Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:41, реферат
Во многих, если не во всех религиях Бог – не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы – его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни – одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.
Введение
Глава 1
1.1. Семья в Исламе
1.2 Семья в Буддизме
1.3 Семья в Христианстве
Заключение
Оглавление
Введение
Глава 1
1.1. Семья в Исламе
1.2 Семья в Буддизме
1.3 Семья в Христианстве
Заключение
1. Введение
Возможные ассоциации со словом семья – быт, будничность, повседневность. Что необходимо для сохранения целостности, новизны? Вспомнить о том, что было в начале – о первопричинах возникновения семьи, о мотивах к ее созданию…
Религия – способ восстановления связи, один из древних механизмов воссоздания и поддержания масштаба, смысла и т.д. (Религо – обратная связь, связь с источником, причиной.)
Во многих, если не во всех религиях Бог – не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы – его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни – одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.
В основе религии – тайное, неизъяснимое, священное, запредельное – то, что определяется словом Бог. В семье есть нечто похожее. Не обязанности, любовь, заботы и др. Скорее, это «дух семейственности». (Мы скажем, что речь о «признаках системы». В этом смысле любая религия – архаическая форма системного подхода.)
Поэтому только религия могла регламентировать внутрисемейные отношения – у других общественных институтов для этого недостает силы или убедительности.
1. История
При всех различиях истории семьи в разных религиозных традициях наблюдается общая тенденция – сначала матриархат, матрилокальность и матрилинейность, затем патриархат, патрилокальность и патрилинейность – в различных сочетаниях и последовательности внутри этих блоков, затем детоцентристская семья, и сейчас мы наблюдаем в постиндустриальном и постмодернистском обществе (в частности, у нас в России) переход к супружеской семье.
Матри-ориентацию сейчас можно увидеть лишь в рудиментарном состоянии – например, в передаче национальной принадлежности по материнской линии в иудаизме.
Патриархат
в различной степени
По
мере гуманизации общества появляется
(в культуре, но не в законодательстве)
тенденция заботиться о детях. В Европе
это происходит в 18-19 веках, в России в
19-20 веках. Они (дети) все еще неполноценны,
но взрослые за них отвечают, обеспечивают
и т.д. Это уже детоцентристская культура
и соответствующие ей семейные ценности.
Теперь многие браки сохраняются «ради
детей». Детоцентризм защищает и лишает
свободы детей в той же мере, в какой патриархат
защищает и лишает свободы женщин.
НОВЕЙШАЯ
ИСТОРИЯ
Следующая ступень в эволюции – отрыв сексуальности от деторождения и резкое снижение рождаемости. Сексуальность теперь свойство индивидов и характеристика взаимоотношений людей. Секс выходит за пределы брака и исчезает двойная мораль.
Начинается эра эмансипации – женщин от мужчин и детей от родителей. Стратегия отношений определяется не родством и старшинством, как в патриархальной семье, и не порождением, как в детоцентристской, а, скорее, свойством (с ударением на второе «о»). Муж и жена – на равных, они не подчиняют свои интересы интересам детей. Сексуальность не сводится к прокреации. Эротизм и приватность занимают место долга и публичности. Симметрия прав и асимметрия ролей. Принципиальное отличие такой семьи – автономность супругов (это когда потребности, интересы и круг общения каждого из супругов выходят за рамки брака).
Индивидуализация
личности, как следствие поликультурности
и полирелигиозности общества приводит
к тому, что если эти индивидуалисты, супруги,
не создадут возможности автономии друг
для друга, то напряжение в системе будет
нарастать, и такая семья неустойчива
и недолговечна. Теперь, в супружеской
семье, способность к адаптации и интимности
является антитезой автономии и эти полюса
друг друга поддерживают.
ИСЛАМ
Женщина занимает предельно подчиненное, служебное положение. «Ваши жены – нива для вас. Они созданы из вас и для вас. Ходите на вашу ниву, когда пожелаете», написано в Коране.
Состоять в браке – священная обязанность мужчины. Безбрачие – тяжкий грех. Муж обязан:
* прилично содержать жен,
*
защищать их от всех
* обеспечивать их собственностью (в частности, подарки – собственность жен, их нельзя отнять),
*
обеспечивать их регулярным
*
оставить имущество по
Жена обязана:
* рожать детей и их воспитывать,
* не покидать женскую половину дома (правило парды),
* выполнять домашние работы (и больше никаких других).
В
современных исламских
Большое число детей повышает статус замужней женщины.
Семья очень закрыта. Ни муж, ни, тем более, жена не станет обсуждать семейные проблемы даже с близкими людьми. Супруги ведут весьма раздельную жизнь. Они даже избегают называть друг друга по имени.
