Семья в мировых религиозных культурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:41, реферат

Краткое описание

Во многих, если не во всех религиях Бог – не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы – его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни – одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.

Оглавление

Введение
Глава 1
1.1. Семья в Исламе
1.2 Семья в Буддизме
1.3 Семья в Христианстве
Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

Глава 1

1.1.  Семья в Исламе

1.2  Семья в Буддизме

1.3  Семья в Христианстве

Заключение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение

     Возможные ассоциации со словом семья – быт, будничность, повседневность. Что необходимо для сохранения целостности, новизны? Вспомнить о том, что было в начале – о первопричинах возникновения семьи, о мотивах к ее созданию…

     Религия – способ восстановления связи, один из древних механизмов воссоздания и поддержания масштаба, смысла и т.д. (Религо – обратная связь, связь с источником, причиной.)

     Во  многих, если не во всех религиях Бог – не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы – его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни – одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.

     В основе религии – тайное, неизъяснимое, священное, запредельное – то, что определяется словом Бог. В семье есть нечто похожее. Не обязанности, любовь, заботы и др. Скорее, это «дух семейственности». (Мы скажем, что речь о «признаках системы». В этом смысле любая религия – архаическая форма системного подхода.)

     Поэтому только религия могла регламентировать внутрисемейные отношения – у других общественных институтов для этого недостает силы или убедительности.

     1. История

     При всех различиях истории семьи  в разных религиозных традициях  наблюдается общая тенденция – сначала матриархат, матрилокальность и матрилинейность, затем патриархат, патрилокальность и патрилинейность – в различных сочетаниях и последовательности внутри этих блоков, затем детоцентристская семья, и сейчас мы наблюдаем в постиндустриальном и постмодернистском обществе (в частности, у нас в России) переход к супружеской семье.

     Матри-ориентацию сейчас можно увидеть лишь в рудиментарном  состоянии – например, в передаче национальной принадлежности по материнской линии в иудаизме.

     Патриархат  в различной степени сохранности  в культуре присутствует. В чистом виде – это абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. В Уложении 1649 года – сын или дочь подвергались наказанию кнутом независимо от возраста, если они грубили родителям. Дети приравнены к неполноценным, умалишенным, маргинальным членам общества. Нет ответственности родителей за детей, но есть – детей перед родителями (5-я заповедь). Причем, вплоть до вступления в брак он – дитя, малый, невзрослый.

     По  мере гуманизации общества появляется (в культуре, но не в законодательстве) тенденция заботиться о детях. В Европе это происходит в 18-19 веках, в России в 19-20 веках. Они (дети) все еще неполноценны, но взрослые за них отвечают, обеспечивают и т.д. Это уже детоцентристская культура и соответствующие ей семейные ценности. Теперь многие браки сохраняются «ради детей». Детоцентризм защищает и лишает свободы детей в той же мере, в какой патриархат защищает и лишает свободы женщин. 

     НОВЕЙШАЯ  ИСТОРИЯ 

     Следующая ступень в эволюции – отрыв сексуальности от деторождения и резкое снижение рождаемости. Сексуальность теперь свойство индивидов и характеристика взаимоотношений людей. Секс выходит за пределы брака и исчезает двойная мораль.

     Начинается  эра эмансипации – женщин от мужчин и детей от родителей. Стратегия отношений определяется не родством и старшинством, как в патриархальной семье, и не порождением, как в детоцентристской, а, скорее, свойством (с ударением на второе «о»). Муж и жена – на равных, они не подчиняют свои интересы интересам детей. Сексуальность не сводится к прокреации. Эротизм и приватность занимают место долга и публичности. Симметрия прав и асимметрия ролей. Принципиальное отличие такой семьи – автономность супругов (это когда потребности, интересы и круг общения каждого из супругов выходят за рамки брака).

     Индивидуализация  личности, как следствие поликультурности и полирелигиозности общества приводит к тому, что если эти индивидуалисты, супруги, не создадут возможности автономии друг для друга, то напряжение в системе будет нарастать, и такая семья неустойчива и недолговечна. Теперь, в супружеской семье, способность к адаптации и интимности является антитезой автономии и эти полюса друг друга поддерживают. 

     ИСЛАМ 

     Женщина занимает предельно подчиненное, служебное  положение. «Ваши жены – нива для вас. Они созданы из вас и для вас. Ходите на вашу ниву, когда пожелаете», написано в Коране.

     Состоять  в браке – священная обязанность мужчины. Безбрачие – тяжкий грех. Муж обязан:

     * прилично содержать жен,

     * защищать их от всех опасностей,

     * обеспечивать их собственностью (в частности, подарки – собственность жен, их нельзя отнять),

     * обеспечивать их регулярным вниманием,  в том числе сексуальным,

     * оставить имущество по завещанию.

     Жена  обязана:

     * рожать детей и их воспитывать,

     * не покидать женскую половину  дома (правило парды),

     * выполнять домашние работы (и больше никаких других).

     В современных исламских государствах женщина может работать, но на женской  половине дома (медсестра, домработница, нянька) и имеет право получить соответствующее образование. Но при  этом образование, профессиональная деятельность, социальная включенность сильно понижает ее статус на «рынке невест». Необразованная и неработающая – выше, как потенциальная жена.

