Педагогическое мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Студенческая скамья — отличное время для подготовки к будущей профессиональной деятельности. Бесполезных знаний нет. Это уже само по себе важно. А процесс получения знаний — прекрасное условие для всестороннего развития. Студенчество — особая социальная категория, отличающаяся высоким уровнем образования и познавательной мотивации, активным потреблением культуры.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….3

1. Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность……………………….5

2. Основные психолого-педагогические условия формирования педагогического мастерства………………………………………………………………………………10

3. Заключение……………………………………………………………………………..20

4. Список использованной литературы………………………………………….……..

Файлы: 2 файла

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 59.87 Кб (Скачать)

     Мастерство  педагога заключается в умении превратить ситуацию в педагогическую задачу, тем самым направить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая педагога к поставленной цели.

     Ситуация  может не стать задачей, если педагог  не замечает или игнорирует ее, подчас не придавая ей значения. Она может восприниматься как задача, но решаться нецелесообразно, если он реагирует на возникшую ситуацию окриком, подчас не разрешая конфликт, а усугубляя его.

 

              

  

    
 
 

    
 
 
 
 
 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Рис. 2. Педагогическая ситуация и педагогическая задача

     Первый  этап решения педагогической задачи — анализ ситуации и осознания проблемы.

     Второй  этап — анализ исходных данных, таких, как место ситуации в целостном процессе педагогической деятельности, характеристика воспитанников, воспитателей, их взаимоотношений. В результате осознаются мотивы поступков, цели деятельности, специфика условий, особенности взаимоотношений. Увлеченный своей позицией педагог может не разглядеть истинных мотивов поведения учащихся (студентов).

     Заключительный  этап — выдвижение гипотезы, когда педагог выбирает из имеющегося теоретического багажа и опыта наиболее целесообразные приемы, требующие активного мышления и воображения.

     После того как пройдены все фазы решения  педагогической  задачи, выбирается система методов, ибо один прием оказывается малодейственным.

     Существует  народная поговорка: «Не корми меня тем, чего я не ем». Ибо нельзя научить — можно только научиться. 
 

 

             

     Заключение

     Педагогическое  мастерство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Педагог обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

     Однако, педагог - мастер в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий педагог, Педагог с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.

     Педагог - не только профессия, суть которой  передавать знания, но и высокая  миссия сотворения личности, утверждения  человека в человеке. В этой связи  можно выделить совокупность социально  и профессионально обусловленных  качеств педагога: высокая гражданская  ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и  способность им отдать им свое сердце; духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готовность к созданию новых ценностей и  принятию творческих решений; потребность  в постоянном самообразовании; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

     Основным  условием формирования психолого-педогагического формирования педагогического мастерства является: идейная убежденность, общественная активность, склонность к доминированию, социальный оптимизм, коллективизм, профессиональная позиция и призвание к инженерно-педагогической деятельности; психодинамические свойства: возбудимость, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, высокий темп психической реакции, успешность формирования навыков.

     Немало  важным является и общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, инженерно-технический кругозор, педагогическая техника, компьютерная подготовленность, умения и навыки по рабочей профессии, общая культура.

     Очень важны для формирования педагогического  мастерства личностные качества: организованность, социальная ответственность, коммуникативность, прогностические способности, способность к волевому воздействию, эмоциональная отзывчивость, доброта, тактичность, рефлексия на свое поведение, профессионально-педагогическое мышление, техническое мышление, произвольное внимание, педагогическая наблюдательность, самокритичность, требовательность, самостоятельность, креативность в области педагогической и производственно-технологической деятельности;

 

      Список использованной литературы

     1. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения,

     2. Основы педагогического мастерства : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Д.Якушева. — М. : Издательский Центр «Академия», 2008. — 256 с.М.: Высшая школа, 1990.-119с.

     3. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология» — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.

     4. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 12.65 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Педагогическое мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования