Педагогическая ситуация как комплексное средство воспитания старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить, как с помощью педагогической происходит воспитание старшеклассников.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
Изучить учебно-методическую литературу по данной системе;
Рассмотреть наиболее типичные виды педагогической ситуации;
Описать конкретные ситуации, как средство воспитания.

Оглавление

1. Введение

2. Глава 1. Теоретические основы педагогической ситуации

1.1. Педагогическая ситуация как особый феномен педагогической деятельности

1.2. Моделирование педагогической ситуации

1.3. Личностно-ориентированные педагогические ситуации.

1.4. Ситуации выбора, успеха и творчества.

1.5. Проблемные ситуации

1.6. Конфликтные ситуации

1.7. Выводы по Главе 1.

3. Глава 2. Методические основы создания педагогических ситуаций в целях воспитания старшеклассников.

2.1. «Я стратег своей жизни»

2.2. «Я - HOMO MORALIS»

2.3. «Каким видится мое Я»

2.4. «Я в обществе»

2.5. «Я и моя социальная роль»

2.6. Вывод по Главе 2

4. Заключение

5. Приложение

6. Литература

Файлы: 1 файл

черновик1.docx

— 71.18 Кб (Скачать)

3 тип - у учащихся  возникают противоречия между  теоретически возможным путем  решения задачи и практической  неосуществимостью избранного способа;

4 тип - у учащихся  возникают противоречия между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием знаний для его теоретического обоснования.

Педагогическая  проблемная ситуация – это психическое  состояние познавательного и  практического затруднения субъекта педагогической деятельности. Основными параметрами такого типа ситуации являются необъективность, неопределенность, острота. Проблемная ситуация оказывается для педагога острой в силу, во-первых, неожиданности ее возникновения; во-вторых, переживания значимости происходящего события; в-третьих, необходимости быстрого и правильного ее решения; в-четвертых, отсутствия алгоритма оптимального действия; в-пятых, затруднений в получении обратной связи. 

    1. Конфликтные ситуации

Конфликтная педагогическая ситуация – это кратковременное  взаимодействие ученика и учителя на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений. Несмотря на кратковременность, ситуация глубоко затрагивает две формы активности человека: взаимодействие, т.е. видимое поведение, и взаимоотношения – скрытые от глаз психологические реальности.

Приведем типичной пример конфликтной педагогической ситуации:

…Шел урок физкультуры. Вел урок молодой учитель с  высшим образованием. Последним элементом урока был бег на короткую дистанцию. Учащиеся бежали первый раз после зимы, поэтому в норму не укладывались. По виду учителя, что результаты его не устраивали, лицо было мрачным, но он молчал. Последним бежал мальчик; когда он поравнялся с ним, учитель произнес с иронией: «Не умеешь ты бегать». Ученик абсолютно спокойно: «Взяли бы и показали пример». Учитель: «Нечего показывать. Я мастер спорта по легкой атлетике в беге на короткие дистанции». Ученик: «Подумаешь. Валерий Борзов нашелся». Учитель резко ответил: «Ты - хам». Звонок. Учитель сделал вид, что этот вопрос исчерпан. Больше он в этой школе не работает. ..

Итак, здесь на лицо конфликтное взаимодействие. Надо отметить что, как правило, в острых педагогических ситуациях больше всего работает вид взаимодействия и взаимоотношений – организационные, деловые или отношения не равенства. Это самый трудный для школьников вид отношений, где труднее добиться согласия. Не случайно А.С. Макаренко считал необходимым воспитание у школьников двух способностей: «способности приказывать и способность подчиняться».

Можно условно  выделить три фазы протекания педагогической ситуации.

Первая фаза – конфликтное острое начало с  явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации.

Вторая фаза – ответная реакция соперника, от формы и содержания которой зависит  исход противоборства, и самое  главное, - последствие.

Третья фаза – относительно быстрое и радикальное  изменение бытующих норм и ценностей  в двух различных направлениях – улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.

