Педагогическая теория А.С.Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:57, реферат

Краткое описание

В данном реферате будут рассмотрены основные концепции педагогической теории А. С. Макаренко, таких как проблема воспитания и развития личности, а также коллективное воспитание, как представлял собой его великий педагог А. С. Макаренко, и какого значение педагогической системы Макаренко имеет для военной педагогики, но сначала приведем некоторые биографические данные из жизни этого великого педагога.

Оглавление

Вступление 3
Творческий путь А. С. Макаренко 4
Основные концепции педагогической теории А.С. Макаренко 5
А.С. Макаренко о коллективном воспитании 14
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

      Коллектив по мнению А.С. Макаренко должен обладать следующими признаками:

      1)мажор  — основное качество жизни.  «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность».

      2)ощущение  собственного достоинства и гордости  за свой коллектив

      3)защищенность  каждого в коллективе

      4)внешняя  красота и эстетика

      5)присутствие  игры в жизни коллектива

      Организация воспитательного процесса у Макаренко  — это организация формирования коллектива, который станет объектом и субъектом воспитательного  воздействия. Воспитательная работа — прежде всего организация, т.е. способность организовать жизнедеятельность детей. Уважение в работе руководителя должно сочетаться с требовательностью.

      Ведущие отношения в коллективе — деловые  и трудовые. Трудовая деятельность является основной. Труд сам по себе не воспитывает, а воспитывает его смысл.

      Самоуправление  в коллективе имело демократический  характер. Каждый член коллектива имел право голоса, свободно высказывал свое мнение. «Общее собрание членов коммуны  было действительно реальным правящим органом.» На общем собрании избирались органы самоуправления: совет командиров, санкомиссия, хозкомиссия; эти органы работали по плану и регулярно.

      Вся многообразная деятельность воспитанников  была слаженной и четко организованной благодаря самоуправлению.

      Можно выделить следующие концептуальные идеи и принципы технологии А.С. Макаренко:

      1)Концепция  перспективных линий (ребенок  должен понимать, зачем живет...) «Воспитать  человека - значит воспитать у  него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость».

      2)Главный  инструмент воспитания — коллектив  “Только создав единый коллектив,  можно разбудить в детском  сознании могущественную силу  общественного мнения как регулирующего  и дисциплинирующего воспитательного  фактора”, - писал Макаренко

      3)Включение  детей в совместную деятельность

      4)Принцип  оптимистической веры в ребенка

      “Хорошее  в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать” 

      5)Принцип  доверия

      6)Принцип  сочетания высочайших требований  и уважения

      «Как  можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему».

      7)Принцип  параллельного воздействия (одновременное  воздействие педагога на личность  и на коллектив)Макаренко считал, что воздействовать на отдельную  личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. В этом принципе реализуется требование коллектива - “один за всех и все за одного”. “Принцип параллельного действия” не исключает, однако, применения “принципа индивидуального действия” - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника

      8)Идея  разновозрастных отрядов

      9)Использование  соревнования и игры в жизни  детей. В детском возрасте игра  имеет большое значение, и ребенок,  писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».

      10)Включение  коллектива в систему широких  социальных связей.

      «Настоящая педагогика - это та, которая повторяет педагогику всего общества».

      Макаренко был уверен, что его педагогические идеи и практические выводы не являются частными, специфическими для детей особого контингента. Он установил, «что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно» Поэтому его технология может распространяться на все категории детей.

      Таковы  в основных чертах представления  А.С. Макаренко о коллективе и  воспитании в нем. Он считал, что  не может быть абсолютной, единственно  верной теории. Его открытия были рождены  самой жизнью, подкреплены практикой  и совершались в совместной деятельности педагога с воспитанниками.

Заключение

      Военная педагогика XXI века... Какой она будет?

      Она будет продолжать развиваться, выпуская своих воспитанников со стороны  воспитания полностью готовых к  дальнейшей жизни вне армии, вне  военных образований. Но без теории великого педагога А. С. Макаренко невозможно было достичь таких высоких результатов в воспитательной деятельности. Теория этого великого педагога давно уже стала основой педагогического знания.

      Педагогика  – наука опытная. Именно педагогический опыт является основным животворным источником и главным методом добывания знаний о воспитании и его законах, а также точным критерием истинности этих знаний. Педагогика Макаренко рождалась не «…в мучительных судорогах кабинетного ума», как он сам говорил, а в самоотверженной борьбе за спасение беспризорных детей, за их лучшую жизнь. И нельзя забывать, что опыт есть единство теории и практики. Причем по мере развития и совершенствования теории ее удельный вес и значение в опыте нарастают. На этом пути научно-педагогического решения практических задач воспитания и обучения будет развиваться, и становиться все более практичной педагогика XXI века.

      Люди  давно заметили: когда поднимаешься в гору, линия горизонта словно отодвигается, и чем выше ты поднялся, тем дальше видишь. «Низко – так близко, а высоко – так далеко», – свидетельствует пословица. Педагогический опыт Макаренко – высочайшая вершина современной педагогики. И если мы сегодня дерзаем заглянуть в будущее педагогики, то только оттого, что стоим на плечах гиганта.

Список  используемой литературы

    1. Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. – Полтава, 1983.

    2. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.

    3. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. – М., 1989.

    4. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972.

    5. Моргун В. Ф. Психическая и социальная зрелость личности. А. С. Макаренко и Полтавщина. / Под ред. И. Ф. Кривоноса. – Полтава, 1986.

    6. Педагогика. / Под ред. П. А. Пидкасистого. – М.: Акалис, 2007.

    7. Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1987.

    8. Фролов А. А. Организация воспитательного процесса в практике А. С. Макаренко. / Под ред. В. А. Сластенина и Н. Э. Фере. – Горький, ГГПИ им М. Горького, 1976.

Информация о работе Педагогическая теория А.С.Макаренко