Педагогическая теория А.С.Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:57, реферат

Краткое описание

В данном реферате будут рассмотрены основные концепции педагогической теории А. С. Макаренко, таких как проблема воспитания и развития личности, а также коллективное воспитание, как представлял собой его великий педагог А. С. Макаренко, и какого значение педагогической системы Макаренко имеет для военной педагогики, но сначала приведем некоторые биографические данные из жизни этого великого педагога.

Оглавление

Вступление 3
Творческий путь А. С. Макаренко 4
Основные концепции педагогической теории А.С. Макаренко 5
А.С. Макаренко о коллективном воспитании 14
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Содержание

Вступление

                  В каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива.

                  А.С. Макаренко

     Человек — биосоциальное существо. Воспитание человека возможно только в окружении  людей. Только в обществе себе подобных он может усвоить все знания и навыки, необходимые для жизни. Воспитание в коллективе для него естественно. Оно дает человеку необходимый опыт общения и взаимодействия с окружающими. Эффективность такого воспитания обуславливает также тот факт, что общественное мнение чаще всего имеет для человека большое значение. Следовательно коллектив обладает значительным влиянием на личность. Это влияние можно эффективно использовать в воспитательных целях.

     Вопросу коллективного воспитания посвящены  работы великого педагога А.С. Макаренко. Наследие Антона Семёновича давно и заслуженно стало классикой отечественной и мировой педагогики. Технология жесткого коллективного воспитания опиралась на советскую идеологию. Общественный строй поменялся. Но технология А.С. Макренко сохраняет свою актуальность. Его теория стала некой базой, которую, вполне можно адаптировать и использовать сегодня.

     В военной области значение такого понятия как коллектив, и примнение  такого понятия как коллективное воспитание будет как нигде кстати, ведь невозможно представить себе армию вне коллектива, но ни один коллектив невозможно воспитать без индивидуального подхода к каждому военнослужащему.

     В данном реферате будут рассмотрены  основные концепции педагогической теории А. С. Макаренко, таких как проблема воспитания и развития личности, а также коллективное воспитание, как представлял собой его великий педагог А. С. Макаренко, и какого значение педагогической системы Макаренко имеет для военной педагогики, но сначала приведем некоторые биографические данные из жизни этого великого педагога.

Творческий путь А. С. Макаренко

                  В каждой мысли, в  каждом движении, в каждом дыхании нашей жизни звучит слава нового гражданина мира. Разве можно не услышать этого звучания, разве можно не знать, как мы должны воспитывать наших детей?

                                                           А. С. Макаренко

      Антон  Семенович Макаренко родился  1 марта 1888 года  в городке  Белополье  Харьковской губернии  в простой  рабочей семье. Семье Макаренко  жилось трудно.  Еле-еле удавалось  свести концы с концами. Но родители твердо решили дать своему сыну образование. Поэтому в 1895 году Антон поступает  учиться сначала в Белопольскую школу, а затем  в  1901 году  в Кременчугское четырехклассное училище. И  в  Белополье, и в Кременчуге Антон учился отлично, выделялся  среди соучеников глубиной знаний, широтой кругозора.    В документе об окончание училища у Антона стояли только пятерки. Проучившись еще год  на специальных педагогических курсах, Антон Семенович Макаренко получил свидетельство, которое удостоверяло его звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских двухклассных училищах Министерствах народного просвещения.   Это было в 1905 году, а уже в  сентябре этого года  в двухклассном железнодорожном училище небольшого посада Крюков, что расположен на правом берегу Днепра, стал работать новый учитель – Антон   Семенович Макаренко. В 1914 году в Полтаве открылся учительский институт. Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко был зачислен студентом Полтавского учительского института.

           В 1916 году Антона  Семеновича призвали в царскую армию. Около полугода был он на действительной военной службе, пока в марте 1917 года Макаренко не сняли с военного учета: по причине близорукости.  Антон Семенович вернулся в Полтавский учительский институт.  Институт закончил первым по успеваемости и был награжден золотой медалью.  В 1917-1919г.г. он заведовал школой в Крюкове.  В 1920 г. принял   руководство детской колонией под Полтавой в дальнейшем колония им. Горького.  В 1928-1935г.г. работал в детской коммуне им. Дзержинского в Харькове.  С июля 1935 года он – помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. В 1937 году А.С. Макаренко приезжает в Москву, где в дальнейшем и проходит его литературная и общественно-педагогическая деятельность. Со второй половины 1930-х годов Макаренко фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли ставшие уже классикой педагогические сочинения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и другие. Первого февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко был награждён Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области литературы». Первого апреля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко поехал с переработанным сценарием в Москву, на кинофабрику. В поезде ему внезапно стало плохо. Через  несколько минут  Макаренко скончался. Врачи констатировали внезапную смерть от разрыва сердечной мышцы.

Основные  концепции педагогической теории А.С. Макаренко

      Первой концепцией теории является – проблема воспитания и развития личности.

      Из  истории педагогики хорошо известно, что от того, как понималось воспитание тем или иным педагогом, во многом зависели его успехи в педагогической практике и теории. Так, исходя из понимания воспитания как упражнения естественных сил воспитанника в процессе его жизни, Песталоцци создал прогрессивную для своего времени теорию элементарного образования.

      Понимая воспитание в широком смысле как  многостороннее влияние среды на становление человека, К. Д. Ушинский предпринял опыт создания педагогической антропологии и заложил основы теории развития личности – основного фундамента педагогического знания. И все же, несмотря на эти достижения, до А. С. Макаренко воспитание традиционно понималось как воздействие на личность воспитанника, как деятельность воспитателя.

      К. Н. Вентцель, а вслед за ним П. П. Блонский подвергали критике такой  взгляд на воспитание. Но только Макаренко  с определенностью не противопоставляет  воспитание и развитие детей, рассматривает их в единстве, а главной задачей педагога считает не воздействие на ребенка, а содействие его развитию, стимулирование верного направления этого развития с целью раскрытия сил и способностей каждой личности.

      Это тонко подметил один из исследователей педагогического опыта Антона Семеновича И. Ф. Козлов. В одном из первых исследований педагогического творчества Антона Семеновича он пишет: «В своей практической работе и теоретических обобщениях А. С. Макаренко исходил из того непреложного закона, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности – учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п. В результате упражнения вовлеченных в нее естественных сил детей происходит развитие этих сил, а вместе с тем и образование соответствующих содержанию и характеру деятельности знаний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целом».

      Развитие  личности, по Макаренко, составляет содержательную основу воспитания. Не поняв этого, мы не поймем главного в системе  выдающегося педагога. Продолжая лучшую традицию гуманистической педагогики, Макаренко утверждает: жизнь – главный воспитатель, и задача воспитателя состоит, прежде всего, в организации этой жизни, в насыщении ее всем богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отношений людей. В этом Макаренко видит стратегию организации воспитательного процесса.

      Но  формула «жизнь воспитывает» у Макаренко  имеет еще одно значение. Он поясняет его так: бессмысленна всякая попытка  отгородить ребенка от могучего влияния  жизни общества, народа и подменить этот естественный процесс домашней дрессировкой. Воспитатель, если он хочет счастья воспитаннику, если он хочет воспитать полноценного человека, не имеет права создавать ему тепличные условия, пряча его от реальной действительности.

      Подлинный гуманизм не в этом. Сверхзадача  каждого воспитателя – родителя, педагога и взрослых людей вообще – заключается в том, чтобы  разумно вести детей по дороге жизни, ставя их в позицию борцов за лучшую жизнь на земле. И так во всем, в большом и в малом, никогда не забывая истины: «в воспитательной работе нет пустяков». Такова макаренковская философия воспитания. Осмыслить ее – значит понять главное в педагогическом новаторстве Антона Семеновича.

