Педагогическое образование в Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 19:20, реферат

Краткое описание

Одним из мировых лидеров в сфере образования является Великобритания, наиболее крупная историческая административная часть Великобритании, в которой сложилась и эффективно функционирует многоступенчатая система подготовки педагогических кадров. Многочисленные британские реформы и инновации последних трех десятилетий в этой сфере опираются на уходящие в многовековую историю традиции этого европейского государства и являются их дальнейшим развитием. Их изучение позволяет не только переосмыслить накопленный поколениями опыт и понять истоки многих происходящих в стране процессов, но и вывести всю систему педагогического образования на качественно новый уровень.

Оглавление

Введение
1. История развития педагогического образования в Великобритании.
2. Особенности высшего педагогического образования в Великобритании.
3. Система педагогического образования в Великобритании.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

великобритания реферат.docx

— 40.25 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: «Социальная политика в образовании» на тему: «Педагогическое образование в Великобритании»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Мяжитова Г. Р., группа: 12НС1

Проверила: Нестеренко О. Ю.

 

 

Пенза, 2015 г.

Содержание:

Введение

1. История развития педагогического  образования в Великобритании.

2. Особенности высшего педагогического  образования в Великобритании.

3. Система педагогического образования в Великобритании.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним  из  мировых  лидеров  в  сфере  образования  является  Великобритания,  наиболее         крупная историческая административная  часть  Великобритании,  в  которой    сложилась  и  эффективно  функционирует  многоступенчатая  система  подготовки        педагогических кадров.  Многочисленные  британские  реформы и инновации  последних  трех  десятилетий  в  этой       сфере  опираются  на  уходящие в    многовековую     историю  традиции  этого  европейского  государства  и  являются  их  дальнейшим   развитием.  Их   изучение  позволяет  не  только  переосмыслить           накопленный  поколениями    опыт  и  понять     истоки  многих  происходящих  в  стране  процессов,  но  и  вывести  всю  систему педагогического  образования на  качественно  новый  уровень. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История развития педагогического  образования в Великобритании

Существуют  документальные  свидетельства,  что  во  времена  римского  нашествия  на          территории     Англии  существовали  школы,  в  которых  преподавали  право  и  риторику  в  соответствии  с  традициями  античного  образования,  но  с  уходом  римлян  они  были  закрыты  почти  на  200  лет.  Их          возрождение  связано  с  именем  Святого  Августина  (354—430),  последователи         которого  учредили    школы  двух  типов:  грамматические,  первая  из  которых  —  The  King’s  School  —  была  открыта  в  598  году,  и  певческие  (song  schools)  для  обучения  сыновей  дворян  церковному  хоровому  пению. 

Грамматические  школы  этого  периода  были  организованы  по  принципу  римских  и  греческих  школ риторики.  В  них  преподавали  7  предметов:  грамматику,  риторику,  логику,  арифметику,     геометрию, музыку  и  астрономию.  В  VIII  веке  в  школах  стали  также  преподавать  право,  поэзию,  естественную  историю  и  Священное  Писание  (Алкуин,  Йорк).  Занятия  в  них  вели  священники,     самыеобразованные  люди  своего  времени,  а  преподавание  рассматривалось  как  естественный  процесс     передачи  знаний  молодому  поколению,  не  требующей  специальной  подготовки.

Во  времена  нашествия  викингов  в  IX—X  вв.  центр  образования  сместился  с  севера  и      центра  Англии  на  юг,  в  королевство  Уэссекс,  где  благодаря  усилиям  короля  Альфреда  начинает  возрождаться  система  школьного  образования.  Кроме  того,  в  этот  период  создаются  три            педагогических  труда:  Грамматика,  Глоссарий  и  Диалог  Эльфрика  (955—1020(25)).

