Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 19:20, реферат
Одним из мировых лидеров в сфере образования является Великобритания, наиболее крупная историческая административная часть Великобритании, в которой сложилась и эффективно функционирует многоступенчатая система подготовки педагогических кадров. Многочисленные британские реформы и инновации последних трех десятилетий в этой сфере опираются на уходящие в многовековую историю традиции этого европейского государства и являются их дальнейшим развитием. Их изучение позволяет не только переосмыслить накопленный поколениями опыт и понять истоки многих происходящих в стране процессов, но и вывести всю систему педагогического образования на качественно новый уровень.
Введение
1. История развития педагогического образования в Великобритании.
2. Особенности высшего педагогического образования в Великобритании.
3. Система педагогического образования в Великобритании.
Заключение
Список литературы
Кроме того, в это же время впервые обратили внимание на образование для бедных: появилось Движение благотворительных школ , в которых дети из бедных семей могли получить начальное образование. Самая первая благотворительная школа Christ’s Hospital была открыта в Хоршаме в 1552 году. Позднее подобные школы появились в Лондоне и во многих других городах Англии и Уэльса. К 1710 году в стране насчитывалось 88 благотворительных школ, в которых обучалось более 2000 мальчиков и более 1000 девочек.
В 1780-х годах в городах стали появляться первые воскресные школы, в которых бедных детей и взрослых обучали чтению Библии.
Немного позже появляются трудовые школы (schools of industries) также для детей из бедных семей, в которых помимо начального образования обучали ручному труду. Первая подобная школа была открыта в Кэндале, Озерный край, в 1799 году. В ней помимо учителя преподавали три мастера, обучавшие ремеслам (вязание, прядение, сапожное дело).
Очевидно, что развитие всеобщего школьного образования привело в ряды учителей представителей разных социальных групп, обладающих различным уровнем знаний и не имеющих никакой профессиональной подготовки, вынужденных опираться на собственный ученический опыт и учиться своему делу методом проб и ошибок, что не могло не сказаться на качестве знаний их учеников.
Как ни странно, но становлению педагогического образования способствовала начавшаяся в XVII веке утрата ведущими университетами монополии над профессиональным образованием. После Реставрации монархии они стали пристрастно относится к нонконформистам, что привело к созданию новых нонконформистских академий (dissenting academies) профессионального обучения, в которых готовили к карьере в области права, медицины, торговли, гуманитарных наук, инженерного и военного дела. Академии, ориентированные на представителей нового социального класса, стали активно развиваться с 1670 года. В лучших из них было разработано и воплощено на практике новое содержание образования: в них изучали не только греческий и латынь, но и английский, современные иностранные языки, математику и естественные науки (в основном, физику).
Академии были менее изолированными образовательными учреждениями и находились под влиянием передовых педагогических идей Шотландии, Голландии, Германии и Швейцарии. Тем не менее, это совершенно не изменило бытующего в то время представления о преподавателе как ученом человеке, поскольку вплоть до середины XIX века в обществе считалось, что «учителями рождаются, а не становятся».
В этот период сложилось мнение, что специальная подготовка требовалась лишь для учителей начальных школ, которых готовили в этих же школах по системе взаимного обучения. Самые способные выпускники получали возможность учиться в религиозных педагогических колледжах.
Первый британский колледж для подготовки учителей появился в Шотландии (Педагогический колледж Глазго) в 1836 году. Его основатель, Дэвид Стоу, недовольный системой взаимного обучения, пытался придать подготовке учителей профессиональную направленность, опираясь на передовой европейский опыт. Выпускники колледжа, которых называли trainers, преподавали в Шотландии и многих британских колониях. В колледж приезжали студенты и наблюдатели со всего Соединенного Королевства, среди которых был и британский политик Сэр Джеймс Кей-Шаттлворт, основавший в 1840 году первый английский педагогический колледж Бэтлси , ныне Университет св. Марка и Джона (Плимут). Тем не менее, активное внедрение этой системы началось лишь с 1846 года, а учительский сертификат, который присуждался по окончанию колледжа, был введен двумя годами позже.
