Особенности воспитания ребенка в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:19, контрольная работа

Краткое описание

При смешении детей для генетически менее зрелых мальчиков девочки становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом для подражания. Качества этого образца – прилежность, послушность, усидчивость, стремление услужить, понравиться. Такая модель поведения стала активно поощряться учителями-женщинами. Присущие мальчикам природные задатки: страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть смелым и мужественным стали заглушаться и нейтрализоваться.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3-4
1. Психологические особенности мальчиков и девочек……………………..5
1.1. Зачем природе мужское и женское…………………………………5-7
1.2. Воспитание мальчика и девочки…………………………………..7-10
2. Стадии развития мальчиков……………………………………………….11
2.1. С рождения до шести: период нежности………………………...13-14
2.2. С шести до тринадцати: интерес к мужественности……………14-16
2.3. Четырнадцать и старше: становясь мужчиной………………….16-19
3. Особенности воспитания ребенка в семье………………………………..19
3.1. Мать и сын: как воспитать мужчину………………………………..21
3.1.1. Зачем нужна мама? ………………………………………….21-22
3.1.2. Мамы бывают разные………………………………………..22-24
3.1.3. Воспитание мальчика без отца……………………………...24-28
3.2. Отец и сын: атрибутика мужского воспитания…………………….28
3.2.1. Отец как проводник в мир социальных отношений………28-30
3.2.2. Дружба и одобрение отца …………………………………..30-32
3.2.3. О доверии и взаимопонимании между отцом и сыном……32-34
3.2.4. Совместные игры и увлечения……………………………...35-38
3.2.5. Строгость и жестокость в отцовском воспитании…………38-39
3.2.6. Отец как модель отношений с противоположным полом и сексуальности ………………………………………………..39-40
3.2.7. Так ли важен отец?..................................................................40-41
4. Мужское воспитаие в традиционной культуре этносов: практическая часть……………………………………………………………………..42-46
Заключение………………………………………………………………...47-48
Список используемой литературы……………………………………….….49

Файлы: 1 файл

Контр педагогика.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

К сожалению, наши мальчишки  практически с самого рождения испытывают на себе все варианты давления со стороны  женщин. В первые годы жизни мальчик  больше времени проводит с мамой  или бабушкой, которые не только ухаживают за ним, но и требуют повиновения. В детском саду мальчики должны подчиняться женщинам-воспитателям, которые наказывают за драки и чрезмерную активность, а за послушание и смирение поощряют и хвалят. В школе настолько мало мужчин, что их влияние на мальчиков практически незаметно. Зато авторитарных учительниц, регулярно унижающих и подавляющих мальчишек, хоть отбавляй. Как же в таких условиях вырасти активным, инициативным, уверенным и самостоятельным, где же научиться быть сильным и решительным?

Конечно, и мы - мамы - не всегда бываем идеальны, срываемся, наказываем, ругаем наших чрезмерно шустрых  мальчиков. В тех случаях, когда мы не правы, не нужно стесняться показаться слабой. Попросите прощения за грубый тон, извинитесь, даже если сын совсем еще мал, объясните свое поведение, позвольте себе поплакаться ему в жилетку, спросить совета. И вы увидите, что мальчик не рассердится, а, наоборот, пожалеет вас. Так он научится прощать, быть откровенным и тоже признавать свои ошибки.

Часто у одиноких матерей мальчики вырастают более чуткими, нежными и даже избалованными. Дело в том, что ребенок с рождения впитывает все, что он воспринимает, а происходит это неосознанно. Чаще всего дети подражают родителю своего пола, имитируют его поведение. Но если рядом нет отца, то мальчик начинает подражать матери. Причем это заметно не только в содержательных проявлениях, но и в манерах, и даже в интонациях речи. Это объясняется тем, что мальчик видит только один эталон полоролевого поведения. Именно поэтому так важно, чтобы мальчик, воспитываемый одной мамой, как можно больше общался с реальными мужчинами, получая информацию и о другом эталоне поведения - мужском.

