Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:00, курсовая работа
Цель исследования – определить, как с помощью педагогической происходит воспитание старшеклассников.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
Изучить учебно-методическую литературу по данной системе;
Рассмотреть наиболее типичные виды педагогической ситуации;
Описать конкретные ситуации, как средство воспитания.
1. Введение
2. Глава 1. Теоретические основы педагогической ситуации
1.1. Педагогическая ситуация как особый феномен педагогической деятельности
1.2. Моделирование педагогической ситуации
1.3. Личностно-ориентированные педагогические ситуации.
1.4. Ситуации выбора, успеха и творчества.
1.5. Проблемные ситуации
1.6. Конфликтные ситуации
1.7. Выводы по Главе 1.
3. Глава 2. Методические основы создания педагогических ситуаций в целях воспитания старшеклассников.
2.1. «Я стратег своей жизни»
2.2. «Я - HOMO MORALIS»
2.3. «Каким видится мое Я»
2.4. «Я в обществе»
2.5. «Я и моя социальная роль»
2.6. Вывод по Главе 2
4. Заключение
5. Приложение
6. Литература
Составляется некоторая программа разговора «круглого стола» в виде трех-пяти вопросов по данному вопросу. Эти вопросы должны быть логически связаны.
Приведем пример. Предположим. Что группа учащихся собирается обсудить категорию совести. Вопросы, предварительно выдвигаемые, могли бы быть такими: что такое совесть? Приведите пример жизненных явлений, связанных с совестью человека. Как узнать о наличии или отсутствие совести? Можно ли развивать совесть у себя и у других? Что делать, когда нет совести? Что ты понимаешь под «муками совести» ? Вопросы оглашаются задолго до «философского стола». Педагог договаривается с некоторыми учениками о том, что они возьмут на себя начало обсуждения какого-то одного вопроса. Располагаются участники разговора «по кругу». Участие педагогов в «философском столе» обязательно, но следует исключить момент учения, наставления. Эффективным: одна – выдвигает суждения, а другая – оппонирует предлагаемые решения.
Если система
заготовленных вопросов логически
выдержана, то движение от вопроса к
вопросу станет постижением истины.
Важно, чтобы философские размышления
не уводили детей от повседневной
жизни, а, наоборот, помогали обретать
способность видеть философскую проблему
в конкретной жизненной ситуации. Поэтому
важно, чтобы наряду с вопросами были иллюстрации
анализируемого явления, красочные образы
поставленной проблемы. Если эти два условия
соблюдены, «философский стол» проходит
успешно, школьники расходятся с желанием
продолжения дискуссии.
Дискуссионные качели
Суть этой занимательной формы – в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередными толчками на доску раскачивают «качели»; чем сильнее толчок, тем выше взлет «качелей». Партнерами становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывает суждения по предложенному вопросу – «качели» начинают свое движение.
Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, педагог поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. Он останавливает «качели». «Долго качаться нельзя – голова закружится!» - подводит итог дискуссии.
Ведущий задает ритм разговору, поддерживает игровой элемент формы, иногда комментирует ход дискуссионной беседы, поддерживая участников в их усилиях. Он же содействует сохранению возвышенного уровня, следя, чтобы «качели» не «ползли по земле», а возносились в осмыслении сути явлений жизни.
Предметом обсуждения на «дискуссионных качелях » может быть все, что окружает ученика, занимает и интересует его, что происходит с учеником: каникулы, книга, животные, родители и т.д.
Временной период «дискуссионных качелей» определяется возрастом и интеллектуальной подготовленностью детей. Но, разумеется, и наличием у них опыта коллективного общения. Старшеклассники неторопливы и не стремятся обязательно что-то сказать – «нажать на доску», но их обсуждения интересны, глубоки, неожиданны и поэтому «качели» взлетаю «высоко» и «полеты» их длительные.