Важно подчеркнуть, что, хотя выпускники университетов на протяжении многих веков преподавали в учебных заведениях разных типов, никакой специальной профессиональной подготовки они не получали, поскольку преподавание приравнивалось к ремеслу, а не профессии. Университеты занялись разработкой подобных программ только во второй половине XIX века, когда передовой педагогической общественности (Г. Спенсер (1820-1903), Дж. Милл (1806—1873), О. Браунинг (1837—1923), Э. Хьюз (1807—1881) и другие) стало очевидно, что дальнейшее развитие системы государственного школьного образования невозможно без кардинального улучшения качества подготовки учителей . Решить последнюю задачу только силами педагогических колледжей было невозможно.
Таким образом, можно утверждать, что, хотя в Англии систематическая профессиональная подготовка учителей отсутствовала вплоть до середины XIX века, именно средневековые традиции университетского и профессионального образования заложили основы современных эффективных моделей подготовки педагогических кадров на базе университетов, школьных центров и самих школ.
2. Особенности высшего
В настоящее время подготовка учителей в Великобритании осуществляется в колледжах, политехникумах и университетах.
Колледжи как и университеты, присваивают ученые степени (только уровня бакалавра) и выдают дипломы о высшем образовании. Но в отличие от университетов они — узкоспециализированные учебные заведения, например, в таких областях, как образование, живопись, музыка и прочее.
Политехнические институты обычно объединяют науку и технику, искусство, менеджмент и другие предметы; и постепенно подтягивают уровень программ и преподавания до университетских. В результате чего границы между ними постепенно стираются. Некоторые институты уже получили статус университетов.
Университетские колледжи, как правило, являются составной частью университетов. Наконец, есть классические университеты, которые, как и прежде, остаются центрами академического образования и научной работы.
Все университеты, в том числе и педагогические, используют трехступенчатую систему образования и имеют право присуждать ученые степени самостоятельно, а также обладают правом определять, какие степени и ква- лификации они будут предоставлять и какие условия будут применять. Тем не менее, университеты различаются по своей истории, традициям, структуре и предметном содержании.
Университеты часто предлагают широкий спектр преподаваемых курсов для первого и второго уровней высшего образования, а также возможность проведения исследований — главным образом для третьей ступени. Они также могут предлагать некоторые профессиональные квалификации и некоторые квалификации без присвоения ученой степени.
«Старые» университеты предлагают скорее академические курсы, чем профессиональное обучение, хотя они все же предоставляют ряд курсов на получение профессионально аккредитованных степеней, в том числе под — готовку учителей.
Большинство «новых» университетов изначально были политехникума — ми. Вообще, «новые» университеты делают больший акцент на практическое применение знаний, чем «старые» университеты. Следовательно, они предлагают более широкий спектр курсов, которые ведут к получению профессиональных квалификаций.
Предполагается, что большинство студентов, поступающих в университет, указывают желаемую специализацию при подаче документов. Многие программы содержат конкретную предметную область, где этот предмет изучается расширенно, хотя некоторые студенты обучаются по программе смешанных занятий, которая включает две или, иногда, три специализации. Обычно существует достаточно определенный набор курсовых модулей, ко — торые должны охватить общее знание о предмете, а также какой-либо курс по выбору, количество которых со временем увеличивается при переходе на следующий год обучения. Часто в программах обучения имеются также и факультативные занятия. Некоторые программы содержат более широкий круг предметных областей, что обеспечивает хороший профессиональный уровень выпускников.
Все больше курсов предлагается на модульной основе. Модульные курсы обеспечивают повышенную гибкость, давая возможность университетам предлагать разнообразные курсы, а студентам — более легко включаться и исключаться из программы обучения.
В настоящее время становятся все более популярными кредитные схемы, которые удачно согласуются с модульными системами обучения и дают возможность студентам накапливать кредиты (баллы за прослушивание какого-либо курса) на пути к получению полноценной квалификации. Хотя в системе высшего образования Объединенного Королевства нет единой кредитной системы, многие институты используют Схемы по Аккумуляции и Переводу Кредитов или входят в консорциум, который использует одну общую схему. Цель этой системы — помочь студентам создать личный план занятий для получения избранной степени. Эта система дает также возможность использовать кредиты за предшествующее обучение или опыт работы. Схемы, кроме того, упрощают получение степени студентами, которые не могут закончить обучение за один продолжительный период.