БУДДИЗМ
Будда учил, что в жизни мы постоянно испытываем страдания, причиной которых являются довлеющие над нами желания. Обрести внутренний покой можно, следуя Восьмеричному пути, который приведёт нас к достижению Нирваны – состоянию сознания, в котором человек не испытывает алчности, ненависти и невежества, но находится в состоянии внутренней гармонии, чувствует глубокое сострадание ко всему живому.
Согласно учению Будды, чтобы последовать этому пути, человек должен стать монахом или монахиней, порвать все элементы связи и дать обет безбрачия.
Однако
многие люди не ощущают в себе призвания
принять монашеский сан. По мнению Будды,
в этом случае они должны вступить в брак
и быть хорошим мужем или женой, отцом
или матерью. Тогда они также пойдут по
пути духовного роста, и на них снизойдёт
великое благословение. Поэтому Будда
придавал большое значение семейным отношениям,
считая, что они могут стать для человека
источником огромного счастья или привести
к страданиям.
Учение Будды по поводу брака основано на том, что каждая мысль, действие и слово должны быть направлены на благо супруга. Поэтому брак не должен заключаться под влиянием импульса, решение о нём созревает на основе усиливающегося взаимопонимания. Кроме того, брак заключается не только для двоих: согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.
Как и любой жизненный опыт, брак должен помочь нам стать лучше. В супружестве мы можем развить свои духовные качества, научившись терпению, умению сосредотачиваться и мудрости. Наш супруг является нашим попутчиком и наставником на этом пути к просвещению.
Будда
полагал, что в браке каждый из
супругов должен принимать на себя
различные роли, с помощью которых
он сможет дополнять другого. Нет
смысла в превосходстве одного на другим.
Превосходство заключается в верности,
мягкости, щедрости, спокойствии и посвящении
себя Праведному пути.
Обязанности
мужа
Существует пять способов, которыми хороший муж выполняет свои обязанности по отношению к жене:
- почитание её;
- уважительное к ней отношение;
- верность;
- признание её авторитета;
-
проявление своей любви к ней
с помощью подарков.
Обязанности
жены
Есть пять способов, которыми хорошая жена проявляет любовь к своему мужу:
-
хорошее ведение домашнего
- гостеприимность по отношению к членам его семьи, а также своей семьи;
- верность;
- забота об имуществе семьи;
- мастерство и трудолюбие в исполнении своих обязанностей.
Также Будда говорил, что хорошая жена:
- относится к мужу с любящей симпатией, как мать;
- проявляет к нему уважение и почитает его, как младшая сестра;
- рада в любое время видеть его и быть с ним, как лучший друг;
-
послушна и верна ему, как
верный слуга семьи.
Бракосочетание
Согласно
традиции перед женитьбой человек,
исповедующий буддизм, должен провести
хотя бы три месяца в монастыре, чтобы
изучать буддизм и совершенствовать свою
духовную жизнь. Только после такого обучения
человек считается того, чтобы стать мужем.
Обычно первым вопросом к жениху бывает,
завершил ли он своё пребывание в монастыре.
ХРИСТИАНСТВО
семейный супружеский ислам индуизм
Нынешн
как если бы он изобретался каким-то третьим полом
с целью – основательно досадить первым двум.
Фурье
Итак, что же христианство говорит о семье? Но прежде чем начать рассуждать об этом, стоило бы посмотреть, как, вообще, современная социология определяет семью? Ведь, христианство не делает революций и не изобретает чего-то абсолютно нового. Напротив, оно принимает сложившиеся порядки, как они есть, и только влагает в них новый дух жизни. Так обстояло дело с общественным устройством, так было и с семьей
И вот в энциклопедических справочниках есть несколько формулировок, которые кратко можно суммировать так: "Семьей называется группа, состоящая из двух лиц разного пола и из общих рожденных в браке детей. Она основана на взаимном доверии и намерении пожизненного сожительства. Всякая другая связь, не основанная на браке и на намерении пожизненной продолжительности, исключающая наличие в такой общности детей, не есть семья… Семья же созидается посредством брака, т. е. пожизненной связи мужчины и женщины, вступающих в родовые отношения".
Вывод прост, в основе семьи лежит брак. Но легко сказать - брак! Гораздо труднее ответить, что это такое?
Этот вопрос задавали себе многие мыслители, их мнения можно приводить десятками, но среди них наиболее интересны христианские богословы, которые видели в браке божественную норму жизни.
Интересное толкование брака дал известный богослов 5-го века блаженный Феодорит Кирский. В комментарии на стихи книги Бытия: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут два плоть едина" (Быт. 2, 24), он говорит, что здесь как раз и начинается тот первоначальный закон, который был установлен после создания женщины и затем вошел в природу людей.