Тематическое поле этой формы групповой деятельности безгранично: обсуждаться могут ситуативные вопросы, конфликтные ситуации, философские категории, эмоциональные отношения. Дети, полюбившие эту форму, выдвигают свои вопросы для обсуждения, а иногда «дискуссионные качели» возникают спонтанно. Выглядит это так. «Пусть все скажут , что они думают по этому поводу!»- заявляет групповой лидер. Если педагог оказывается рядом, то легким корректированием он придает горячему обсуждению форму «дискуссионных качелей», обусловив ритм и очередность высказываний. Если обсуждаемый вопрос чрезвычайно сложен, можно придать «качелям» альтернативный характер: партнеры «справа», допустим, заведомо что-то утверждают, а партнеры «слева» - отрицают. Например: «Я не боюсь говорить правду, потому что …» - начинает одна сторона. Или «Этикет вовсе не нужен человеку, так как…»
«Дискуссионные
качели»- эффективное средство в
разрешении групповых конфликтов методом
анализа. Но столь же эффективны «качели»
и на первом этапе работы с группой, в момент
знакомства. Например: «Когда я утром шел
в школу, я…», «А я, когда утром проснулся
и подумал, что сегодня первое сентября,
то…».
Хочу и надо…
Субъективная позиция ребенка развивается и формируется тогда, когда он отдает себе отчет в собственной жизни. При этом его «хочу» из эмоционального желания иметь что-либо трансформируется в «хочу», как стремление действовать в соответствии с выдвигаемой целью.
Групповая игра «Хочу и надо» проводится как командное состязание. Игроки команды «Хочу» поочередно высказывают какие-либо желания. Команда «Надо» после непродолжительного обсуждения выдвигает ряд условий, которые необходимо выполнить, чтобы реализовать эти желания.
Например, первый игрок говорит: «Я хочу отправиться в Швейцарию покататься на лыжах». На это команда «Надо» отвечает что для этого нужно. После этого игрок из команды «Хочу» решает, насколько реально для него в данный момент это желание. И если он сам приходит к выводу, что его «хочу» пока невыполнимо, то он покидает свою команду и отправляется в «Область мечты».
Первый тур
игры проводится как разминочный . Ведущему
необходимо следить, чтобы в первом
туре «Хочу» игроков начинались с материальных
ценностей и переходили к духовным. Это
позволяет вывести разговор второго тура
на более высокий уровень человеческих
ценностей и отношений. В этой игре конкретных
победителей нет. Победителями в итоге
становится все: и педагог, и дети, и те,
кто играл в командах. Принцип и смысл
игры в том, чтобы в будущем ученики, прежде
чем сказать о своем «хочу», мысленно продумывали
насколько реальна их мечта.
Дороги жизни
Работы группы строится на философическом основании: жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на Добре, Красоте, Истине. Для игры продумывают три типа карточек.
Один набор – ситуации жизни, проверяющие способность играющего быть ориентированным на Добро, второй набор – жизненные ситуации, проверяющие ценностное отношение участника игры к Истине, третий набор карточек скрывает в себе ситуации, выявляющие отношение участника игры к Красоте. Таким образом, программируется прохождение трех дорог жизни.
Карточки с
заданиями лучше изготовлять
из цветного картона, чтобы цвет обозначал
содержательность избранной игроком дороги.
Цветные карточки раскладываются в три
цветные линии, и первый участник обретает
право свободного выбора дороги, по которой
он пойдет. Дорога, на которую стал участник,
должна быть пройдена до конца его усилиями,
либо усилиями сменяющих его игроков.
Задания составляются из возрастных особенностей
и уровня развития. Заданий не должно быть
больше пяти и меньше трех.
Я – HOMO MORALIS
Человек моральный – это человек, который умеет видеть вокруг себя других людей и учитывать их самочувствие, и делать все, чтобы содействовать благу этих людей. Этот раздел методик направлен на развитие способности содействовать благу Другого.
Взгляд
Игра «Взгляд» - психологическая, она развивает эмпатии школьника и, следовательно, его способности общения с другими.
По кругу ставятся попарно два ряда стульев, повернутых спинками друг к другу. Играющие садятся на них так, чтобы оказаться лицом к лицу. Звучит музыка. Ребята, молча, смотрят глаза в глаза. По сигналу педагога, ребята, находящиеся во внешнем ряду, встают и передвигаются на один стул; те, кто находятся во внутреннем круге, также встают и, как только перед ними оказываются новые лица, садятся на свое место. Таким образом происходит смена партнеров. Она протекает ритмично, но достаточно быстро. Игра заканчивается, когда играющие внешнего круга вернутся на свое первоначальное место.