Как упомянуто выше, все университеты ориентированы на реализацию трехуровневой системы высшего образования: бакалавриат, магистратура, докторантура.
Степень бакалавра — это первая ступень высшего образования. Бакалаврские программы рассчитаны в среднем на 3–4 года обучения (в Англии и Уэльсе — 3 года, в Шотландии —4 года), после чего выпускники получают степень бакалавра
Первые два года студенты изучают широкий круг базовых предметов, а затем еще два года посвящают специальным дисциплинам по выбран — ному ими профилю. Британским университетам присуща гибкость учебных планов. Студенты имеют возможность изучать самые разнообразные дисциплины, даже если они преподаются на разных факультетах. Учебный процесс включает такие формы обучения как лекции, семинары, тьюториалы (то есть работу студента под руководством тьютора) и самостоятельную работу. Тьютор, в отличие от обычного преподавателя, не обучает какому-то предмету, а помогает студенту составить личный план обучения и консультирует его по данному вопросу в течение всего срока обучения. Занятий по сравнению с российской действительностью — немного, однако кажущаяся свобода во — все не означает, что учиться легко или вообще не обязательно. Дело в том, что английские студенты привыкли сами контролировать свои занятия.
Степень магистра — вторая ступень высшего образования. Степени Магистра присваивают по окончании учебных курсов, или программ исследования, или их комбинации. Более длительные программы, основанные на исследовании, обычно ведут к получению степени. Большинство магистерских курсов длятся не менее года (на очном отделении), и проходят их обычно люди, которые уже получили степень бакалавра.
Степень доктора наук — третья ступень высшего образования (здесь под философией понимаются науки вообще, а не собственно философия). Эта степень предусматривает более длительные программы, основанные на исследованиях. Докторскую степень присваивают за развитие и интерпретацию знаний, полученных по какой-либо дисциплине, посредством собственных исследований. Докторские программы, которые могут включать в себя исследование, но обязательно включают и обучение, обычно ведут к присвоению званий, которые включают названия дисциплины. Обучение для обретения степени доктора обычно занимает три года на очном отделении после присвоения степени магистра.
Следует подчеркнуть, что педагогическое образование в Англии имеет ряд интересных практических особенностей, например:
• вуз обязан наблюдать за работой своих выпускников в школе не менее года после выпуска;
• вуз обязан привлекать к учебному процессу лучших школьных учителей. Особенностями системы образования в Англии и Уэльсе является также
то, что учителя, которые преподают в субсидируемых школах должны обладать Статусом Квалифицированного Учителя. Учителя, прошедшие подготовку за границей, могут также получить Статус Квалифицированного Учителя. С 1983 года все недавно квалифицированные учителя имеют ученую степень.
В последние годы в системе начальной подготовки школьных учителей в Англии и Уэльсе проводятся реформы согласно следующим принципам:
• начальная подготовка учителей должна содержать большое количество высококачественных курсов, которые ведут к обретению Статуса Квалифицированного Учителя и включают различные квалификации;
• школы должны играть большую и влиятельную роль в начальной подготовке учителей и по возможности сотрудничать с вузами;
В результате тенденции к обеспечению студентов практикой в боль — шей степени, чем раньше, ответственность теперь лежит как на вузах, так и на школах. Курсы теперь предлагаются или вузами со школами-партнерами или, в ограниченном числе случаев, группами школ, которые консультируются с вузами.
3. Система педагогического образования в Великобритании
Школьных учителей готовят общие и педагогические колледжи, а также педагогические отделения университетов. Имеются частные и государственные высшие педагогические учебные заведения. В университетах годичную педагогическую подготовку проходят после 3 лет обучения на каком-либо факультете, т.е. освоив определенный академический курс и получив специализацию по 1-3 дисциплинам.
Информация о работе Педагогическое образование в Великобритании