     Большое число детей повышает статус замужней женщины.

     Семья очень закрыта. Ни муж, ни, тем более, жена не станет обсуждать семейные проблемы даже с близкими людьми. Супруги ведут весьма раздельную жизнь. Они даже избегают называть друг друга по имени.

     БУДДИЗМ

     Будда учил, что в жизни мы постоянно  испытываем страдания, причиной которых  являются довлеющие над нами желания. Обрести внутренний покой можно, следуя Восьмеричному пути, который приведёт нас к достижению Нирваны – состоянию сознания, в котором человек не испытывает алчности, ненависти и невежества, но находится в состоянии внутренней гармонии, чувствует глубокое сострадание ко всему живому.

     Согласно  учению Будды, чтобы последовать  этому пути, человек должен стать  монахом или монахиней, порвать  все элементы связи и дать обет безбрачия.

     Однако  многие люди не ощущают в себе призвания  принять монашеский сан. По мнению Будды, в этом случае они должны вступить в брак и быть хорошим мужем или женой, отцом или матерью. Тогда они также пойдут по пути духовного роста, и на них снизойдёт великое благословение. Поэтому Будда придавал большое значение семейным отношениям, считая, что они могут стать для человека источником огромного счастья или привести к страданиям.  

     Учение  Будды по поводу брака основано на том, что каждая мысль, действие и  слово должны быть направлены на благо  супруга. Поэтому брак не должен заключаться под влиянием импульса, решение о нём созревает на основе усиливающегося взаимопонимания. Кроме того, брак заключается не только для двоих: согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

     Как и любой жизненный опыт, брак должен помочь нам стать лучше. В супружестве  мы можем развить свои духовные качества, научившись терпению, умению сосредотачиваться и мудрости. Наш супруг является нашим попутчиком и наставником на этом пути к просвещению.

     Будда полагал, что в браке каждый из супругов должен принимать на себя различные роли, с помощью которых  он сможет дополнять другого. Нет  смысла в превосходстве одного на другим. Превосходство заключается в верности, мягкости, щедрости, спокойствии и посвящении себя Праведному пути. 

     Обязанности мужа 

     Существует  пять способов, которыми хороший муж  выполняет свои обязанности по отношению  к жене:

     - почитание её;

     - уважительное к ней отношение;

     - верность;

     - признание её авторитета;

     - проявление своей любви к ней  с помощью подарков. 

     Обязанности жены 

     Есть  пять способов, которыми хорошая жена проявляет любовь к своему мужу:

     - хорошее ведение домашнего хозяйства;

     - гостеприимность по отношению  к членам его семьи, а также  своей семьи;

     - верность;

     - забота об имуществе семьи;

     - мастерство и трудолюбие в  исполнении своих обязанностей.

     Также Будда говорил, что хорошая жена:

     - относится к мужу с любящей  симпатией, как мать;

     - проявляет к нему уважение  и почитает его, как младшая  сестра;

     - рада в любое время видеть  его и быть с ним, как лучший  друг;

     - послушна и верна ему, как  верный слуга семьи. 

     Бракосочетание 

     Согласно  традиции перед женитьбой человек, исповедующий буддизм, должен провести хотя бы три месяца в монастыре, чтобы изучать буддизм и совершенствовать свою духовную жизнь. Только после такого обучения человек считается того, чтобы стать мужем. Обычно первым вопросом к жениху бывает, завершил ли он своё пребывание в монастыре. 
 

     ХРИСТИАНСТВО

     семейный  супружеский ислам индуизм

                        Нынешний брак устроен  и функционирует так,

                        как если бы он изобретался  каким-то третьим полом

                        с целью – основательно досадить первым двум.

                        Фурье 

       Итак, что же христианство говорит о семье? Но прежде чем начать рассуждать об этом, стоило бы посмотреть, как, вообще,  современная социология определяет семью? Ведь, христианство не делает революций и не изобретает чего-то абсолютно нового. Напротив, оно принимает сложившиеся порядки,  как они есть, и только влагает в них новый дух жизни. Так обстояло дело с общественным устройством, так было и с семьей

       И вот в энциклопедических  справочниках есть несколько формулировок, которые кратко можно суммировать так: "Семьей называется группа, состоящая из двух лиц разного пола и из общих рожденных в браке детей. Она основана на взаимном доверии и намерении пожизненного сожительства. Всякая другая связь, не основанная на браке и на намерении пожизненной продолжительности, исключающая наличие в такой общности детей, не есть семья… Семья же созидается посредством брака, т. е. пожизненной связи мужчины и женщины, вступающих в родовые отношения".

       Вывод прост, в основе семьи лежит брак. Но легко сказать - брак! Гораздо труднее ответить, что это такое?

      Этот вопрос задавали себе многие мыслители, их мнения можно приводить десятками, но среди них наиболее интересны христианские богословы, которые видели в браке божественную норму жизни.

      Интересное толкование брака дал известный богослов 5-го века блаженный Феодорит Кирский. В комментарии на стихи книги Бытия: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут два плоть едина" (Быт. 2, 24), он говорит, что здесь как раз и начинается  тот первоначальный закон, который был установлен после создания женщины и затем вошел в природу людей.

Информация о работе Семья в мировых религиозных культурах