Теперь начинается важный момент – осмысление происшедшего. Ребята поочередно должны рассказать, как они себя чувствовали, все ли взгляды были добрыми, удалось ли им передать взглядом свою доброжелательность, симпатию по отношению к другому и т.д.
Педагогу необходимо
быть максимально наблюдательным и
очень собранным. Первые две-три
минуты дети могут смущаться, хихикать,
отводить глаза, ерзать от скованности
– многим из них не свойственно открыто
глядеть на человека, с которым они общаются.
Но уже на четвертом переходе внешнего
круга обычно наступает тот важный миг,
ради которого все это проводится: возникает
интерес к другому, симпатия, серьезность
и уважительность.
Я тебя понял…
Игра «Я тебя
понял…» имеет принципиальное значение
в системе воспитания школьника.
Её потенциальные возможности
Добрый след
Глубокие преобразования
социально-политической жизни общества
характеризуется
«Добрый след» - это состязательная форма духовной деятельности школьников, которая содействует обобщению реальности, выходу школьника на идею как отражение явлений жизни, характеристик жизни.
Для проведения игры организуется две команды, представители которых поочередно выбирают карточку с одним из перечисленных слов (костер, краски, семена, игла, лупа, книга…). Количество карточек зависит от количества туров.
Согласно условиям игры каждая из команд предложить ряд добрых дел, которые можно совершить с помощью выбранного слова.
Победителем становится команда – обладатель большего количества добрых дел. Время строго ограничено. Количество туров зависит от возраста участников.
Данная форма духовной деятельности школьников помогает выйти наиболее значимые и глубинные стороны жизни. Они учатся в игровой форме, в результате определенных духовных усилий учатся за объектами реальной действительности видеть нечто другое, ценностно – эстетически относиться к вещам и предметам, природе, одухотворять и олицетворять, т.е. субъективировать окружающий мир.
Этический тренинг
Этический тренинг представляет для учителя один из наиболее эффективных способов нравственного развития старшеклассников. Эффект достижения нравственной культуры школьника можно увеличить путем облачения этического содержания воздействия в увлекательную форму тренинга.
Этический тренинг предлагается для школьников 14-16 лет и преследует несколько воспитательных целей.
Этическая состоит в том, чтобы привить умения, выработать навыки этического общения с людьми, закрепить имеющиеся нравственные представления и довести до осознания учащихся общие правила, закономерности этического общения с людьми, что подготовит их к реальным жизненным ситуациям, снизит психологические барьеры (боязнь выглядеть неприлично, быть осужденным или осмеянным).
Психологическая задача заключается в следующем: развить логическое мышление, способность реагировать; развить способность к рефлексии, к объективной оценке самого себя и других людей: выработать устойчивую систему мотивов нравственного поведения и снять стереотипы, барьеры в сознании по отношению к окружающим людям.
Педагогическая задача – формирование нравственных форм поведения, коррекция отношений учащихся к тем или иным этическим явлениям, а также повышение морально-психологического климата в коллективе.
Педагог, приступая к этическому тренингу, должен быть терпим и терпелив. Содержание этического тренинга определяется актуальными проблемами общения в коллективе или сложившейся конфликтной ситуации. Тематика тренинга предлагается самим учащимся, а также определяется по усмотрению педагога.
Этический тренинг – это форма идеального представления ситуаций взаимоотношений людей «здесь и сейчас» и анализируемых с позиций нравственных норм. Примерами ситуаций могут быть: «Потерял книгу…», «Переписка…», «Украли ручку…», «У постели больного…» и т.д.
Все ситуации составляются с учетом формирования уступчивости, такта, доброжелательного отношения к людям, принятия их позиции и точки зрения, то есть с учетом сочувствия другому человеку.
Наибольшее значение
имеет профессионально –
Каким видится мое «Я»
Собранные в
этом разделе игры имеют возрастные
ограничения: они предназначены
для школьников старших классов. Эти
ограничения обусловлены тем, что процесс
самосознания интенсивно протекает в
подростковый период.
Информация о работе Педагогическая ситуация как комплексное средство воспитания старшеклассников