Сама должность  учителя предполагает возможность  конфликтных ситуаций,  где объектом могут выступать, например,  право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий;  право учащихся распоряжаться своим свободным временем;  право и учащихся и учителей на чувство собственного достоинства,  и т.п. Конфликтная ситуация может существовать долго, НЕ переходя в открытый конфликт. В то же время, конфликтная ситуация – это своеобразный сигнал (звонок, набат) какого-то непонимания или нарушения. Поэтому, не замечать этот сигнал – конфликтную ситуацию – нельзя. Надо стремиться ПРОЖИВАТЬ конфликтную ситуацию НЕ доводя её до конфликта.  «Конфликт есть столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов  оппонентов (субъектов конфликтной ситуации) по поводу  объекта конфликта, сопровождаемое инцидентом  (т.е.действиями оппонентов)».

В динамике конфликта  психологи выделяют 4 этапа:

1 этап: - возникновение объективных противоречий.

2 этап: - осознание и развитие конфликтной ситуации. Здесь проявляется вся мудрость педагога, т.к для начала нужно понять- какой это конфликт.

Эти 2 этапа описывают собственно конфликтную ситуацию.

3 этап: - переход к конфликтным действиям (инцидент).

«Конфликтное  поведение» со стороны педагога –  это не агрессия и не взаимное давление,  а целенаправленное педагогическое воздействие педагога на воспитанника, переходящее во взаимодействие.

На этом этапе  важно:

- проанализировать  конфликтную ситуацию;

- выделить объект  конфликта;

- сформулировать  основную и сопутствующие педагогические  задачи;

- наметить систему  действий в соответствии с  тем или иным стилем поведения  в ситуациях разногласия;

- и начать  действовать.

4 этап: разрешение конфликта.

Профессиональная позиция учителя в конфликте  обязывает  его взять на себя  инициативу в его разрешении,  и на первое место поставить интересы ребёнка. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются новые участники. И конфликт разрастается как снежный ком. Поэтому, в педагогической деятельности конфликты легче предупреждать, чем разрешать; а точнее – учиться проживать  конфликтные ситуации, не доводя их до конфликта. Здесь- общая закономерность: чем напряжённее отношения между субъектами, тем сложнее разрешить конфликт, и наоборот: чем оно слабее,- тем проще способы выхода из конфликта.

И ещё: конфликт – это И разрушение, И созидание  одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмыслено субъектами, устранено, и взамен его должны быть созданы новые, более высокие и конструктивные взаимоотношения.   Тем более, что  педагогический конфликт  имеет свою профессиональную специфику:  там, где интересы ребёнка сталкиваются с интересами педагога.

Рекомендации  по предупреждению конфликтных  ситуаций

Корректное решение  конфликтных ситуаций – необходимый  элемент профессиональной педагогической деятельности учителя. Но главное в  психологическом умении учителя  – не допускать острых педагогических ситуаций. Часто источником конфликтных ситуаций является резкая, нетактичная реакция учителя на поведение школьников.

Разрешение конфликта  является творческим актом, и здесь  не может быть одного правила. Для  реализации благоприятного климата  нужно придерживаться некоторым правилам:

    1. «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы».
    2. «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего урока».
    3. «Школьника можно изменить к лучшему при помощи специальных приемов оценки личности».
    4. «Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет».
    5. «Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении».

Среди используемых способов и приёмов разрешения конфликта  исследователи выделяют:

а)- использование  юмора;   

б)- «психологическое поглаживание»;

в)- компромисс;   

г) - совместный анализ ситуации;

д)- «третейский  суд»; 

е) - ультиматум;

ж)- подавление и  принуждение;  

з)- разрыв связи.

Общий подход к управлению конфликтными ситуациями:

1. Анализ конфликтной  ситуации с целью  НЕ доведения  её до инцидента и открытого  конфликта.