Норманнское  нашествие  (1066)  значительно  ухудшило  качество  образования  в  церковных    школах,  поскольку  свело  его  к  изучению  псалмов  и  церковных  служб,  что  в  свою  очередь        способствовало  созданию  и  процветанию  светских  школ,  в  которых  французский  стал  основным    языком  для       изучения  латыни.  Образование  того  времени  носило  прикладной  профессиональный  характер,  а  большинство  учеников  были  будущие  монахи  или  священники.

Следует  отметить,  что  уже  к  1100  при  всех  соборах  и  церквях  существовали               церковно-приходские  школы,  а  во  всех  городах  появились  светские  грамматические  школы,  некоторые  из  которых      (Bedford,  Christchurch,  Waltham)  были  полностью  выведены  из-под  контроля     церкви. 

В  школах  того  времени  преподавали  чтение,  письмо и  элементарную       латынь.  Позднее  в  младших  классах  стали  изучать  риторику,  а  в  старших  —  логику (труды  Аристотеля).  Кроме  того,  получила  развитие  концепция  гуманитарного  образования,которая  стала  рассматриваться  как  основа  подготовки  к  специализированному  изучению  права,      медицины  или      теологии.  Концепция  семи  гуманитарных  наук  (тривиум  (грамматика,  риторика,  диалектика)  и  квадривиум  (музыка,  арифметика,  геометрия  и  астрологии)),  известная  еще  с  V века,  в    Англии    получила  развитие  только  в  XII  веке  благодаря  изучению  ранее  неизвестных  классических  трудов  и  появлению  новых  подходов  к  ним. 

Эти  перемены  не  ограничились  школой.  К  началу  XIII  века  в  Англии  стали  зарождаться  университеты,  первым  из  которых  стал  Оксфорд  (1096).  Сегодня  это  звучит  удивительно,  но      развитию     британских  университетов  способствовал  запрет  короля  Генриха  II  учиться  английским студентам  в  Парижском  университете  (1188),  вскоре  после  которого  учеными,  изгнанными          горожанами  из  Оксфорда,  был  основан  еще  один  университет  в  Кембридже  (1209),  окончательно оформившийся  как  таковой  в  1226  году.

Вслед  за  Оксфордом  и  Кембриджем  университеты,  построенные  на  аналогичных  принципах,стали  появляться  по  всей  стране:  Хауден,  Йоркшир  (1266),  Глэсни,  Корнуолл  (1267),  Ланчестер     (1283)  и  Честер-ла-Стрит  (1286).

Практически  каждый  год  вплоть  до  1548  при  одном  из  университетов  открывался  новый  колледж. Однако  серьезный  урон  процессу  развития  университетского  образования  нанесли  3  эпидемии  чумы  в  XIV  веке  (1349,  1361  и  1367),  вследствие  которых  умерли  многие  ученые,  магистры  и  студенты.  Так,  в  Оксфорде  не  появилось  ни  одного  нового  колледжа  в  период  с  1340  (Queen’sCollege)  по  1379  (New  College),  а  в  Кембридже  —  с  1352  (Corpus  Christ  College)  по1439  (God’s  House,  ныне  Christ’s  Church).

Необходимо  отметить,  что  в  университетах  того  времени  для  получения  степени  бакалавра или  магистра  продолжали  заниматься  семью  гуманитарными  науками.  Магистры  не  только  имели  право  преподавать  в  университете,  но  и  могли  продолжать  изучение  теологии или  медицины  для  получения  степени  доктора  философии.  На  наш  взгляд,  это  является  ранним  свидетельством  зарождения  университетской  модели  подготовки  учителей:  магистры  всегда  являлись  высокообразованными дипломированными  специалистами,  занимающимися  педагогической               деятельностью  без  специальной  профессиональной  подготовки. 

Современный  исследователь  истории  британского  образования  Д.  Джилард  отмечает,  что     для  всего периода  высокого  и  позднего  средневековья  (1100—1500)  характерно  ослабление  роли     церкви  в образовании,  хотя  ее  участие  в  нем  ощутимо и  в  современной  Англии.  Данная тенденция,  по  мнению  ученого,  была  связана  не  только  с  развитием  философии,  медицины и права и  необходимостью  создания  светского  общества,  но  и  стремлением  новых  университетов  стать      независимыми  учебными  сообществами,  самостоятельно  определяющими  условия  присуждения  научных  степеней  и  права  преподавать,  с  другой .