Только через общение  с другими мужчинами мальчик  освоит мужские формы поведения, способы решения проблем, научится высказывать свое мнение и давать оценку событиям. Поэтому не правы разведенные мамы, которые не разрешают ребенку общаться с отцом.

Пока мальчик мал, его  поведение может не сильно отличаться от поведения девочки. Однако уже  в дошкольном возрасте в среде сверстников ребенок начинает демонстрировать себя в качестве представителя определенного пола, реализуя полученные в семье полоролевые стереотипы. А если мужской стереотип поведения не сформировался, то мальчик может стать предметом насмешек, издевательств и пренебрежения. Это может быть большой травмой для ребенка. Вы, наверно, не раз замечали, насколько жестоки бывают мальчишки по отношению к мальчикам, не умеющим противостоять им, дать сдачи или склонным к слезам. Отсутствие мужского примера поведения очень сильно осложняет приобщение к мужской субкультуре и может быть источником невротических проявлений.

Последствия воспитания одной матерью сказываются и  в более взрослом возрасте, особенно на брачных отношениях сына. Статистика показывает, что такие мужчины реже женятся, а если и вступают в брак, то их избранница чаще старше по возрасту. Этот факт также объясним: сын копирует в своей семье семью родительскую, т. е. состоящую из взрослой женщины и младшего мужчины. Такой мужчина часто не может стать полноценным отцом своему собственному ребенку, потому что в душе он остается сыном и ждет поддержки и помощи.

Но не будем рассматривать  эти ситуации как трагедию, ведь многие мальчишки, воспитанные одной  мамой, нашли свое место в жизни  и реализовались как мужчины. Как же вести себя маме, если она одна воспитывает сына?

Во-первых, необходимо дать ребенку возможность продолжительное время общаться с мужчинами. Это могут быть дедушка, дядя, знакомый, тренер. Если вы скажете, что порядочных мужчин в вашем окружении нет, то будете не правы и проявите свое подсознательное нежелание, чтобы сын стал настоящим мужчиной.

Во-вторых, акцентируйте внимание сына на поведении положительных  героев кино и книг.

В-третьих, признавайте  за сыном право на самостоятельную жизнь. В начале подросткового возраста отпустите сына от себя, научитесь уважать его интересы и друзей, предоставьте ему больше свободы. Чем раньше вы дадите ему возможность принимать собственные решения, тем быстрее он научится отвечать за свои поступки, в первую очередь перед собой.

В-четвертых, "доза" материнской любви к сыну должна быть различной в разном возрасте. В подростковом и юношеском возрасте чрезмерная материнская любовь может стать тормозом в социальном развитии мальчика. Если вы не отодвинете сына на определенную дистанцию, он не сможет наладить свою личную жизнь и будет метаться между любимой девушкой и мамой. Когда сын эмоционально зависит от матери, это может разрушить его собственную семью. И взрослый сын так и останется инфантильным.

В-пятых, не ведите себя одновременно как отец и как мать. Будьте женщиной-мамой: слабой, ласковой, любящей, женственной. Этим вы научите сына жалеть маму, сочувствовать ей, поддерживать, помогать, т.е. приобрести качества сильного, уверенного мужчины, умеющего принимать решения, отвечать за себя и за других, оказывать женщине поддержку и стать ее опорой.

 

 

 

 

 

3.2. Отец и  сын: атрибутика мужского воспитания

 

3.2.1. Отец как проводник в мир социальных отношений

 

 

В проявлениях родительской любви отцы отличаются от матерей. В большинстве случаев мать любит своего ребенка безотчетно, ее любовь словно запрограммирована генетически. Любовь же отца всегда предметна. Отец традиционно связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка. Тем самым буквально с первых лет жизни отец демонстрирует и прививает ребенку ценностное отношение к себе, к миру, к жизненной ситуации. Особенно ярко это проявляется в процессе воспитания мальчика. Знакомя своего сына с системой ценностей, отец вводит его в мир социальных отношений, где оценка человеком самого себя, своих успехов и достижений во многом формируется под воздействием оценок окружающих. По сути дела, исходя из оценочного подхода к сыну, его мнениям, решениям, поступкам, отец осознанно или неосознанно учит мальчика видеть самого себя и свои действия со стороны, соотнося их с определенной системой социальных оценок, с критериями приемлемости тех или иных поступков в конкретной ситуации.

