Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:00, курсовая работа
Цель исследования – определить, как с помощью педагогической происходит воспитание старшеклассников.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
Изучить учебно-методическую литературу по данной системе;
Рассмотреть наиболее типичные виды педагогической ситуации;
Описать конкретные ситуации, как средство воспитания.
1. Введение
2. Глава 1. Теоретические основы педагогической ситуации
1.1. Педагогическая ситуация как особый феномен педагогической деятельности
1.2. Моделирование педагогической ситуации
1.3. Личностно-ориентированные педагогические ситуации.
1.4. Ситуации выбора, успеха и творчества.
1.5. Проблемные ситуации
1.6. Конфликтные ситуации
1.7. Выводы по Главе 1.
3. Глава 2. Методические основы создания педагогических ситуаций в целях воспитания старшеклассников.
2.1. «Я стратег своей жизни»
2.2. «Я - HOMO MORALIS»
2.3. «Каким видится мое Я»
2.4. «Я в обществе»
2.5. «Я и моя социальная роль»
2.6. Вывод по Главе 2
4. Заключение
5. Приложение
6. Литература
6. по заложенным
противоречиям (конфликтные,
7. по содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические.
1.4. Моделирование педагогических ситуаций.
Проектирование ситуаций - осуществляется мысленно, в виде методических карточек обеспечения занятия, в форме конспекта занятия поэтапно:
1 этап - актуализация знаний. Сюда включаются ситуации, полностью базирующиеся на ранее усвоенном материале, формирующие новые понятия, обобщенные выводы и суждения. На первом этапе ставится проблема и анализируются условия ее разрешения.
2 этап- формирование
новых понятий и способов
3 этап - формирование
умений и навыков, т.е. этап
применения знаний (ситуации обобщения
знаний, обобщения способов
Проектируя ситуацию, нужно определить место, время, способ создания педагогической ситуации, установить участников взаимодействия, сформулировать противоречия и проблему. Постановка и решение проблемы сливается в один процесс.
При проектировании
педагогических ситуаций нужен системный
подход. Создавать следует не отдельную
ситуацию, а комплексы ситуаций,
в работе применять системы
Главные правила создания педагогических ситуаций:
Можно условно выделить три фазы протекания педагогической ситуации.
Первая фаза – конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации.
Вторая фаза – ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход противоборства, и, самое главное, - последствия, т.е. направление перестройки сложившихся ранее отношений.
Естественно, что вторая фаза – центральное звено ситуации; она, как правило, носит стрессогенный характер (ставит под угрозу честь личности; дефицит времени и информации сокращает возможность достойного ответа и т.д.).
Третья фаза
– относительно быстрое и радикальное
изменение бытующих норм и ценностей (иногда
вплоть до разрушения отдельных норм)
в двух различных направлениях – улучшения
или ухудшения ранее сложившихся отношений.
Ситуация, создаваемая
учителем, в которую закладываются
ценностно-смысловые и
Выделяют несколько видов таких ситуаций:
1. предметно
— ориентированные
2. практико —
ориентированные гуманитарные
3. поисково —
ориентированные гуманитарные
4. гуманитарно —
ориентированные ситуации (Направлены
на осознание учащимися свободы действия
и ответственности за свои поступки, дают
возможность осознать самоценность человека
и природы и т. д.)
Учебная ситуация становится личностно значимой:
Среди видов
личностно ориентированных
-ситуации выбора,
-ситуации критической оценки и самооценки,
-ситуации свободного выражения своей позиции,
-ситуации проявления собственного видения и смысла,
-ситуации рефлексии (размышления, самонаблюдения, самопознания, осмысления своей деятельности и поведения),
-ситуации самостоятельной творческой инициативы,
-ситуации независимости от мышления других,
-ситуации самообразования,
самовоспитания, самоуправления.