Растущая  потребность  средневекового  общества  в  светском  образовании  способствовала  появлению  школ  нового  типа  (конец  XIV  века),  так  называемых  «независимых  школ»  (independent      schools).  Их  создавали  богатые  благотворители  или  гильдии  (guilds)  как  часть  поминальных  фондов(chantries).  Первой  из  них  считается  грамматическая  школа  Wotton-under-Edge  в  Глостершире. 

Поскольку  независимые  школы  были  платными,  то  принимали  в  них  сыновей  аристократов,  правящего  класса,  со  всей  страны.  В  них  методы  преподавания  грамматической  школы             сочетались  со  светской  подготовкой  рыцаря  (chivalric  system).  Иногда  одновременно  с  ними  создавались  и  новые  колледжи  при  университетах  для  дальнейшего  обучения  выпускников:  так,  вскоре  после  основания  независимой  школы  в  Винчестере  (1382—1394)  был  открыт  Новый  Колледж  в    Оксфорде  (New  College,  1379),  а  вслед  за  созданием  школы  в  Итоне учредили  Королевский        Колледж  (King’s  College,1441)  в  Кембридже. 

Впоследствии  независимые  школы  были  преобразованы  в  «паблик  скулз».  Благодаря  своей  близкой  связи  с  университетами  эти  школы  оказали  глубокое  влияние  на  развитие  системы         образования  в  целом,  поскольку  традиции  подготовки  учителей  на  базе  школы,  которые  активно  развиваются  в  стране  в  последние  годы,  заимствованы  из  их  многовековой  практики,  доказавшей  свою  состоятельность  и  эффективность  даже  в  XXI  веке. 

На  развитие  образования  в  XVI  веке  огромное  влияние  оказали  Реформация  (30-е  годы    XVI  века  до  конца  XVII  века)  и  Возрождение  (конец  XVI  —  начало  XVII  века). 

Английская  Реформация  связанна  с  правлением  Генриха  VIII,  во  времена  которого  были    закрыты  или  преобразованы  многие  старые  церковные  школы,  и  открыты  новые.  Грамматические  школы  по-прежнему  оставались  центральным  звеном  школьного  образования,  но  теперь  это  были  в основном  так  называемые  «свободные  школы»,  частные  учебные  заведения,  находящиеся  не  только под  контролем  церкви,  но  и  государства.

В  каждой  школе  преподавали  2  человека:  учитель  и  его  помощник:    первый  занимался  с тремя  старшими  классами,  второй  —  с  тремя  младшими.  Хотя  содержание  школьного  образования принципиально  не  изменилось,  в  уставы  обновленных  школ  стали  включать  методические  указания,  касающиеся  методов  преподавания. 

Популяризации  образования  также  способствовал  перевод  Библии  с  латыни  на  английский  язык,  сделанный  по  приказу  Генриха  VIII.  Ее  массовое  распространение  среди  широких  слоев      английского  населения  вызвало  интерес  к  грамоте  и       послужило  началом  культурной  революции,  последствия  которой  можно  было  ощутить  гораздо  позже.

По  утверждению  британского  ученого  Р.  Уильямса,  английское  Возрождение  не  привел  к  существенному  изменению  содержания  школьного  образования,  хотя  и  наметил  две  основные        тенденции  его  развития:  рост  школ  с  преподаванием  на  родном  языке  и  выход  ведущих  из  них  из-под  контроля  государства.  Кроме  того,  он  показал  неспособность  традиционных  государственных институтов  приспособиться  к  экономическим  и  культурным  изменениям  в  жизни  страны.

