Педагогическое мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Студенческая скамья — отличное время для подготовки к будущей профессиональной деятельности. Бесполезных знаний нет. Это уже само по себе важно. А процесс получения знаний — прекрасное условие для всестороннего развития. Студенчество — особая социальная категория, отличающаяся высоким уровнем образования и познавательной мотивации, активным потреблением культуры.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….3

1. Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность……………………….5

2. Основные психолого-педагогические условия формирования педагогического мастерства………………………………………………………………………………10

3. Заключение……………………………………………………………………………..20

4. Список использованной литературы………………………………………….……..

Файлы: 2 файла

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 59.87 Кб (Скачать)

Введение

     Каждый  человек за свою жизнь много раз  побывает и в роли ученика, воспитанника, и в роли учителя, воспитателя (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.). Поэтому  профессия педагога - одна из древнейших в мире.

     В становлении личности человека важнейшее значение имеет образование. Оно обеспечивает не только познание мира, но и развитие индивидуальности каждого человека, его самобытности.

     Еще С.И.Гессен ставил актуальную и в  наши дни проблему взаимоотношения образования и культуры. Необходимым условием этой связи является взаимопроникновение образования в культуру и, наоборот, культуры в образование.

        Образование — часть культуры, оно влияет на ее сохранение и развитие. Образовательный процесс обеспечивает познание мира, развивает личность в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии, дает возможность осваивать все богатство мировой культуры.

     По  словам Е.В.Бондаревской, человек свободен для культурного саморазвития и жизнетворчества, ибо человек культуры — свободная личность, способная к самоопределению; человек культуры — гуманная личность, так как он свободен в нравственном и эстетическом самосовершенствовании; человек культуры — духовная личность.

       Воспитание такой личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии; потребностей в красоте, общении с родными, друзьями, природой; потребностей в творчестве, автономии своего внутреннего мира, поисках смысла жизни, счастья, идеала; человек культуры — личность творческая и адаптивная, вариативно мыслящая, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию1.

     Перестройка системы образования в России дала новые целевые ориентиры учебно-воспитательного процесса: «поворот» к личности, создание условий для ее развития2.

     Профессиональная  подготовка современного специалиста  включает в себя фундаментальные общеобразовательные, психологопедагогические и специальные знания, изучение современных педагогических технологий, формирование установки на инновации и творчество. В связи с этим важнейшей стороной профессионального становления учителя является постижение педагогического мастерства. Путь к его вершине сложный, но удивительно интересный!

     Студенческая  скамья — отличное время для подготовки к будущей профессиональной деятельности. Бесполезных знаний нет. Это уже само по себе важно. А процесс получения знаний — прекрасное условие для всестороннего развития. Студенчество — особая социальная категория, отличающаяся высоким уровнем образования и познавательной мотивации, активным потреблением культуры.

     Развитие  способности к творческому и  внутреннему преображению по канонам истины, добра и красоты — это путь воспитания духовности, путь возрождения российской интеллигенции.

 

             

     1. Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность

     Подготовка  конкурентоспособного и востребованного  на рынке труда специалиста требует большого педагогического мастерства.

     Педагогическое  мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.

     Педагогическое  мастерство — это высокий уровень  профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных  педагогических задач, в эффективном  достижении способов и целей учебно-воспитательной работы. 
Его более конкретными внешними показателями являются: высокий уровень исполнения, качество работы преподавателя; целесообразные, адекватные педагогическим ситуациям действия преподавателя; достижение результатов обучения, воспитания, самостоятельной работы студентов; развитие у них способности самостоятельно учиться, добывать знания, привлечение к самостоятельному проведению научных исследований.

     С внутренней стороны педагогическое мастерство — это функционирующая  система знаний, навыков, умений, психических  процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач. В  этом плане педагогическое мастерство — выражение личности преподавателя, его возможностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью.

     Внутренняя  сторона педагогического мастерства включает знания, навыки, умения, профессионально  важные качества преподавателя, положительное  отношение к педагогическому  труду, интерес и любовь к нему, педагогические и организаторские  способности, адекватные требованиям  профессии черты характера, проявления темперамента, особенности психических процессов, психологическую готовность (длительную и ситуативную) к деятельности.

     Поскольку воспитание, обучение, руководство  выступают в деятельности преподавателя  в единстве, педагогическое мастерство имеет своей психологической  основой систему знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств, необходимую для успешного и  творческого решения задач воспитания, обучения, управления умственной деятельностью  студентов и организации их самостоятельной  работы.

     Мастер  — это человек, «особенно сведущий или искусный в деле своем»3. Педагог-мастер — это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.

     Сущность  педагогического мастерства (рис. 1) заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность.

