Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:00, курсовая работа
Цель исследования – определить, как с помощью педагогической происходит воспитание старшеклассников.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
Изучить учебно-методическую литературу по данной системе;
Рассмотреть наиболее типичные виды педагогической ситуации;
Описать конкретные ситуации, как средство воспитания.
1. Введение
2. Глава 1. Теоретические основы педагогической ситуации
1.1. Педагогическая ситуация как особый феномен педагогической деятельности
1.2. Моделирование педагогической ситуации
1.3. Личностно-ориентированные педагогические ситуации.
1.4. Ситуации выбора, успеха и творчества.
1.5. Проблемные ситуации
1.6. Конфликтные ситуации
1.7. Выводы по Главе 1.
3. Глава 2. Методические основы создания педагогических ситуаций в целях воспитания старшеклассников.
2.1. «Я стратег своей жизни»
2.2. «Я - HOMO MORALIS»
2.3. «Каким видится мое Я»
2.4. «Я в обществе»
2.5. «Я и моя социальная роль»
2.6. Вывод по Главе 2
4. Заключение
5. Приложение
6. Литература
Волшебный стул
«Волшебный стул» - это форма работы с учениками, в которой сочетаются ценностно – ориентационная и игровая деятельности.
На «волшебный стул» приглашается один из участников: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза; предполагается, что при этом ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул», зато все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих.
Педагог предлагает в тишине проверить свои впечатления, а потом произнести вслух все, что видят их глаза. Дети называют качества (умный, нежный, добрый…) или указывают на поведенческие характеристики , иногда выделяют черты характера (веселый, общительный), иногда сообщают о случаях, во время которых проявилась личность («когда я болел, он приходил…»). Для группы старшеклассников очень важны провозглашения достоинств внешнего портрета.
«Волшебный стул» как бы отстраняет товарища от группы, на него смотрят как бы впервые. Обычно дети легко идут на такие игровые условия, потому, что слишком близкие отношения мешают взглянуть на товарища с социально-ценностной позиции. Такого рода упражнения помогают обрести уверенность в себе, изменяют положение в группе, развивают эмпатию у детей, смягчают психологический климат в группе и переориентируют внимание детей с недостатков на достоинства.
«Волшебный стул» проводится неоднократно, чтобы через момент возвышения прошел каждый ребенок группы.
Решающим в
воспитательном влиянии этого группового
дела является тональность протекающего
мероприятия. Тон задается педагогом.
Не следует бояться пауз, тишины,
когда дети не знают что сказать. Надо
предупреждать возможность затруднений,
отмечая, что необходимо увидеть то, что
не лежит на поверхности , что без усилий
не удается увидеть, но что неизбежно предстает
перед нами. Тем самым у школьников
воспитывается, то что самое главное не
внешний портрет, а внутреннее качества
личности.
Я в обществе
В этом разделе
представлены методики, помогающие детям
в ходе групповой работы осмыслить
роль социальных норм жизни, роль общества
для отдельного человека. Игры помогают
школьнику оценить значение и личностный
смысл общественных правил, законов, традиций.
Мечта мечте навстречу
Это игра социально – философского содержания. Она ставит детей перед проблемной неотвратимого конфликта между людьми, интересы которых часто не только не совпадают. Но даже противостоят друг другу.
В обстоятельствах одной ситуации два лица как участники этой ситуации заявляют о своей тайной мечте, о своем желании на данный момент в данное время; если их стремления совпадают, они оба создают группу под названием «Гармония», а если их заявления о желании противоречат друг другу, то их группа получает название «Дисгармония».
Финал игры представит
количественное соотношение совпадений
и расхождений людских
Инструкцией к
игре может стать следующее: волк
при виде зайца мечтает об обеде
из зайчатины, заяц при виде волка
мечтает оказаться от него как
можно дальше. Ситуация характеризуется
как дисгармония – оба
Дети создают диады. Поочередно выходя в диадах, идут друг к другу навстречу. Им сообщают ситуацию – они тут же раскрывают возникшее желание. Педагог квалифицирует их ситуацию.
Можно привести примеры ситуаций и ролей, которые возлагаются на участников игры:
Для момента
рефлексии хорошо предложить вопрос:
как я себя чувствовал, слыша о противоречивых
желаниях людей?