      Далее. Ни современники Макаренко, ни более  поздние его последователи не сумели понять и в должной мере оценить того, что составляло саму душу его воспитательной системы – педагогическую логику, точнее – технологическую логику новою педагогического мышления.

      С начала 30-х годов в художественных произведениях и других работах Антона Семеновича все чаще появляется непривычная для педагогики лексика: «педагогическое производство», «материал», «проектирование», «продукт», «педагогическое мастерство», «педагогическая техника». Проще всего предположить: работая в те годы в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского, Макаренко лично возглавлял завод по производству электроинструментов и фотоаппаратов, где трудились его воспитанники, и поэтому использовал техническую терминологию в своих трудах в качестве своеобразных синонимов и художественной символики.

      Сама  идея педагогической технологии выдвигалась  в те годы и другими педагогами. В 1927 г. в Москве была издана под весьма характерным названием «На путях  к индустриализации школы» небольшая  книжечка талантливого директора Шатурской школы, входившей в состав 2-й опытной станции Наркомпроса, М.Камшилова, который уже тогда писал, что школа должна «…перейти в своей работе на принципы рационализированной фабрики, рационализированного завода». Макаренко шел по этому пути.

      В развитии всех наук легко проследить тенденцию перехода от длительного периода сбора эмпирических данных к построению философии науки, ее методологических основ, а затем и к построению теории. Исподволь готовится переход к новому, высшему этапу развития научного знания – этапу технологическому. Возникновение и совершенствование различных технологий знаменует начало научно-технической революции. Быстрее этот процесс происходит в сфере материального производства. На наших глазах он охватывает медицину и педагогику. И непреходящее значение педагогического творчества А. С. Макаренко в том, что оно па деле знаменует переход педагогической науки в это новое состояние.

      Величайшая  заслуга Антона Семеновича в том, что он одним из первых сумел разглядеть рождение педагогических технологий и сформулировал основные постулаты технологической педагогической логики.

      Вот эти принципиальные положения:

      - ни одно действие педагога  не должно стоять в стороне  от поставленных целей;

      - никакое педагогическое средство  не может быть объявлено раз  и навсегда полезным либо вредным; отдельное средство может быть и положительным, и отрицательным; решающим является действие всей системы средств;

      - никакая система воспитательных  средств не может быть установлена  раз и навсегда: она изменяется  и совершенствуется в точном соответствии с развитием ребенка и поступательным движением общества;

      - всякое средство должно быть  педагогически целесообразным, что  проверяется опытным путем.

      Надо  сказать, что мы еще только приступили к осмыслению этих постулатов и пока не научились использовать их при анализе конкретных педагогических фактов. Нам предстоит еще учиться мыслить по-макаренковски.

      Антон Семенович ввел в педагогику целый  ряд принципиально новых терминов. Среди них – «педагогическая  техника», «мастерство», «проектировка или программа личности», «воспитательный коллектив», «тон и стиль жизни коллектива», «педагогический коллектив», «длительность педагогического коллектива» «педагогический центр», «ближняя, средняя и дальняя перспективы» и ряд других. Часть этих понятий уже прочно вошли в педагогику. Другие находятся в стадии осмысления. Но заметим – эти понятия не просто новые наименования для старых вещей. Они – отражение новых педагогических явлений, фактов новых действий педагогов, направлений воспитательной работы.

      Макаренко углубил значение, а во многих случаях  дал новую трактовку большей  части традиционных понятий теории воспитания, прежде всего таких, как  «требование» «наказание» «поощрение», «дисциплина», «режим» и др. За этим переосмыслением также стоят  принципиально новые педагогические решения, новые подходы к воспитанию.

      Переосмысление  и переработка понятийного аппарата педагогической науки, несомненно, составляет основу педагогической логики Макаренко.

Информация о работе Педагогическая теория А.С.Макаренко