     Уникальный  пример владения педагогическим мастерством  в отечественной педагогике представляет деятельность А.С.Макаренко, который сумел из трудных, искалеченных детских судеб создать удивительный коллектив, самозабвенно совершенствующий себя, воспринимающий труд как радость.

     Педагогическое  мастерство проявляется в деятельности, но к ней не сводится. Оно характеризуется высоким уровнем развития специальных умений, но и это не главное. Главное — в позиции педагога, способности виртуозно управлять деятельностью своих учеников.

 

     

               

               
         

             

             

             

               

             

             

             

               

             

               

             

               

     

       
 

               Рис. 1. Слагаемые педагогического мастерства 

     Как и любая другая, педагогическая деятельность включает следующие компоненты: цель, средства, объект, субъект, отличающийся своей спецификой.

     Цели  деятельности преподавателя определяются обществом. Он не свободен в выборе конечных результатов своего труда, его действия направлены на всестороннее развитие личности обучающегося.

     Педагогическая  деятельность способствует осуществлению  социальной преемственности поколений, включению молодежи в систему социальных связей, помогает реализовывать природные возможности человека в овладении общественным опытом.

     Управление  деятельностью другого человека (воспитание, обучение) возможно потому, что цель педагога всегда объективируется в будущем воспитанника. Она близка и понятна преподавателю, который строит будущее. Осознавая, как это сложно, педагоги-мастера всегда выстраивают логику своей деятельности с опорой на потребности учащихся.

     Специфика цели педагогической деятельности требует  от учителя личностного принятия социальной задачи общества, когда цели общества «отражаются» в педагогической позиции учителя; она требует творческого понимания конкретных задач; умения учитывать интересы ребенка и преобразовывать их в заданные цели учебной деятельности.

     В.А.Сухомлинский утверждал, что к тончайшим сферах духовной жизни формирующейся личности принадлежат ум, чувства, воля, убежденность, самосознание.

     Специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем.

     Человек — активное существо с неповторимыми  индивидуальными качествами, с собственным пониманием происходящих событий. Это соучастник педагогического процесса, обладающий своими целями, мотивами, личным поведением. Таким образом, объект педагогической деятельности одновременно является и ее субъектом, деятелем. Он может относиться по-своему к педагогическому воздействию, воспринимая его через свой внутренний мир и свои установки.

     Педагог имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому неприменимы шаблонные подходы и стереотипные действия. А это требует постоянного творческого поиска.

     Одновременно  с педагогами на учащегося, подростка, юношу действует вся окружающая его жизнь, часто стихийно, многопланово, в разных направлениях. Поэтому педагогический труд предполагает корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т.е. организацию воспитания, перевоспитания и самовоспитания личности.

     Субъект — это тот, кто воздействует на воспитанника, — педагог, родители, коллектив. Основной инструмент воздействия — личность преподавателя, его знания и умения. Если учащийся не воспринимает педагога, критически относится к его знаниям, поступкам, тогда он будет сопротивляться его воздействию. Подлинным воспитателем становится лишь тот, кто оказывает позитивное нравственно-эстетическое воздействие на личность, а это возможно лишь при условии постоянного самосовершенствования педагога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Основные психолого-педагогические  условия формирования педагогического  мастерства

     Главные средства воспитания — различные  виды деятельности. Прежде всего, это — формирование базовой культуры личности. Без нее немыслим ни один специалист в области образования.

     Формированию  базовой культуры личности способствует воспитание отношения к важнейшим составляющим человеческого бытия:

  • природе (нравственное воспитание, создание правильных устойчивых отношений как качеств личности);
  • жизни (декларирование ценностных категорий: счастья, свободы, совести, справедливости, равенства, братства и др.);
  • обществу (знакомство с правовой основой общества и его политическим устройством; изучение проблемы личностной роли в обществе: современное «Я» и общество; патриотическое воспитание);
  • труду (научение трудовым навыкам)4.

     В традиционной педагогике различают  несколько подходов к воспитательной деятельности по формированию базовой культуры личности. Ученые-педагоги Б.Т. Лихачев, В.А.Сластенин, И.П.Подласый и другие выделяют следующие направления воспитательной деятельности:

  • формирование научного мировоззрения;
  • гражданское воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • физическое воспитание;
  • экологическое воспитание;
  • профессиональную ориентацию.

     Педагогическое  мастерство начинается с гуманистической позиции и педагогического общения.

     Педагогическое  общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива.

     Педагогическое  общение создает среду, которая окрашивает педагогическое сотрудничество и оптимизирует учебно- воспитательный процесс. В педагогической деятельности развивается и реализуется мастерство преподавателя. Мастерство обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, оно включает в себя: гуманистическую направленность, профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 12.65 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Педагогическое мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования