Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:19, контрольная работа
При смешении детей для генетически менее зрелых мальчиков девочки становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом для подражания. Качества этого образца – прилежность, послушность, усидчивость, стремление услужить, понравиться. Такая модель поведения стала активно поощряться учителями-женщинами. Присущие мальчикам природные задатки: страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть смелым и мужественным стали заглушаться и нейтрализоваться.
Введение………………………………………………………………………3-4
1. Психологические особенности мальчиков и девочек……………………..5
1.1. Зачем природе мужское и женское…………………………………5-7
1.2. Воспитание мальчика и девочки…………………………………..7-10
2. Стадии развития мальчиков……………………………………………….11
2.1. С рождения до шести: период нежности………………………...13-14
2.2. С шести до тринадцати: интерес к мужественности……………14-16
2.3. Четырнадцать и старше: становясь мужчиной………………….16-19
3. Особенности воспитания ребенка в семье………………………………..19
3.1. Мать и сын: как воспитать мужчину………………………………..21
3.1.1. Зачем нужна мама? ………………………………………….21-22
3.1.2. Мамы бывают разные………………………………………..22-24
3.1.3. Воспитание мальчика без отца……………………………...24-28
3.2. Отец и сын: атрибутика мужского воспитания…………………….28
3.2.1. Отец как проводник в мир социальных отношений………28-30
3.2.2. Дружба и одобрение отца …………………………………..30-32
3.2.3. О доверии и взаимопонимании между отцом и сыном……32-34
3.2.4. Совместные игры и увлечения……………………………...35-38
3.2.5. Строгость и жестокость в отцовском воспитании…………38-39
3.2.6. Отец как модель отношений с противоположным полом и сексуальности ………………………………………………..39-40
3.2.7. Так ли важен отец?..................................................................40-41
4. Мужское воспитаие в традиционной культуре этносов: практическая часть……………………………………………………………………..42-46
Заключение………………………………………………………………...47-48
Список используемой литературы……………………………………….….49
Сын повзрослел. Как сохранить доверие? Независимо от того, кто является инициатором общения - сын или отец, оно необходимо для того, чтобы не прервать ту связующую нить, которая возникает между отцом и сыном с раннего детства. И если доверие в этом возрасте пока не окрашено спецификой мужского или женского общения, а просто служит знаком искренних и позитивных взаимоотношений между сыном и отцом, то в дальнейшем доверие будет играть решающую роль в передаче и восприятии информации об особенностях мужской субкультуры.
Важное значение такое
доверие и взаимопонимание
Взаимное доверие отца и сына важно по нескольким причинам. Во-первых, только при этом условии они могут обсуждать очень личные, сугубо мужские темы, например изменения, происходящие в организме подростка в ходе полового созревания. Не доверяя отцу, мальчик вряд ли обратится к нему с подобными вопросами. Недоверие отца к сыну может проявиться в том, что он не будет готов откровенно поговорить с сыном на эти темы, даже если тот обратится к нему за разъяснениями. Во-вторых, доверие необходимо, чтобы сын не воспринимал скептически то, что говорит ему отец. Относясь с доверием к советам отца, основанным на жизненном опыте, сын сможет избежать многих ошибок и разочарований в своей собственной жизни. Однако и здесь существенно ответное доверие со стороны отца - только поистине доверяя сыну, отец может позволить ему самостоятельно определять свою судьбу. Такой шаг требует от отца и решимости предоставить сыну это право, в том числе право на ошибку. Сделать этот шаг нелегко, ведь это не формальное отстранение от проблем сына, а искреннее признание того, что сын уже стал взрослым (для родителей это непросто) и больше не нуждается в опеке и контроле со стороны отца.
Так, именно через проявление родительского доверия, мальчик входит в мир взрослых, вступает в свою самостоятельную жизнь. Начинается это с мелочей - отец разрешает сыну сделать что-либо самостоятельно, не контролируя его, "не стоя над душой". Этот маленький шаг открывает дорогу в будущее, завершением которой для сына будет его умение самостоятельно принимать решения, ставить цели и планировать пути их достижения, т.е. приобретение всего комплекса качеств, необходимых мужчине. И без доверия со стороны отца развитие самостоятельности у мальчика невозможно. Мужской инфантилизм - это не что иное, как привычка к несамостоятельности, к перекладыванию ответственности на других, порожденная отсутствием доверия со стороны родителей. Вот почему выражение доверия важно не только для сына - этим он проявляет сыновнее уважение к отцу, но и для отца - ведь его доверие к сыну является одним из ключевых средств формирования истинно мужских качеств.
3.2.4. Совместные игры и увлечения
Игры с ребенком начинаются уже с самых первых месяцев его жизни. Сначала это различные пальчиковые игры - "Сорока-белобока", "Ладушки"; игры с погремушками и т.д. В таких играх обычно отец участия не принимает, оставляя эти забавы и развлечения маме. Но такая позиция абсолютно неверна. В этих немудреных, но крайне необходимых для развития ребенка играх идет сложная работа по установлению контактов между ребенком и окружающим миром. И отсутствие отца в этих играх приводит к тому, что ребенок начинает его воспринимать как нечто отдаленное, непонятное, чужое. Играя же и общаясь, отец и сын начинают строить свои взаимоотношения. Ребенок привыкает к тембру отцовского голоса, к его облику, действиям. Отец же со своей стороны научается понимать своего ребенка и его потребности, выражаемые при помощи мимики, лепета и т. д. Так в игре создается основа будущего взаимопонимания между отцом и ребенком.
В играх обязательно должна присутствовать направленность на развитие определенных свойств и качеств, присущих мужчинам и наиболее востребованных в жизненных ситуациях, с которыми сталкиваются мужчины. Поэтому совместные игры отца и сына имеют ряд довольно четко выявляемых особенностей. Прежде всего, в них обязательно присутствует активная двигательная составляющая. Совместные игры отца и сына - это чаще всего шумная возня и беготня. Прятки, жмурки, догонялки - вот типичные образцы таких игр. В них стимулируется физическое развитие, необходимое в становлении мужчины. Часто в таких играх есть элементы силового противоборства: различные виды борьбы, отработка приемов физического воздействия и противодействия и т. д. Так в игре отец дает сыну уроки психологической и физической подготовки к возможным вариантам выяснения отношений, с которыми мальчик может столкнуться в будущем.
Еще одним признаком мужских игр является их четко выраженная соревновательная направленность. Уже с первых лет жизни мальчика в его играх с отцом присутствует элемент сравнения: кто сильнее, быстрее, точнее и т. д. Именно поэтому практически в любой игре есть определенные признаки, по которым определяется победа. Соревновательность игр отца и сына имеет немалое психологическое значение. Во-первых, ее можно расценить как неосознанное желание сына проверить себя, свои качества в ситуации соперничества с другим представителем мужского пола, в качестве которого выступает отец. Во-вторых, это стремление ощутить себя победителем, человеком, способным на значительные усилия для достижения цели. В-третьих, это опять же стимулирование физического и психического развития мальчика, катализатором которого как раз и служит соревнование, сравнение себя с другими. Все это вместе позволяет мальчику подготовиться к самостоятельной жизни внутри мужской субкультуры, ведь соперничество является одной из главных характеристик мужского общения.
Естественно, в соперничестве с отцом мальчик имеет довольно призрачные шансы на победу. Однако в игре отец должен помнить, что чувство победы необходимо для его сына. Это ни в коей мере не означает, что отец должен постоянно поддаваться сыну, наоборот, легкая победа, а уж тем более раскрытие явной уступки со стороны отца могут привести к разочарованию и обиде. И чем старше сын, тем более обидными будут для него эти поддавки. Но в то же время иногда отцу стоит уступить сыну. Это не должна быть явная, наигранная уступка - для полного ощущения победы уступка должна происходить после упорной борьбы. И сколь радостным будет для сына сознание того, что он смог одержать победу над сильным и ловким соперником. С психологической точки зрения это чувство победы является очень важным для становления мужчины, формирования его самооценки.
По мере взросления сына его игры с отцом постепенно утрачивают свою детскость и приближаются к тем играм, в которые играют взрослые. В общении отца и сына все большее место занимают спортивные и интеллектуально-логические игры. Борьба, игры в машинки и солдатики утрачивают свою привлекательность для взрослеющего сына, становятся для него символами детства, неприемлемыми для уже "взрослого" мальчика, каким он себя считает. Однако желание играть не исчезает. И те задачи, которые решались в детских играх, на следующем возрастном этапе, начиная с 9-10 лет, реализуются уже при помощи других игр, традиционно принятых в мужском сообществе. Помимо уже упомянутых функций игры, связанных с развитием мужских качеств, в этих играх присутствует еще один важный элемент - они служат инструментом введения мальчика в мир мужских отношений, в мир мужской субкультуры.
Таким образом, в предподростковом и подростковом возрасте игры отца и сына будут иметь уже четко ориентированную социальную направленность, приобщая мальчика к мужским видам развлечений. И вероятно, начало и середина подросткового возраста, т. е. 10-12 лет, будут являться последним возрастным периодом, когда в общении отца и сына еще присутствуют совместные игры. После этого и сами игры постепенно становятся нечастым видом времяпровождения и в качестве партнеров для игр выбираются преимущественно сверстники. Можно сказать, что к этому возрасту совместные игры отца и сына выполнили свою задачу.
Игры отца и сына в подростковом возрасте исчезают, однако это не значит, что совместное времяпровождение и развлечения отца и сына на этом прекращаются. Остается еще обширная сфера общения отца и сына, связанная с общими делами и увлечениями. Развитие этой сферы идет параллельно с развитием совместных игр. Их задачи полностью совпадают - это подготовка к самостоятельной жизни и приобщение к мужской субкультуре. Вряд ли отец будет учить своего сына вышиванию или станет инициатором совместного похода по магазинам одежды - эти варианты развлечений не относятся к традиционной сфере мужских интересов. А вот обучение ремонту техники, вождению авто- и мототранспорта или, например, посещение футбольного соревнования - эти увлечения считаются мужскими.
Вводя сына в мир этих увлечений, отец тем самым способствует его самоопределению в качестве мужчины, определяет формирование его кругозора по мужскому типу. Так решается задача адаптации сына к мужской среде. Ведь именно эти увлечения, скорее всего, станут предметом обсуждения среди сверстников-мальчишек. Обладание знаниями и навыками в традиционно мужских сферах деятельности в значительной степени повышает авторитет мальчика, его социальный статус в среде сверстников. Вот так, через приобщение сына к ценностям мужской субкультуры, отец влияет на его восприятие сверстниками и взрослыми мужчинами.
Отношение мальчика к мужским увлечениям для его окружения играет роль индикатора "свой/чужой". Если мальчик увлекается мужскими видами деятельности и преуспел в этом, то, с точки зрения мужского сообщества, он вполне может быть признан "своим"; если же его интересы и увлечения отличаются от традиционно принятых в мужской среде, то представители мужского сообщества отнесутся к нему с подозрением. Отцу же обществом вменяется в обязанность познакомить сына с миром мужских увлечений для облегчения его последующей адаптации в мужском сообществе. Однако есть и еще одна, может быть, не столь заметная, но от этого не менее важная функция совместных увлечений отца и сына. В совместных увлечениях укрепляются межличностные связи между сыном и отцом, тем самым укрепляется доверие и взаимопонимание и создает у них чувство общности и сопричастности к успехам друг друга.
3.2.5. Строгость и жестокость в отцовском воспитании
Обычно отцовские наказания
бывают строже и длительнее материнских,
отец реже идет на уступки или смягчение
принятых решений о наказании. В
этом, кстати говоря, проявляются и
меньшая психологическая гибкос
Наверное, главным отличием жесткости в наказаниях от жестокости будет являться уважение к личности сына. Наказание, связанное с унижением личности, никогда не достигнет воспитательной цели, никогда не приведет к положительному результату и ничем не может быть оправдано. Ведь такое наказание - это просто издевательство. В этом смысле даже физическое наказание, проведенное без унижения, будет иметь больший положительный эффект по сравнению с какой-либо желчной насмешкой над сыном.
3.2.6. Отец как модель отношений с противоположным полом и сексуальности
Еще одна чрезвычайно важная функция отца - организация сексуального воспитания мальчика. Отец для сына является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужского поведения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом.
В возрасте от 3 до 5 лет каждый маленький мужчина переживает так называемый Эдипов комплекс - стремление сконцентрировать любовь и внимание матери на себе, в то время как отец рассматривается в качестве соперника в борьбе за эту любовь, что пробуждает в ребенке негативные эмоции по отношению к нему. Эту ситуацию можно рассматривать как один из этапов психосексуального развития ребенка, на котором он с помощью доступных ему поведенческих средств впервые заявляет о своей половой принадлежности и активно демонстрирует ее.
С точки зрения психологии в этом нет ничего противоестественного, однако для многих отцов такое поведение сына становится неожиданным и неприятным сюрпризом. И это вполне объяснимо, ведь противодействие отцу может принимать самые различные формы - от желания постоянно находиться вместе с мамой и ограничить ее общение с отцом до открытых проявлений вербальной и невербальной агрессии. Такое поведение сына большинству отцов кажется необоснованным и необъяснимым: ласковый и послушный сын вдруг становится неуправляемым и агрессивным. Однако излишне драматизировать события не стоит - все это временно. Обычно к 5 - 6 годам Эдипов комплекс разрешается через формирование устойчивых черт полоролевого поведения, присущих мужчине, и принятие отца в качестве основного объекта для подражания.
Однако следует обратить внимание на то, что эффективное разрешение Эдипова комплекса, равно как и нормальное развитие половой идентификации вообще, возможно лишь при условии активного участия отца в жизни мальчика. Отсутствие отца как примера мужского полоролевого поведения может иметь далеко идущие последствия для мальчика, начиная от проблем установления отношений с представительницами противоположного пола до сексуальной дезориентации и сексуальных проблем.
3.2.7. Так ли важен отец?
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что роли и функции отца в воспитании мальчика сводятся к двум основным обязанностям, имеющим чрезвычайно важное значение для его будущей жизни.