Несмотря  на  все  преобразования  в  Англии  грамматические  школы  того  времени  все  чаще  и  чаще  критиковали  за  узкое  академическое  содержание  образования,  поскольку  последние  в        основном  опирались  на  требования  университетов.  Такое  образование  не  устраивало  ни               представителей  правящего  класса,  желающих  подготовить  своих  сыновей  к  военной,                   дипломатической  или  судебной  карьере,  ни  среднего,  ориентированного  на  практическое  овладение  ремеслами,  поэтому  параллельно  с  академическим  начинают  активно  развиваться  такие  виды        образования  как  элитарное  и  профессиональное.

Средневековое  элитарное  образование  Англии  было  домашним:  до  семи  лет  дети             аристократов  обучались  дома  под  руководством  приглашенных  тьюторов,  с  семи  до  четырнадцати  лет  юные дворяне  служили  пажами  в  богатых  знатных  семьях.  Они  выполняли  обязанности  слуг  и обучались  рыцарскому  обхождению  и  придворным  манерам,  а  также  стрельбе  из  лука,  метанию  копья,    борьбе  и  верховой  езде.  С  четырнадцати  лет  их  отправляли  в  европейские  придворные  или   рыцарские  академии,  в  которых  помимо  рыцарских  добродетелей  обучали  современным        языкам,     истории,  географии  и  прикладной  математике  для  военно-инженерного  дела  и             гражданского          строительства.  Попытки  открыть  подобное  учебное  заведение  в  Англии  в  этот  период  так  и  не  увенчались  успехом.

Важно  отметить,  что  многие  методы  подготовки  будущих  специалистов,  зародившиеся  в    рамках  средневекового  элитарного  образования  по-прежнему  можно  встретить  в  практике  не  тольковедущих  классических  британских  университетов,  но  и  многих  современных  образовательных        учреждений.

Известный  историк  британского  образования  Дж.Джилард  отмечает,  что  только  в  XVI—XVII  веках  во  многом  благодаря  огромному  влиянию  на  педагогическую  мысль  британского  общества трудов  выдающихся  ученых  и  педагогов  (Я.А.  Коменского  (1592—1670),  С.  Хартлиб  (1600—1662), Дж.  Пелл  (1611—1685)  и  других)  содержание  школьного  образования  в  Англии  стало  приобретать современные  очертания  [1].  К  сожалению,  многие  предложения  по  модернизации  традиционного     содержания  образования  в  школах  и  университетах,  сделанные  в  период  Английской  революции    (1649—1660),  после  реставрации  короля  Карла  II  (1660)  так  и  не  были  реализованы  на  практике,  поскольку  государство  полностью  отказалось  от  вмешательства  в  вопросы  образования,  а             грамматические  школы  стали  еще  более  консервативными. 

Всеобщее  недовольство  состоянием  образования  в  Англии  выразил  известный  ученый  и     философ  Джон  Локк  (1632—1704)  в  своем  трактате  «Некоторые  мысли  о  воспитании»  (1693),  в  котором  он  подчеркнул  необходимость  более  широкой  научной  подготовки,  нравственного  и         физического  воспитания  детей.

Важно  заметить,  что  структура  школьного  образования  в  XVII—XIX  веках  претерпела       незначительные  изменения:  существовало  три  группы  грамматических  школ,  каждая  из  которых     была  ориентирована  на  запросы  и  потребности  определенного  социального  класса.  К  первой        относились  9  ведущих  грамматических  школ  для  детей  аристократов  и  крупных  землевладельцев,  вкоторых  доминировало  классическое  академическое  образование.  Ко  второй  принадлежало             большинство  грамматических  школ,  финансируемых  местными  властями  и  предназначенных  для     более  широких  социальных  слоев,  в  которых  также  царило  традиционное  образование.  Третью      группу  составляли  грамматические  школы  для  детей  купцов  и  ремесленников  в  крупных  городах,  в  которых  преподавали  так  называемые  «полезные  науки» (математику  и  естественные  дисциплины).

Информация о работе Педагогическое образование в Великобритании