Педагогическое новаторство А.С.Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:48, доклад

Краткое описание

Педагогическая деятельность А.С.Макаренко (1888-1939гг.) в колониях для малолетних правонарушителей началась еще в 20-е годы - в колонии им. А.М.Горького и в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского. Опубликованная в 1933г. "Педагогическая поэма" А.С.Макаренко вызвала в стране огромный интерес.

Файлы: 1 файл

Педагогическое новаторство А.doc

— 29.00 Кб (Скачать)

Педагогическое  новаторство А.С.Макаренко

Педагогическая  деятельность А.С.Макаренко (1888-1939гг.) в  колониях для малолетних правонарушителей началась еще в 20-е годы - в колонии  им. А.М.Горького и в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского. Опубликованная в 1933г. "Педагогическая поэма" А.С.Макаренко вызвала в стране огромный интерес. Это литературное произведение оценивалось в те годы как манифест нового воспитания, в центре которого находится коллектив, создающий благоприятные условия для развития личности. Сама идея воспитания в коллективе и с помощью коллектива для формирования человека была доминирующей в советской педагогике с начала 20-х и до 80-х гг. ХХв.

В своих литературно-педагогических произведениях А.С.Макаренко много  внимания уделял методике организации  воспитательного процесса; подчеркивал значение самоуправления воспитанников как решающего фактора воспитательного воздействия на детей; указывал на роль традиций, обычаев, стиля и тона отношений, складывающихся в данном коллективе.

А.С.Макаренко  видел задачу школы в том, чтобы из своих стен она выпускала энергичных и целеустремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества.

Считал необходимым  воспитывать у коммунаров чувство  долга, чести, волю, характер, активную дисциплину борьбы и преодоления. Дисциплина в понимании Макаренко не только дисциплина торможения, но и активности. Дисциплину А.С.Макаренко называет лицом коллектива, его голосом, красотой, подвижностью, мимикой, убежденностью, самочувствием гражданина и результатом воспитания.

А.С.Макаренко  считал, что одним из средств воспитания является раннее включение учащихся в производительный труд, который  приносит пользу коллективу, обществу, самой личности. Но в использовании  труда как средства воспитания нельзя допускать узкой специализации, т.к. "труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы" не "труд - работа", а "труд - забота".

А.С.Макаренко  в своих работах поднимал и  проблему наказаний. Он считал, что наказания должны соответствовать проступку, иметь индивидуальный характер, не быть частыми, пробуждать сознание справедливости и вины "Чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему", - вот девиз педагога Макаренко.

Большое внимание Макаренко уделял вопросам семейного  воспитания. Секрет семейного воспитания он видел в честном выполнении родителями их долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношения между собой - все это влияет на детей, формирует их личность.

Главное условие  эффективности семейного воспитания: полная, крепкая, дружная семья, коллектив, где царят любовь и взаимное уважение, четкий режим и трудовая деятельность всех. Выделяет несколько видов ложных родительских авторитетов.

Его оригинальные теории и практика, своей неоднозначностью вызывающие и сейчас острые дискуссии  и споры, получили широкое признание  не только у нас в стране, но и  за рубежом.

Жизненный путь

Родился 1 марта 1888г.

Окончил городское  училище и одногодичные педагогические курсы в 1905 году.

1905-1911гг. - учитель  Крюковского железнодорожного училища. 

1911-1914гг. - учитель  Долинского 2х-классного училища. 

1914-1917гг. - учеба  в Полтавском учительском институте. Окончил с золотой медалью.

1917-1920гг. - инспектор,  затем заведующий начального  городского училища в г.Полтаве. 

1920-1928гг. - организатор  и руководитель колонии им.А.М.Горького.

1928-1935гг. - руководитель  трудовой коммуны им.Ф.Э.Дзержинского.

1935-1937гг. - помощник  начальника отдела трудовых колоний  Украины. 

1937-1939гг. - литературно-педагогическая  деятельность.

Скончался 1 апреля 1939г.

Труды

В 1950-1952гг. вышли  сочинения А.С.Макаренко в семи томах. Издательство Академии педагогических наук.

В 1957г. - второе издание  сочинений А.С.Макаренко.

Т.1. - "Педагогическая поэма".

Т.2. - "Марш 1930 года", "ФД - 1", "Мажор".

Т.3. - "Флаги  на башнях".

Т.4. - "Книга  для родителей", "Лекции о воспитании детей".

Т.5. - статьи, стенограммы  выступлений, докладов и лекций А.С.Макаренко по общим вопросам педагогики и воспитания в советской школе, детских домах и колониях.

Т.6. - повесть "Честь", литературные сценарии "Настоящий  характер" и "Командировка".

Т.7. - публицистические статьи и заметки, рассказы и очерки, высказывания о творческом труде писателей, статьи, посвященные А.М.Горькому, и переписка с ним.

Информация о работе Педагогическое новаторство А.С.Макаренко