Педагогическая ситуация как комплексное средство воспитания старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить, как с помощью педагогической происходит воспитание старшеклассников.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
Изучить учебно-методическую литературу по данной системе;
Рассмотреть наиболее типичные виды педагогической ситуации;
Описать конкретные ситуации, как средство воспитания.

Оглавление

1. Введение

2. Глава 1. Теоретические основы педагогической ситуации

1.1. Педагогическая ситуация как особый феномен педагогической деятельности

1.2. Моделирование педагогической ситуации

1.3. Личностно-ориентированные педагогические ситуации.

1.4. Ситуации выбора, успеха и творчества.

1.5. Проблемные ситуации

1.6. Конфликтные ситуации

1.7. Выводы по Главе 1.

3. Глава 2. Методические основы создания педагогических ситуаций в целях воспитания старшеклассников.

2.1. «Я стратег своей жизни»

2.2. «Я - HOMO MORALIS»

2.3. «Каким видится мое Я»

2.4. «Я в обществе»

2.5. «Я и моя социальная роль»

2.6. Вывод по Главе 2

4. Заключение

5. Приложение

6. Литература

Файлы: 1 файл

черновик1.docx

— 71.18 Кб (Скачать)

Содержание

1. Введение

2. Глава 1. Теоретические  основы педагогической ситуации

1.1. Педагогическая  ситуация как особый феномен  педагогической деятельности

1.2. Моделирование  педагогической ситуации

1.3. Личностно-ориентированные  педагогические ситуации.

1.4. Ситуации  выбора, успеха и творчества.

1.5. Проблемные  ситуации

1.6. Конфликтные  ситуации

1.7. Выводы по  Главе 1.

3. Глава 2. Методические  основы создания педагогических  ситуаций в целях воспитания старшеклассников.

2.1. «Я стратег  своей жизни»

2.2. «Я - HOMO MORALIS»

2.3. «Каким видится  мое Я»

2.4. «Я в обществе»

2.5. «Я и моя  социальная роль»

2.6.  Вывод  по Главе 2

4. Заключение

5. Приложение

6. Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Педагогическая  ситуация как комплексное  средство воспитания старшеклассников

Введение

Воспитание как  явление общественной жизни - сложный, противоречивый, социально-исторический процесс включения подрастающего  поколения в жизнь.

Воспитание как  явление педагогической жизни - сложный, целенаправленный, планомерный процесс руководства формированием личности, ее потребностей, мотивов, чувств. Осуществляется через семью, дошкольные учреждения, школу.

Каждый день складываются различные ситуации, когда  взрослому приходиться оценивать поведение ребенка, занимать определенную позицию, использовать различные формы воздействия на него.

В современной  школе учитель должен не просто владеть  глубокими и практическими навыками, но и умением анализировать адекватно, оценивать педагогические ситуации. Во все времена к педагогу предъявлялось требование обладать системой общепедагогических знаний, умений и навыков, но в настоящее время все большую роль приобретает профессиональный  анализ самых разнообразных педагогических явлений.

Актуальность  темы также обусловлена тем, что  социально-экономические процессы, происходящие в обществе в последнее  время , часто приводят к дезинтеграции  школьников, исчезновению непосредственно  дружеских связей в ученических  классах, появлению в отношениях эгоизма, собственничества, пренебрежительного отношения к слабым . За последнее десятилетие резко изменилось отношение молодежи к старшим, поменялись жизненные ценности.  Все это значительно расширяет диапазон возникновения  все новых, весьма сложных педагогических ситуаций в школе. Тут становится актуальным вопрос: готовы ли работать учителя в таких условиях?

Изучение научно-педагогической и методической литературы по проблеме анализа педагогических ситуаций позволяет говорить, что важную роль в формировании современных педагогических подходов к исследуемой нами проблеме сыграли концепции:

- творческого подхода к педагогической деятельности (В.П.Вахтеров, В.И. Звягинский, П.Ф. Каптерев, Т.В.Кудрявцев, С.Л.Рубинштейн, Я.А.Понаморев, Н.Ф.Хорошко, В.Д.Шадриков).

-

Цель исследования – определить,  как с помощью педагогической происходит воспитание старшеклассников.

Объект исследования – процесс воспитания старшеклассников.

Предмет исследования – совокупность условий, обеспечивающих эффективность воспитания.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить учебно-методическую литературу по данной системе;
  2. Рассмотреть наиболее типичные виды педагогической ситуации;
  3. Описать конкретные ситуации, как средство воспитания.

Теоретическую основу исследования составляют:

- теория педагогического общения и взаимодействии (Е.В. Бондаревская, М.А. Вейт, Л.С. Выготский, В.А. Кан-Калик, В.Я. Ляудис, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова и др.)

- теория развития педагогических технологий (А.Г. Казакова, В.В. Карпов, Д.Ш. Матрос, Г.К. Селевко, М.П. Сибирская)

Для решения задач использовались следующие методы исследования:

  • изучение психолого — педагогической литературы;
  • теоретический анализ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы педагогической ситуации

    1. Понятие педагогической ситуации
 

С появлением в воспитании ситуативного подхода в нашей жизни появились понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

Педагогическая ситуация:

  1. В широком смысле — это есть совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе.  Цель её создания - формирование и развитие учащегося как активного субъекта общественной, трудовой и иной деятельности; формирование его как личности.
  2. В узком смысле - кратковременное взаимодействие учителя с учеником, группой, на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону.  Это- фрагмент (акт) реальной педагогической действительности, требующий разрешения.