Своим поведением, своим  отношением к миру и к окружающим людям отец предоставляет сыну первоначальный образец и в течение долгого времени, возможно всей жизни сына, является для него непосредственным примером для подражания. Взаимоотношения сына с отцом, каких бы сфер они ни касались и в какой бы форме ни проявлялись, всегда социально ориентированы. Еще более четко это стремление адаптировать мальчика в широком мире проявляется в непосредственном общении между отцом и сыном. Беседы отца с сыном, совместные игры и увлечения - все это имеет четкий социальный подтекст. Во всех формах общения отец на основании своего опыта учит сына эффективно действовать в определенных жизненных ситуациях, причем действовать так, как подобает именно мужчине, в соответствии с принятыми нормами поведения. Этот процесс обучения жизни многообразен и многосторонен. Он включает развитие навыков самообладания, умения взаимодействовать с людьми, прикладных умений, связанных с выполнением практических действий (использование инструментов и различные работы по дому, ремонт технических устройств и т. д.), специфических "мужских" увлечений (охота, рыбалка, посещение спортивных состязаний).

Такие воспитательные воздействия  формируют мальчика как представителя  мужской субкультуры, дают ему знания о распределении ролей и обязанностей между полами, создают направленность его интересов и путей их реализации, соответствующую общепринятым представлениям о том, чем должен увлекаться и заниматься мальчик. Именно поэтому большинство отцов крайне негативно относятся к проявлениям у их сына неподобающих, с их точки зрения, игр, увлечений и интересов: играм в куклы, использованию женских образов в ролевых играх, пристальному слежению за модой, повышенному интересу к собственной внешности и т.д. Также предметом раздражения отцов может стать отсутствие у сына интереса к технике, ремеслу и т.д. Такие негативные эмоции вполне объяснимы: в этой ситуации отец на каком-то подсознательном уровне ощущает, что не справляется с функцией, которую он должен выполнить - подготовить своего сына к жизни в обществе, где заранее определены параметры восприятия мужчины.

Вот почему с самых  ранних лет ребенка отец должен участвовать  в процессе его воспитания. В обыденном  сознании бытует мнение, что в раннем детстве ребенок целиком и  полностью принадлежит матери, а  отец приступает к воспитанию уже  подросшего малыша. Такой подход опасен тем, что сферы интересов мальчика, его манеры поведения будут излишне подвержены материнскому влиянию. В отсутствие уравновешивающего воспитательного воздействия отца это может привести к социально нежелательным деформациям интересов, увлечений и поведения ребенка. Только под непосредственным руководством отца, видя перед собой наглядный образец мужского подхода к решению жизненных проблем, мальчик сможет сформироваться и реализоваться как мужчина - в соответствии с ожиданиями общества.

Самостоятельно мальчику, растущему мужчине, очень сложно принять решение о том, какая  модель поступка отражает собственно мужские черты. В этом случае отец задает наиболее действенный пример, в сравнении с которым или  на него ориентируясь сын будет определять свое собственное поведение. В трансляции сыну форм и способов реализации мужского поведения отец обязан принять на себя функции опосредующего звена, которое отвечало бы требованиям общества, с одной стороны, и соответствовало бы личным представлениям отца об идеале мужского поведения, с другой. Это комплексное воздействие формирует мальчика как представителя именно мужского сообщества.

Таким образом, именно на плечи отца возлагается эта нелегкая, ответственная, но почетная обязанность - ввести сына в мир социальных отношений, научить его по-мужски реагировать на те вызовы, что бросает жизнь, помочь ему проявить и реализовать себя как мужчине. В этом состоит одна из основных функций отца в воспитании мальчика - но не единственная. 

