Педагогическая ситуация как комплексное средство воспитания старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить, как с помощью педагогической происходит воспитание старшеклассников.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
Изучить учебно-методическую литературу по данной системе;
Рассмотреть наиболее типичные виды педагогической ситуации;
Описать конкретные ситуации, как средство воспитания.

Оглавление

1. Введение

2. Глава 1. Теоретические основы педагогической ситуации

1.1. Педагогическая ситуация как особый феномен педагогической деятельности

1.2. Моделирование педагогической ситуации

1.3. Личностно-ориентированные педагогические ситуации.

1.4. Ситуации выбора, успеха и творчества.

1.5. Проблемные ситуации

1.6. Конфликтные ситуации

1.7. Выводы по Главе 1.

3. Глава 2. Методические основы создания педагогических ситуаций в целях воспитания старшеклассников.

2.1. «Я стратег своей жизни»

2.2. «Я - HOMO MORALIS»

2.3. «Каким видится мое Я»

2.4. «Я в обществе»

2.5. «Я и моя социальная роль»

2.6. Вывод по Главе 2

4. Заключение

5. Приложение

6. Литература

Файлы: 1 файл

черновик1.docx

— 71.18 Кб (Скачать)

   Самыми  распространёнными из разряда «ненаблюдаемых» являются ситуации выбора, в первую очередь,- наедине с собой. Они же являются своеобразным механизмом «воспитания в свободе».

Среди ситуаций выбора исследователи выделяют:

1)- ситуации выбора  деятельности (учебной, внеклассной, и пр.),

2)- ситуации выбора  общения (деловое-межличн., одно-разновозрастное)

3)- ситуации выбора  позиции,

4)- ситуации выбора  социальной роли (лидер, орган-ор, исполнитель).

Ситуации  выбора деятельности  хорошо иллюстрируются технологией коллективной творческой деятельности: шесть стадий КТД позволят «проиграть» алгоритм коллективного выбора предстоящей деятельности. Можно также использовать схему сбора коллективного планирования, или выбора на уроке способов решения задачи или доказательства гипотезы.

Ситуации  выбора общения. Для педагога необходимо хорошо представлять стили и модели общения, обладать педагогическим тактом и уметь выстраивать логику основных этапов общения (см.ранее). Что касается детей, то для них наиболее эффективными являются специальные упражнения /тренинги на развитие навыков эмпатии, общения, взаимодействия.

Ситуации  выбора позиции. Их можно проиллюстрировать игрой-дискуссией «Калоши счастья», или «Да-Нет-Не знаю», а также- решением т.н. дилемм Кольберга. Американский педагог Л.Кольберг считал, что необходимо формировать «моральное сознание» личности через инициирование и обсуждение с детьми разнообразных ситуаций (реальных и вымышленных), требующих личного нравственного выбора и решения. Он считал, что моральное сознание личности, понимание того, что надо сделать, а от чего следует отказаться,- понимание этого является важнейшим фактором активности личности, позволяющим не идти на компромисс со своей совестью, не подчиняться требованиям извне, если человек сомневается в их правильности.

Ситуации  выбора социальной роли. Это игровые ситуации, в которых ставится групповая задача, и в процессе её решения естественным путём выделяются лидеры и исполнители. 

    1. Ситуации  успеха: сущность, алгоритм создания, позиция  педагога.
 

Известно, что деятельность человека, и в частности ребенка, является фактором развития его личности. Производя какие-либо усилия физического, интеллектуального, духовного плана, человек упражняется в том или ином виде деятельности, развивает свои способности, приобретает навыки и опыт.   

Известно, что  ведущим фактором развития личности является его собственная деятельность. Не менее важен получаемый результат, переживаемый как индивидуальное достижение, успех. И именно успех является позитивным стимулом дальнейшего продвижения ребёнка в том или ином направлении.

Неудачник дома или в школе - это потенциальный  неудачник на работе, в семье, в  жизни. Вот почему нас беспокоит  проблема успеха детей даже в самой  несерьезной игре, даже при выполнении самых элементарных поручений. Говоря об успехе, мы имеем в виду не столько удачу или счастливый случай, сколько хорошую результативность в достижении намеченного.  Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Поэтому педагогу необходимо специально создавать для школьников ситуации успеха. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложненно целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть пассивность. Ситуация успеха- это субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.  Педагогическое назначение ситуации успеха, заключается в создании условий для личного индивидуального развития личности.

  Общий  технологический алгоритм ситуации успеха:

*создание  атмосферы доброжелательности; 

*снятие  страха перед предстоящей деятельностью; 

*авансирование  успешного результата;

*внесение  мотивации в предстоящую деятельность; 

*скрытое  инструктирование о способах  и формах деятельности; 

*выделение  персональной исключительности;

*выражение  педагогического внушения;

*оценка  детали.

Создание  атмосферы доброжелательности. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращения, открытая и доброжелательная мимика в сочетании с благоприятным психологическим фоном помогают ребёнку справиться с поставленной задачей. Например, начиная урок, можно сказать: «Я рад нашей встрече… сегодня особенный день… предстоит интересная работа… каждый сегодня сделает маленькое открытие…» и т.п.

Снятие  страха перед предстоящей  деятельностью. Это важно, чтобы ученик преодолел неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела, оценки окружающих. Можно использовать фразы: «Для тебя это просто, но если не получится…»,  «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться…», «Не ошибается лишь тот,  кто ничего не делает…». Такая предупредительная мера снимает с ребёнка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности, действительно понимая, что попытка- не пытка.

Авансирование успешного результата. Этим приёмом дополняется приём снятия страха. Например, слова: «При твоих способностях…», «Ты наверняка справишься…».  Так учитель выражает свою твёрдую убеждённость в том, что его ученик обязательно справится, преодолеет трудности. Такая позиция педагога внушает ребёнку уверенность в самом себе, своих силах и возможностях.

