Педагогическая культура семьи Агеенко В.В.

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 09:52, контрольная работа

Краткое описание

В современной России наблюдается масса негативных явлений, связанных с кризисом семьи и в частности семейного воспитания. Это детская безнадзорность, педагогическая запущенность детей, подростковая преступность, наркомания, алкоголизм, ранние браки, высокая разводимость среди молодых семей и многие другие явления, прямо или косвенно обусловленные нарушением нормального функционирования российской семьи на фоне социально-экономической и политической ситуации в стране, а также серьезного идейно-нравственного кризиса.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие и особенности семейного воспитания 4
2. Воспитательный потенциал семьи 6
3.Педагогическая культура семьи 10
4.Взаимодействия семьи и общества 15
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

                           

                    3.Педагогическая культура семьи 

     Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего  упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также  образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы – малая часть культуры.

     Культура - это, прежде всего, характерный для  данного человека (общества), образ  мыслей и действий. В социологическом  понимании культура, и в первую очередь её ядро – культурные ценности, регулируют взаимоотношения людей, это факторы, объединяющие людей в единую целостность - общество. Следовательно, культура - важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах.

     Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории.

     Культура  вообще определяется как сложное многокомпонентное явление, связанное со всем многообразием жизни и деятельности человека.

     Слово культура (от лат.- "cultura") известно со времени Цицерона. В переводе с латинского оно означает возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание, образование, развитие, почитание.

     В данном контексте слово культура означает все созданное, неприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

     Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы, произведения искусств и т. д.

     Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры.

     Культура  семьи обусловлена историческим процессом преобразования естественных начал жизни искусственными средствами для удовлетворения нужд ближайших  родственников и этноса, мегаполиса и государства, институтов глобальной экономики. Важнейшую роль среди  этих процессов играет обусловленность деятельности семьи опытом духовно-исторического общения, пониманием исторических текстов, знакомством с памятниками культуры быта, техники, науки, религии и искусства, с биографиями значимых персон и собственной родословной, укорененностью в традициях этноса, конфессий, мегаполиса, а также духом глобальных модернизаций и инноваций. Культура семьи определяется пятью основными признаками.4

     Первый  признак культуры семьи - признак историзма духовного опыта. В классификационном плане по признаку историзма можно выделить три типа семей. Первый: традиционная и современная. Второй: по месту жительства, по этнической принадлежности и по конфессиональной ориентации. Третий: по культурно-эпохальным критериям.

     Традиционные  семьи — это семьи приоритетные: либо патриархальная, либо матриархальная, либо детоцентристская. В советское время преобладал последний детоцентристский тип семьи. Для современного типа семьи более свойственны сотрудничество и паритетность. С точки зрения социальных психологов, сотрудничество представляет собой идеальный тип отношений, так как предполагает взаимное понимание и поддержку.

     По  месту жительства культура семьи  может быть представлена укладом  деревенским, провинциальным и мегаполисным.

     Вторым  важнейшим признаком культуры семьи служит избирательность. Представляется, что в этом плане семьи могут быть классифицированы как либеральные и консервативные. Для либеральных свойственна ориентация на творчество, универсальность труда, инновационные знания, игротехнику. Для консервативных — приверженность традициям, классические знания, ориентация на трудовую специализацию.

     Третьим важнейшим признаком является способность семьи к упорядочиванию разных сфер жизни. Эта способность возникает там, где возможным становится соотнесение разных картин мира: супругов, детей, родственников. Виды семей по этому признаку высокопорядочные и малопорядочные.

     Четвертым признаком является символизм и семантика семьи. Культура является ненаследуемой генетически картиной мира. Она дает человеку нечто, чего нет в генетике. Это символы, знаки, и значения, образующие семиотическое пространство в жизни семьи. С данной точки зрения, семьи могут быть классифицированы как высокообразованные и низкообразованные, высокомобильные и низкомобильные.

     Пятым признаком культуры семьи (признак аксиологизма) служат ее ценностные ориентации.