Я и моя социальная роль
Социальная роль
– это социальное одобренное и
ожидаемое от человека в определенных
обстоятельствах поведение, с его
определенными
Времена года
Острое желание быть взрослым возникает почти у каждого школьника, особенно у старшеклассников. Однако претензии на взрослость принимают часто извращенные формы, делают подростка смешным или грубым, а порой приводят к правонарушениям, бедам.
Веселая ролевая игра «Времена года» дает ребятам возможность понять, что быть взрослым – значит, прежде всего, уметь нести ответственность за себя и других людей. Играющие распределяют между собой роли «мамы», «папы», «бабушки», «дедушки», а также «детей» (младшего, среднего, старшего).
В качестве примера приведем следующие ситуации.
Начало лета. Семья собралась, чтобы обсудить планы на летний отдых. Мама мечтает о поездке к морю. Папа хотел бы заняться ремонтом дачного домика. Бабушка с дедушкой планируют спокойный отдых на природе в деревне. Старшая дочь планирует отправиться в спортивный лагерь, средний сын мечтает о путешествии с классом, младшая дочь хочет побыть у второй бабушки за границей.
Зима. Папа приходит с работы в последний предновогодний день и сообщает, что ему выдали премию. Мама давно задумала обновить свой гардероб. Бабушка надеется на теплый платок. Дедушка вспоминает о своих стоптанных тапочках. Старший сын надеется, что ему, наконец, купят велосипед. Средняя дочь хотела бы успеть приобрести новое платье к новому году. Младшая дочь сразу вспомнила о мягкой игрушке.
Весна. Семья за столом. Мама разливает чай. Окна открыты, на улице тепло и солнечно. Вдруг за окном раздается голос: «Виктор! Пора! Мы ждем тебя!» Это кричат друзья старшего сына…Через некоторое время другой голос: «Светлана! Принесли новый фильм! Идем смотреть!»…Это зовут старшую дочь…И, наконец, за окном обращение к младшему сыну: «Максим! В воротах некому стоять! Иди в футбол играть!»
Осень. Пора убирать урожай на дачном участке. Но у каждого свои планы. Мама хотела бы устроить день покупок. Папе нужно доиграть партию в шахматы с приятелем. Старшая дочь собралась ехать с друзьями в лес. Сын договорился о посещении собачьей выставки. Младшая дочь приглашена в гости к подруге. Бабушка читает новый роман, а дедушка обожает бродить по лесу.
Этот импровизированный спектакль стоит остановить, как только станет ясно, способен ли каждый из героев проявить заботу о других или он весь во власти своих личный интересов.
Зрители поочередно оценивают действия всех членов семьи, решая, кто вел себя по-взрослому. Может оказаться, что в семье не оказалось ни одного взрослого. В ходе обсуждения ребятам можно задать вопрос: «Кто хотел бы быть взрослым и почему?»
Играющие меняются
на каждом новом этапе, таким образом
почти всем детям удается принять участие
в игре.
На плоту…
Игра «на плоту» многофункциональна. Во – первых может быть использована как педагогическая диагностика. Во – вторых, в процессе этой игры формируются некоторые поведенческие характеристики мальчиков и девочек, как представителей мужчин и женщин современного общества. В – третьих, в ходе игры развивается нравственное сознание всех участников игры. Эффектно разворачиваются игровые события в случае резкого возрастного перепада, например, если играют дети второго и десятого класса.
Фабула игры
такова. На плоту пять мест для путешественников.
Они плывут по реке, вокруг необитаемые
берега. И вдруг что-то случается:
волной смыло запасы пищи, маршрутную
карту; загрустила маленькая Дама, по
берегу бежит какой-то человек, просит
его взять на плот шестым, пошел сильный
холодный дождь и т.д. Что делают мужчины
в подобных ситуациях? По завершении
ролевой ситуации зрители высказывают
свое мнение. Ситуации могут быть различными.
В игру следует включить вполне реальные
элементы мужского и женского поведения.
Количество ситуаций определяется успешностью
произведенных ролевых решений.
Информация о работе Педагогическая ситуация как комплексное средство воспитания старшеклассников