 

 

3.2.2. Дружба и одобрение отца

 

И мальчики, и девочки  нуждаются в обществе отца, в его  любви. Хорошо, если дети имеют возможность  проводить много времени с  отцом, ощущать его ласку и  по возможности помогать ему. К несчастью, отец, придя домой с работы, больше всего на свете хочет лечь и читать газету. Но, если бы он понимал, как ценно его общество для ребенка, то почувствовал бы большее желание преодолеть свою усталость. Однако, ни отец, ни мать не должны заставлять себя сверх всякой меры. Лучше поиграть с ребенком минут 15, а потом сказать: "А теперь я почитаю газету", чем провести в зоопарке целый день, проклиная все на свете.

Иногда отец стремится  во что бы то ни стало сделать  своего сына идеальным во всех отношениях, и это мешает отцу и сыну просто приятно проводить время вместе. Например, отец хочет воспитать из сына спортсмена. Он может еще в раннем возрасте начать учить его играть в футбол. Но у ребенка не получается.

Если отец все время  критикует его, даже по-дружески, ребенку  становится не по себе, и он перестает  получать удовольствие от игры. Кроме того, ему начинает казаться, что он ни на что не годен и что отец его тоже так думает. В свое время мальчик полюбит занятия спортом, если он вообще уверен в своих силах и жизнерадостен. Одобрение отца важнее для него, чем его указания и поправки. Игра в футбол - прекрасное занятие, если она была предложена сыном и если они с отцом играют для развлечения.

Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился  с мужским телом. Он начинает чувствовать  себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы.

Итак, если отец хочет, чтобы  его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, когда он играет в игры для девочек, заставлять его заниматься только спортом. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давая ему почувствовать, что он "свой парень". Отец с сыном должны иногда отправляться вдвоем на прогулки или экскурсии. У отца с сыном должны быть свои, общие секреты.

 

 

 

3.2.3. О доверии и взаимопонимании между отцом и сыном

 

 

Доверие закладывается  с малых лет. Для отношений  отца и сына доверие - краеугольный камень, на котором строится вся система воспитания мужчины и от которого зависит успешный результат этого процесса.

Доверие и взаимопонимание в отношениях отца и сына закладываются с раннего возраста. Если отец с первых дней жизни ребенка принимает активное участие в уходе за ним, играет с ним и разговаривает, это создает важную психологическую связь между ними. Отец, сам того, быть может, и не замечая, начинает все лучше понимать своего ребенка, его желания и потребности. Все это создает прочную базу для развития взаимопонимания между отцом и сыном в будущем. Взаимопонимание же, в свою очередь, является обязательным условием формирования доверительных отношений. Инициатором, источником доверия здесь служит отец. Именно его действия предупреждают возникновение барьера непонимания и холодности.

С самого раннего возраста мальчику необходимо быть уверенным  в том, что отец - это человек, который  сможет его понять и помочь ему, причем эта способность к пониманию  не аналогична той, которую проявляет мать, она основана не на стремлении пожалеть, а на мужской оценке проблемы и способов ее решения. И отец может добиться такой уверенности сына в нем только через демонстрацию своего отношения. Искренний интерес к делам и переживаниям сына, к его мнениям и увлечениям, беседы на самые разнообразные темы - вот те нехитрые приемы, которые создают особую теплоту и взаимопонимание в отношениях отца и сына.

Первоначально, в детском  возрасте, это доверие является простым  и бесхитростным и выражается прежде всего в том, что у ребенка возникает настоятельная потребность рассказать отцу о событиях, которые произошли в его жизни, к примеру, сегодня. Эти события на взгляд взрослого человека могут быть вполне обыденными. Но какими бы ординарными, не стоящими внимания они ни казались, ни в коем случае нельзя их игнорировать, демонстрируя безразличие. Отмахнувшись, не выслушав сына один, другой раз в тот момент, когда сын жаждет общения, хочет быть услышанным, отец просто убьет в ребенке эту потребность - и в следующий раз мальчик не придет к отцу, чтобы поделиться с ним своим рассказом. Возможно, он найдет другого слушателя или замкнется в себе, но, как бы то ни было, в отношениях отца и сына появится первая, пусть малозаметная, трещина, которая в будущем может привести к полному отсутствию взаимопонимания.

Информация о работе Особенности воспитания ребенка в семье