2. Перевод конфликтной  ситуации в педагогическую задачу  с последующим решением.

3. Одновременно  – моделирование познавательных проблемных конфликтных ситуаций в учебно-воспитательных целях.

4. При переходе  конфликтной ситуации в конфликт  – для начала определиться: пустой  это конфликт, или содержательный.

5. Выделит объект  конфликта, а также- цели, мотивы  и интересы оппонентов.

6. Педагогу –  взять на СЕБЯ управление  разрешением  конфликта:

-  проявите  инициативу в поиске консенсуса: кто делает первый шаг,- тот  и выигрывает. Однако, если вы  чувствуете, что не правы,- признайте  это сразу;

-  в начале  переговоров используйте «Я-сообщение»  и «Активное слушание»;

-  дайте почувствовать  своему оппоненту его значимость, проявите уважение к его мнению, позиции (или хотя бы признайте  за ним это право);

-  не выдвигайте  сразу свои требования и условия,  подчеркните точки соприкосновения, взаимные интересы, совпадающие взгляды;

-  обосновывайте,  аргументируйте свои доводы;  ищите альтернативу, демонстрируя  свою заинтересованность человеком  и его проблемами. 

   Приёмы (способы), позволяющие эффективно управлять конфликтными ситуациями:

1. Активное слушание.

2. «Я- сообщение».

3. Сбор возможных  решений: «Как же нам быть?».

4. Оценка предложенных  решений  и выбор наилучшего.

5. Детализация  принятого решения.

6. Выполнение  принятого решения. Контроль.

7. Анализ осуществленных  действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Игровые педагогические ситуации – педагогическое средство. Они не проводятся во имя дурного  развлечения, их использование всегда содействует цели воспитания детей. Каждая методика ситуации разбита на возрастные периоды.

Для старшеклассников мы выбрали несколько направлений  ситуаций.

Выпускникам школы  полезно будет проиграть серию  игр под общим названием «Я – стратег своей жизни».

Для старшеклассников наивысший интерес представляют игры, выводящие мысль ранней юности на жизнь как объект осмысления: что такое жизнь как таковая, её закономерности, содержание жизни, средства жизни, образ  достойной жизни? Поэтому для работы с ними можно выбрать категории методик такие как, «Я и природа», «Я и искусство», «Я и моя социальная роль», «Я и мои проблемы».

Со старшим  подростком полезным станет проигрывание таких ситуаций как, «Я в обществе», «Каким видится мой Я», а также  ситуации, где подросток приобретет уверенность в себе  и своей  жизненной позиции. 

Я – стратег своей жизни

Методики, представленные в этом разделе, ориентирует учеников на ценность человеческой жизни и  человека как творца собственной  жизни, стратега своей судьбы.  

Философский стол

Быть философом  – значит отдавать себе отчет в  собственной жизни. «Философский стол», как форма групповой деятельности школьников – это коллективная интеллектуальная работа по отысканию социального значения и личностного  смысла явлений жизни.

Содержание «философского  стола» самое разнообразное, потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на мир. Назначение данного группового дела и заключается в развитии у школьников умений взглядывать на текущую действительность надситуативно, надконкретно, обнаруживать объективные закономерности в частном и случайном.

Философские размышления  – необходимый элемент в становлении  личности школьника как субъекта собственной судьбы. Во время «философского  стола» школьник реализует в полной степени основную функцию человека – мыслить.

К общим вопросам жизни относятся такие, как «Жизнь и смерть», «Счастье и смысл жизни», «Свобода и долг», «Цена и ценность », «Истина и добро», «Красота в жизни человека», «Труд и творчество».

Но предметом  обсуждения может стать и узкий  вопрос, выдвинутый конкретными обстоятельствами в школе. Например: «Конфликт с родителями», «За что уважать стариков?» или «Безобидна ли неряшливость?»

Информация о работе Педагогическая ситуация как комплексное средство воспитания старшеклассников