Технологически,
при создании личностно ориентированной
ситуации Сериков В.В. предлагает опираться
на три её основные сущностные характеристики:
[]
1.-она должна
способствовать вхождению
2.-способом освоения личностного опыта должен быть диалог (поскольку другого способа проникновения чего-либо в личностную сферу просто не существует);
3.-формой создания
личностно ориентированной
Ситуацию можно считать творческой, если какие-то её характеристики :
Основным признаком творческих
ситуаций является их
Выделяют 4 типа творческих ситуаций:
1)-ситуации соревнования;
2)-ситуации заботы:
3)-игровые ситуации;
4)-исследовательские ситуации.
Ситуация соревнования является одним из способов побуждения активности школьников, а ситуация конкуренции усиливает вероятность творческих проявлений у детей. Различные групповые конкурсы (КВНы,В Брейн-Ринги и др.) часто содержат задания, требующие импровизации, действия «здесь и сейчас». В таких ситуациях некогда подумать: «а каков я в глазах других», с одной стороны. А с другой,- каждый выступает как представитель группы, команды, а значит, именно на неё сдвигается часть ответственности за выступление. Таким образом, первый тип ситуаций творчества,- индивидуальные и групповые соревнования «лицом к лицу», в той или иной мере требующие импровизационного поведения.
Однако, педагогу нужно помнить, что соревнования в детской среде- вещь обоюдоострая: с одной стороны стимулирует активность, возбуждает, даёт выплеснуть эмоции, объединяет, а с другой- при неверной педагогической инструментовке,- может рассорить ребят, пробудить агрессию и другие низменные инстинкты, сформировать нечестные установки («победа любой ценой») и пр.
Поэтому,
организуя соревнования, педагогу нужно
помнить: ради чего оно проводится.
Из морально-этических
Подведение итогов соревнования должно быть своевременным, объективным, гласным. И независимо от мест и призов, всё равно побеждать должна дружба .
Ситуация заботы- второй тип творческих ситуаций. Она становится таковой, если несёт для ребёнка смысл деятельности ради блага другого человека. Такая ситуация сложнее ситуации соревнования, и сложность- как внести в сознание детей смысл заботы как действия ради блага других, как сделать это для них ценностью.
Игровая ситуация- третий тип творческих ситуаций. Игра- есть модель творчества, предшествующая конкретной творческой деятельности. Но игра может быть и самой творческой деятельностью (напр.театральная игра). Двуплановость игры (в реальности и «понарошку») даёт свободу творческим проявлениям, сдвигая ответственность с себя как с реального лица, на свою роль; а также снимая страх показаться «не таким» перед другими.
Исследовательская ситуация, когда какая-либо познавательная задача не может быть решена по алгоритму, может превращаться в творческую. Но это происходит лишь тогда, когда ведущим мотивом оказывается интерес к процессу исследования , к процессу познавательного поиска, а оценка и результат уходят на второй план.
Ситуации
выбора являются одним из
Свободу
же ребёнка С.И.Гессен назвал
даже не целью воспитания, а
его заданием. То есть вопрос,
как смоделировать такое
(взаимодействие, деятельность, отношения, общение, «дух школы», … что-то ещё?), что бы оно, воспитание, воспитывало свободоспособного человека,- этот вопрос становится в школе ведущим. Ответ на него крайне сложен. Для его решения Караковский В.А. предлагает создавать в школьной практике такие ситуации, проживая которые, ребёнок:
- в большей степени осознавал бы себя, свои сущностные характеристики,
- рефлексировал
бы свои отношения и
- учился бы делать нравственный выбор,
- учился бы
самостоятельно принимать
то есть, ситуации, которые помогали бы (не мешали) выстраивать личностный процесс достижения свободы.
Понимая, что любой внешний контроль даёт власть над любой ситуацией, и что чем больше наблюдения за ребёнком, тем меньше у него свободы, педагоги-новаторы считают, что в жизни ребёнка (как и любого человека) обязательно должно быть некое пространство, где он становится «ненаблюдаемым», куда не проникает ничей взор, где он прислушивается к себе и учится самостоятельно мыслить, выбирать, решать, делать.
Информация о работе Педагогическая ситуация как комплексное средство воспитания старшеклассников