     Можно выделить три вида ценностей —  физические, духовные и материальные. Суть физических ценностей состоит  в раскрытии с помощью семиотических  средств природных способностей членов семьи. Эти ценности проявляются в культуре валеологической, эротической, экологической, психологической. По этому признаку семьи могут быть классифицированы как антропологически активные и антропологически пассивные.

     Духовные  ценности вытекают из физических и обращены на создание среды обитания человека в виде системы правил и прецедентов — моральных, правовых, интеллектуальных, эстетических, религиозных. Данные ценности находят воплощение в культуре сакральной и секулярной, образовательной и рефлексивной, коммуникативной и художественно-эстетической, правовой и моральной, технической и гуманитарной. По этому основанию семьи можно классифицировать как высокодуховные и малодуховные.

     Материальные  ценности связаны с обработкой материалов природы средствами техники для создания искусственной среды обитания человека. Это культура быта, жилища, одежды, утвари, домашней техники, культура труда, дизайна и эстетической среды обитания. По отношению к материальным ценностям в культуре семьи можно выделить такие виды как материально богатые и материально бедные.

     Семья, особенно на раннем этапе развития ребенка, является существенным фактором его социализации. Ее воспитывающее  воздействие определяется, прежде всего, всем стилем ее жизни, ее достатком, культурой, в том числе и педагогической.

     Педагогическая  культура – это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы жизни, где есть элементы социального наследования. Педагогическая культура соотносится с общей культурой как элемент, фиксирующий способы реализации сущностных сил человека; как характеристика степени активности в деятельности по передаче социального опыта; как характеристика степени осознания субъектом педагогического воздействия диалогичности и субъект-субъектного характера педагогического процесса; как характеристика включенности в процесс формирования подрастающего поколения.

     Принято выделять профессиональную и народную педагогическую культуру, прямо связанную  с народной педагогикой, которая  слита с народной этикой и миропониманием.

     Истоки  педагогической культуры семьи лежат  в глубинах народной педагогики. Педагогическая культура в семье развивается  за счет традиций, норм и правил, устоявшихся  в народной педагогике. Семья выступает  главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения. Она же главный агент их передачи, т.е. основное звено в механизме трансляции социального опыта.

     Для педагогической культуры семьи характерна всеохватность.

     Основные  критерии для выделения того или  иного типа педагогической культуры семьи включают в себя три показателя:

     1) социально-педагогический, т.е. осознание  того, что субъектом воспитания  выступает каждый человек;

     2) аксиологический, т.е. отношение  к знаниям как к ценности;

     3) дидактический, показывающий, каковы  принципы воспитания принуждение ребенка или умение заинтересовать его.

     По  широте воздействия на воспитуемого семье нет равных, только она формирует  человека во всех без исключения сферах его жизни. Поэтому педагогическая культура семьи является тем фактором, который в конечном итоге определяет педагогическую культуру и всего общества 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     4.Взаимодействие семьи и общества 
     

     Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом  и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и необходимые для жизни каждого человека.

     Семья представляет собой элемент социальной структуры общества, историческую форму  организации и регулирования общественной жизни, т.е. социальный институт. Как и любой социальный институт, она удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность людей.5

     Рассмотрим  взаимодействие семьи и общества на примере  ДОУ №55, имеющего программу по взаимодествию с семьёй «Открытость детского сада вовнутрь». Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. 

     "Открытость  детского сада внутрь" - это  вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

     Некоторые родители и другие члены семьи  включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д. "Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др. Так, на базе библиотеки проводится "Книжкин праздник", в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики музыкальной школы дают концерт в детском саду; дети, сотрудники и родители вовлекаются в районные мероприятия. Например, на праздниках, посвященных Дню города, Рождеству, Пасхе и др., выступает хор детей, сотрудников, родителей дошкольного учреждения. Дошкольное учреждение представляет на выставки детского творчества, проводимые в масштабе района, работы своих воспитанников. По местному кабельному телевидению организуется трансляция из детского сада (например, празднования Масленицы). В День защитника Родины дети с помощью родителей приглашают на свой концерт ветеранов, военнослужащих, проживающих в соседних домах.

     Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

     В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное  для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д.

     Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

Информация о работе Педагогическая культура семьи Агеенко В.В.