Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:57, реферат
В данном реферате будут рассмотрены основные концепции педагогической теории А. С. Макаренко, таких как проблема воспитания и развития личности, а также коллективное воспитание, как представлял собой его великий педагог А. С. Макаренко, и какого значение педагогической системы Макаренко имеет для военной педагогики, но сначала приведем некоторые биографические данные из жизни этого великого педагога.
Вступление 3
Творческий путь А. С. Макаренко 4
Основные концепции педагогической теории А.С. Макаренко 5
А.С. Макаренко о коллективном воспитании 14
Заключение 20
Список используемой литературы 21
Коллектив по мнению А.С. Макаренко должен обладать следующими признаками:
1)мажор — основное качество жизни. «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность».
2)ощущение
собственного достоинства и
3)защищенность каждого в коллективе
4)внешняя красота и эстетика
5)присутствие игры в жизни коллектива
Организация воспитательного процесса у Макаренко — это организация формирования коллектива, который станет объектом и субъектом воспитательного воздействия. Воспитательная работа — прежде всего организация, т.е. способность организовать жизнедеятельность детей. Уважение в работе руководителя должно сочетаться с требовательностью.
Ведущие отношения в коллективе — деловые и трудовые. Трудовая деятельность является основной. Труд сам по себе не воспитывает, а воспитывает его смысл.
Самоуправление в коллективе имело демократический характер. Каждый член коллектива имел право голоса, свободно высказывал свое мнение. «Общее собрание членов коммуны было действительно реальным правящим органом.» На общем собрании избирались органы самоуправления: совет командиров, санкомиссия, хозкомиссия; эти органы работали по плану и регулярно.
Вся
многообразная деятельность воспитанников
была слаженной и четко
Можно выделить следующие концептуальные идеи и принципы технологии А.С. Макаренко:
1)Концепция перспективных линий (ребенок должен понимать, зачем живет...) «Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость».
2)Главный
инструмент воспитания —
3)Включение
детей в совместную
4)Принцип оптимистической веры в ребенка
“Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать”
5)Принцип доверия
6)Принцип
сочетания высочайших
«Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему».
7)Принцип
параллельного воздействия (
8)Идея разновозрастных отрядов
9)Использование
соревнования и игры в жизни
детей. В детском возрасте
10)Включение коллектива в систему широких социальных связей.
«Настоящая педагогика - это та, которая повторяет педагогику всего общества».
Макаренко был уверен, что его педагогические идеи и практические выводы не являются частными, специфическими для детей особого контингента. Он установил, «что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно» Поэтому его технология может распространяться на все категории детей.
Таковы в основных чертах представления А.С. Макаренко о коллективе и воспитании в нем. Он считал, что не может быть абсолютной, единственно верной теории. Его открытия были рождены самой жизнью, подкреплены практикой и совершались в совместной деятельности педагога с воспитанниками.
Военная педагогика XXI века... Какой она будет?
Она будет продолжать развиваться, выпуская своих воспитанников со стороны воспитания полностью готовых к дальнейшей жизни вне армии, вне военных образований. Но без теории великого педагога А. С. Макаренко невозможно было достичь таких высоких результатов в воспитательной деятельности. Теория этого великого педагога давно уже стала основой педагогического знания.
Педагогика – наука опытная. Именно педагогический опыт является основным животворным источником и главным методом добывания знаний о воспитании и его законах, а также точным критерием истинности этих знаний. Педагогика Макаренко рождалась не «…в мучительных судорогах кабинетного ума», как он сам говорил, а в самоотверженной борьбе за спасение беспризорных детей, за их лучшую жизнь. И нельзя забывать, что опыт есть единство теории и практики. Причем по мере развития и совершенствования теории ее удельный вес и значение в опыте нарастают. На этом пути научно-педагогического решения практических задач воспитания и обучения будет развиваться, и становиться все более практичной педагогика XXI века.
Люди давно заметили: когда поднимаешься в гору, линия горизонта словно отодвигается, и чем выше ты поднялся, тем дальше видишь. «Низко – так близко, а высоко – так далеко», – свидетельствует пословица. Педагогический опыт Макаренко – высочайшая вершина современной педагогики. И если мы сегодня дерзаем заглянуть в будущее педагогики, то только оттого, что стоим на плечах гиганта.
1. Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. – Полтава, 1983.
2. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.
3. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. – М., 1989.
4. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972.
5. Моргун В. Ф. Психическая и социальная зрелость личности. А. С. Макаренко и Полтавщина. / Под ред. И. Ф. Кривоноса. – Полтава, 1986.
6. Педагогика. / Под ред. П. А. Пидкасистого. – М.: Акалис, 2007.
7. Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1987.
8. Фролов А. А. Организация воспитательного процесса в практике А. С. Макаренко. / Под ред. В. А. Сластенина и Н. Э. Фере. – Горький, ГГПИ им М. Горького, 1976.