Педагогическая ситуация всегда существует в рамках какого-либо педагогического процесса, характеризуя его состояние в определённое время и в определённом пространстве.

Педагогическая  ситуация - составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Это концентрированное выражение педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве. Значение педагогических ситуаций огромно. Они концентрируют в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. Они играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой "архив" ситуаций, записанных на карточках, в дневнике. Этот архив бережно хранится всю жизнь, он составляет профессиональное богатство любого педагога.

Педагогическая  ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.

Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии.

В основе каждой педагогической ситуации лежит:

  • недовольство
  • разногласие;
  • противодействие;
  • противостояние;
  • разрыв.

Работа учителя  над разрешением педагогической ситуации складывается из нескольких действий:

  1. описание конкретной педагогической ситуации;
  2. определение характера её содержания;
  3. анализ педагогической ситуации, с целью определения сущности конфликта, лежащего в ней;
  4. формулирование педагогических задач;
  5. выбор способов решения той или иной педагогической ситуации;
  6. самоанализ и самооценка принятого решения.

Проектирование педагогических ситуаций, особенно в широком смысле, входит в проектирование самого процесса и предполагает учёт конкретных людей, их возможностей и отношений, а также реальной обстановки в её мельчайших деталях.

Алгоритм моделирования  педагогических ситуаций для педагога состоит из следующих шагов (Симонов В.М.) []:

1. Определение  целей своих действий  и   действий учащихся , т.е. определение  того, чем должна закончиться  педагогическая ситуация, какие  последствия и новообразования  вызвать.

2. Выбор содержания педагогической ситуаций и способов действия в ней.

3. Осуществление  смоделированного взаимодействия  и корректировка хода выполнения  действий.

4. Анализ хода  педагогической ситуации и достигнутых  в ней результатов.

Ситуации всегда конкретны. Они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии, классного часа,  и, как правило, разрешаются тут же.

    1. Структура педагогической ситуации

Структура педагогических ситуаций внешне проста. В неё входят:  два субъекта деятельности (педагог и учащийся), и способы их взаимодействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участников педагогической ситуации строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности, образованности, культуры.

Способ взаимодействия может охватывать любой компонент педагогического процесса, и даже все компоненты, вместе взятые.

    1. Классификация педагогических ситуаций

Существуют различные  классификации педагогических ситуация. Рассмотрим несколько примеров классификаций.

Например, в пособии  Симонова В.М. разбираются ситуации нескольких типов: []

Ситуации  первого типа направлены на формирование эмоциональных состояний, когда в процессе общения и совместной деятельности разрешаются противоречия, возникает чувство свободы и пр.

Ситуации  второго типа стимулируют овладение знаниями и умениями, опытом свободного выбора поведения и деятельности, стремлением к выполнению деятельности.

Ситуации  третьего типа стимулируют проявление общения, творческого сотрудничества в коллективной деятельности.

Ситуации  четвёртого типа являются идейно-побудительными, раскрывают мотивы поведения, формируют опыт социального общения.

В другой классификации  педагогические ситуации определяются по уровню организации деятельности учащихся- низкого, среднего и высокого уровня организации.

Ситуации  низкого уровня организации  деятельности основываются на системе отношений учитель-ученик.  Независимо от решения проблемы, именно учитель руководит работой учащихся, а выводы делает сам. Учащимся отводится роль исполнителей. Чаще всего подобные ситуации создаются на начальной стадии работы с учащимися.

Ситуации  среднего уровня организации  деятельности основываются на системе отношений учитель-ученик-ученики. В таких ситуациях формируется опыт социально-коммуникативных отношений в определённой деятельности. Ученик включается в систему отношений руководства-подчинения. По намеченному учителем плану работы   ученик, взявший на себя роль руководителя, распределяет деятельность других учащихся, организует их деятельность и т.д. Цель такой ситуации- научить принимать деловые (познавательные, технические и пр.) решения  в условиях коллективной ответственности и направленности на конечный результат: научить выдвигать и обсуждать в коллективе гипотезы, формулировать и отстаивать свою точку зрения, принимать точку зрения других.

Ситуации  высокого уровня организации  деятельности основываются на системе отношений ученик-ученики. В таких ситуациях организуется коллективный поиск проблем и их решений . Цель- обретение опыта коллективного взаимодействия в применении знаний, обмене информацией, ведении диалогов, установлении деловых отношений в коллективе.

В других источниках рассматриваются такие ситуации, как: проблемные, политехнические, оценочные, организаторские, ситуации выбора, ситуации успеха, ситуации творчества, воспитательные ситуации различного содержания, личностно-развивающие ситуации.

Можно привести такую обзорную классификацию педагогических ситуаций:

1. по месту  возникновения и протекания (на  уроке, вне, на улице, дома, в  общежитии, в мастерских и т.д.);

2. по степени  проективности (преднамеренно созданные,  естественные, стихийные, спроектированные);

3. по степени  оригинальности (стандартные, нестандартные,  оригинальные);

4. по степени  управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);

5. по участникам (студент-студент, студент-преподаватель  и т. д.);

Информация о работе Педагогическая ситуация как комплексное средство воспитания старшеклассников