а как на цель развития в нем "человеческого" (В.Г. Белинский). "Усовершенствуй себя, - советовал Л.Н. Толстой, - и только так усовершенствуешь мир".
Основная
задача учителя - помочь ребенку в
его развитии, и вся гуманистическая
педагогическая практика должна быть
направлена на развитие и совершенствование
всех сущностных человеческих сил школьника.
К ним относятся следующие
сферы: интеллектуальная, мотивационная,
эмоциональная, волевая, предметно-практическая,
экзистенциальная и сфера саморегуляции.
Эти сферы в развитом виде характеризуют
целостность, гармоничность
Сущность
большинства названных выше сфер
раскрыта в трудах психологов. Но предмет
педагогики требует их системного рассмотрения
как целей педагогического
Интеллектуальная сфера, как известно, характеризуется видами мышления (творческое, познавательное, теоретическое, эмпирическое, дивергентное, конвергентное, саногенное, патогенное и др.), стилем мышления (аналитический склад ума, образное мышление, наглядно-образное), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность ума, способность действовать в уме и др.), познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями (вычленение, сличение, анализ, синтез, систематизация, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация и др.), познавательными умениями (поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать ее, сделать выводы, применить знания и др.), умениями учиться (выделять главное, планировать, ставить цели, читать и писать в должном темпе, конспектировать и пр.), внепредметными знаниями и умениями (представления о морали и общечеловеческих ценностях, нравственные поступки, позиции и пр.), предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний.
Традиционное обучение, характеризуемое единством учебных программ, фронтальными формами обучения и общения, стандартными методиками и внешними оценками успеваемости, не способствует развитию интеллекта учащихся. Всеми официальными документами учитель нацеливается на трансляцию информации, на формирование знаний, умений и навыков. Да и, по сути, большинство принципов дидактики подчинены той же цели. Поэтому учителя мало внимания и сил уделяют развитию интеллектуальных возможностей учащихся. Эксперименты и наблюдения показывают, что невостребованность таких качеств, как сообразительность, гибкость и в то же время определенные штампы в работе учителя, снижают уровень развития интеллектуальной сферы.
Мотивационная сфера включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей человека, которые формируются и развиваются в течение всей его жизни. Существенную часть мотивационной сферы школьника составляет мотивация учения. Она формируется на определенном этапе жизни человека и связана с определенным местом его пребывания (мотивация первоклассника, старшего школьника, студента, работающего человека). Под мотивацией учения понимается система целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности. Чаще всего мотивация школьника рассматривается учителями поэлементно, а не как система. В таких случаях выделяются отдельные мотивы, потребности, интересы и неизбежно ставятся следующие цели: формирование интереса к своему предмету, воспитание ответственного отношения к изучению определенного учебного предмета. Но достижение таких целей приводит не к сформированности целостной мотивации, а к ее дроблению: у учащихся развиваются мотивы изучения отдельных предметов и не складывается мотивация учения в целом. При таком подходе к мотивации учения в педагогических целях проектируется неправильное отношение к социальным ценностям, к миру знаний и профессий.
Эмоциональная
сфера характеризуется не только
эмоциями и чувствами, но также тревожностью
и самооценкой. При высоком уровне
тревожности учащийся легко раздражается,
расстраивается по пустякам, теряется
в простых ситуациях, не уверен, боится
неудач, быстро возбуждается. При завышенной
или заниженной самооценке он испытывает
затруднение в общении, болезненно
реагирует на замечания. В специальных
исследованиях установлено, что
у 80% учащихся старших классов средней
школы повышенный уровень тревожности
и неадекватная самооценка; высок
уровень тревожности и
Волевая
сфера характеризуется
Человеку с развитой волей
присущи целеустремленность, преодоление
внешних и внутренних
Сфера
саморегуляции характеризуется
свободой выбора целей и средств
их достижения; осознанностью их выбора;
совестливостью, самокритичностью, разносторонностью
и осмысленностью действий; умением
соотносить свое поведение с действиями
других людей; добропорядочностью, рефлексией,
оптимистичностью; умением человека
управлять своими физическими и
психическими состояниями, умением
удерживать их на должном уровне. В
педагогике и психологии очень мало
внимания уделено выявлению сущности
и значению сферы саморегуляции.
Поэтому педагогическая практика, по
сути дела, не формирует эту грань
индивидуальности. В то же время
свобода человека в выборе цели и
средств деятельности, поведения, свобода
творчества - целостное важнейшее
свойство человека. Для развития и
совершенствования сферы
Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении. Здесь нужно исходить из необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Нельзя ограничиваться вопросами: "кем быть?", "каким стать?", необходимо решать "как жить?". Ибо цель жизни - жизнь, то есть сам процесс жизни. Отсюда следует, что ребенку необходимо помочь научиться жить: своими поступками он должен выразить свое отношение к миру, природе, самому себе, другим людям.
Экзистенциальная
сфера характеризуется
Гуманизм заключается в том, чтобы уважать неприкосновенность другого человека, уметь признавать его индивидуальность и личность и быть справедливым в отношении к нему. Подводя итог рассмотрению основных сфер индивидуальности как педагогических целей (подробнее они представлены ниже), отметим, что реальная цель школы - дать каждому школьнику общее образование и предоставить условия для гармонического развития и совершенствования всех сторон индивидуальности. Эта цель, в отличие от глобальной общей идеи всестороннего развития личности, конкретна, достижима и реальна, психологически обоснована, так как соответствует природе развития ребенка. И в этом видится ее гуманизм.