Внесение  мотивации в предстоящую  деятельность. Т.е. объяснение, ради чего (кого) совершается деятельность. Тогда внимание ребёнка смещается с цели на мотив, и он думает о том (о тех), чему (кому) нужна его работа. Учитель: «Нам это так нужно…», «От тебя зависит успех нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу не разобраться…». Ориентация на Другого в операции «внесения мотива» содержит в себе большой педагогический смысл, т.к. раскрывает перед ребёнком значимость его усилий для других. «Внесение мотива» может осуществляться на различных этапах создания ситуации успеха: *в самом начале, когда даже ещё не названо содержание предстоящего задания и требуется собрать внимание всех присутствующих,  *в процессе выполнения деятельности для усиления её значимости,  *после выполнения задания, чтобы подчеркнуть важность достигнутого результата.

«Скрытое  инструктирование» о способах и формах деятельности. Оно реализуется с помощью намёка, пожелания: «Достаточно, чтобы было…»,  «Возможно, лучше начать с…», «Только, пожалуйста, не забудь о…». Например: «Чтобы справиться с контрольной работой, достаточно вспомнить формулы, в использовании которых мы тренировались на прошлом уроке; и, конечно, не забывать, как оформляется решение задачи».

Выделение персональной исключительности. Она повышает планку требования  и ответственность за порученное дело, вселяет уверенность и надежду на успешный результат: «Только ты и мог бы это сделать…», «Именно на вас я возлагаю особую надежду…».

Педагогическое  внушение. Оно побуждает к началу действий: «Нам уже не терпится…», «Не будем терять времени- приступаем к работе…».

Оценка  детали. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата: «Особенно меня порадовало…», «Поражает такой фрагмент…».

    1. Проблемная ситуация

Существенной  чертой проблемного обучения является:

  1. постановка проблемных вопросов;
  2. постановка проблемных задач;
  3. создание проблемных ситуаций.

Вопросы являются проблемными, если вызывают у учащихся интеллектуальное затруднение, и ответ на них не содержится в прежних знаниях ученика. Его нужно найти самостоятельно.

Проблемная  задача – это познавательная задача, содержащая интеллектуальное затруднение в поисках неизвестного способа действия.

Она содержит: 

  1. условие задачи;
  2. указание на неизвестное;
  3. неизвестен и способ действий.
 

Виды  проблемных задач :

  1. задачи с несформулированным вопросом;
  2. с недостающими данными;
  3. с излишними данными;
  4. с несколькими решениями;
  5. с меняющимся содержанием;
  6. задачи на доказательство;
  7. на сообразительность:
  8. логические задачи.

Сутью проблемной ситуации является столкновение имеющихся у учащихся знаний с незнанием, пробел между которыми необходимо восполнить самостоятельно. Основные типы возникновения проблемных ситуаций:

1)- если учащиеся  не знают способов решения  поставленной задачи, не могут  ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации;

2) – при столкновении  учащихся с необходимостью использовать  ранее усвоенные знания в новых  практических условиях;

3) – если имеется  противоречие между теоретически  возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа;

  1. – когда имеются противоречия  между практически достигнутым результатом  выполнения учебного задания и отсутствием учащихся знаний для теоретического обоснования.

Способы создания проблемных ситуаций и организации проблемного обучения:

1.  Побуждение  учащихся к теоретическому объяснению  явлений, фактов, внешнего несоответствия  между ними . Это вызывает поисковую  деятельность учеников и приводит  к активному усвоению новых  знаний.

2.  Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достичь поставленной перед ними практической цели.

3.  Расстановка  учебных проблемных заданий на  объяснение явлений или поиск  путей практического решения.  Например, исследовательская работа  на опытном участке, в мастерских  и т.д.

4.  Побуждение  учащихся к анализу фактов  и явлений действительности, в  которых проявляется противоречие между житейским представлением и научным объяснением фактов и явлений.

5.  Выдвижение  предположения (гипотезы), формулировка  выводов и их опытная проверка.

6.  Побуждение  учащихся к сравнению, сопоставлению  и противопоставлению фактов, явлений, правил в результате которых возникает проблемная ситуация.

7.  Побуждение  учащихся к предварительному  обобщению новых фактов. Учащиеся  получают задание рассмотреть  некоторые факты, явления, содержащиеся  в новом для них материале,  сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

8.  Ознакомление  учащихся с фактами, носящими  как будто бы необъяснимый  характер, и приведшими в истории  науки к постановке научной  проблемы.

9.  Организация  межпредметных связей. Часто материал  учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации, и тогда «выручают» других наук.

10. Варьирование  задач, переформулировка вопросов.

Проблемная ситуация - ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности  достичь цели посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия.

Этапы работы с  проблемными ситуациями:

1. поиск или  постановка проблемы;

2. ее восприятие  студентами;

3. анализ для  выявления противоречия;

4. анализ для  выявления знания или незнания;

5. выдвижение гипотезы как предположительного решения;

6. решение как  проверка гипотезы;

7. перепроверка  правильности полученного результата.

Типы проблемных ситуаций:

1 тип — ученики  не знают способа решения задачи (задания), не могут ответить на  проблемный вопрос - нет знаний. Это ситуации, построенные на незнании или недостаточности знаний у учащихся  для объяснения нового факта;

2 тип - ученики  поставлены в новые условия  решения задачи (задания, вопроса), а располагают лишь старыми  знаниями, т.е. ситуации, в которых ранее полученные знания применяются в новых условиях;

Информация о работе Педагогическая ситуация как комплексное средство воспитания старшеклассников