Особенности воспитания ребенка в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:19, контрольная работа

Краткое описание

При смешении детей для генетически менее зрелых мальчиков девочки становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом для подражания. Качества этого образца – прилежность, послушность, усидчивость, стремление услужить, понравиться. Такая модель поведения стала активно поощряться учителями-женщинами. Присущие мальчикам природные задатки: страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть смелым и мужественным стали заглушаться и нейтрализоваться.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3-4
1. Психологические особенности мальчиков и девочек……………………..5
1.1. Зачем природе мужское и женское…………………………………5-7
1.2. Воспитание мальчика и девочки…………………………………..7-10
2. Стадии развития мальчиков……………………………………………….11
2.1. С рождения до шести: период нежности………………………...13-14
2.2. С шести до тринадцати: интерес к мужественности……………14-16
2.3. Четырнадцать и старше: становясь мужчиной………………….16-19
3. Особенности воспитания ребенка в семье………………………………..19
3.1. Мать и сын: как воспитать мужчину………………………………..21
3.1.1. Зачем нужна мама? ………………………………………….21-22
3.1.2. Мамы бывают разные………………………………………..22-24
3.1.3. Воспитание мальчика без отца……………………………...24-28
3.2. Отец и сын: атрибутика мужского воспитания…………………….28
3.2.1. Отец как проводник в мир социальных отношений………28-30
3.2.2. Дружба и одобрение отца …………………………………..30-32
3.2.3. О доверии и взаимопонимании между отцом и сыном……32-34
3.2.4. Совместные игры и увлечения……………………………...35-38
3.2.5. Строгость и жестокость в отцовском воспитании…………38-39
3.2.6. Отец как модель отношений с противоположным полом и сексуальности ………………………………………………..39-40
3.2.7. Так ли важен отец?..................................................................40-41
4. Мужское воспитаие в традиционной культуре этносов: практическая часть……………………………………………………………………..42-46
Заключение………………………………………………………………...47-48
Список используемой литературы……………………………………….….49

Файлы: 1 файл

Контр педагогика.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Женскому полу важно выжить, и отбор шел  на адаптируемость, воспитуемость. Поэтому при неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, т.к. адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно.

 

 

 

 

 

2. стадии развития мальчиков

 

Мальчики не растут сами по себе, ровно и гладко. Не бывает такого что мы кормим свое чадо полезными злаками, обеспечиваем его чистыми рубашками - и в один прекрасный день наш мальчик просыпается настоящим мужчиной! Необходимо следовать определенной программе воспитания. Если мальчик постоянно находится в сфере нашего внимания, мы замечаем, как он взрослеет день ото дня, как меняются его настроение и энергетика в разные периоды жизни. Задача состоит в том, чтобы понять, что требуется ребенку и когда. Для этого мы рассмотрим стадии развития мальчиков:

Первая стадия охватывает период с рождения до шести лет - возраст, в течение которого мальчик  крепче всего связан с матерью. Это "ее" мальчик, даже притом, что  отец может играть очень большую  роль в жизни ребенка. Цель воспитания в этот период - передать мальчику большую любовь и ощущение безопасности, "зарядить" его на жизнь как на большое и увлекательное путешествие.

Вторая стадия длится с шести до четырнадцати лет - возрастной период, в течение которого мальчик, следуя собственным внутренним ощущениям, хочет учиться быть мужчиной и все больше присматривается к отцу, его интересам и поступкам. (Хотя мать остается очень близким человеком, а окружающий мир становится все интереснее.) Цель воспитания в этот период - повысить уровень знаний ребенка и развить его способности, не забывая о доброте и открытости, - то есть стремиться к развитию гармоничной личности. Именно в этом возрасте к вашему сыну приходит ощущение радости и комфорта оттого, что он мальчик.

И наконец, период от четырнадцати лет до совершеннолетия - когда мальчику необходимо участие мужчины-наставника, если он хочет быть полностью подготовленным к взрослой жизни. Мама и папа несколько отступают на задний план, но они должны подыскать своему сыну достойного наставника, чтобы ему не пришлось довольствоваться знаниями и опытом своих некомпетентных сверстников. Цель воспитания на этом этапе - обучить навыкам, привить чувство ответственности и самоуважения, активно вовлекая во взрослую жизнь.

Следует помнить, что эти стадии ни в коем случае не предполагают внезапного или резкого перехода влияния на ребенка от одного родителя к другому. Лучше всего, когда оба родителя принимают активное участие в жизни сына с детства до совершеннолетия. Стадии отрочества лишь указывают на смещение акцентов: так, скажем, отец выходит на первый план в возрасте сына от шести до тринадцати лет, а влияние наставников возрастает с четырнадцати лет. Основными критериями при выборе наставника остаются безопасность и честность.

Зная об этих трех стадиях, можно четко определить для себя программу действий. Например, совершенно очевидно, что отцы мальчиков в возрасте от шести до четырнадцати лет не должны быть трудоголиками, как не должны устраняться от семьи ни морально, ни физически. Если это происходит, то исключительно во вред сыновьям. (И все-таки современные отцы именно так и поступают, многие из нас могут это подтвердить из опыта своего детства.)

Стадии развития мальчиков  подсказывают, что нам необходима дополнительная помощь со стороны общества, когда наши сыновья достигают подросткового возраста. Когда-то такую поддержку оказывали родственники (дяди и дедушки) или мастера-ремесленники, бравшие мальчиков в ученики и подмастерья.

К сожалению, сегодня  слишком часто случается так, что подростки выходят в большой  мир, но там их словно никто не ждет, не протягивает руку помощи, и они вынуждены проводить свое отрочество и юность в опасной беспризорности. Некоторые так и не взрослеют. Будет справедливо сказать, что многие проблемы - особенно связанные с поведением мальчишек, их недостаточной мотивацией в школе, а потом и неприятности с законом, проистекают из того, что мы не знали об особенностях мальчишеского развития и вовремя не обеспечили им необходимой помощи.

Знать три стадии развития мальчиков просто необходимо, поэтому мы должны рассмотреть их подробно и решить, как откликнуться. Что мы сейчас и делаем.

 

 

 

2.1. С рождения  до шести: период нежности 

 

В этот период жизни необходимо, чтобы малыш чувствовал связь, по крайней мере с одним человеком. Как правило, с мамой. Обладая особым энтузиазмом и высокой мотивацией, к тому же вскармливая его своим молоком, именно мать оказывается наиболее подготовленной к тому, чтобы полностью удовлетворить запросы младенца. Собственные гормоны вызывают в женщине желание быть со своим ребенком и сосредоточивать на нем все внимание.

За исключением грудного вскармливания отцы тоже могут обеспечить все потребности новорожденного, только делают они это несколько  иначе. Исследования показывают, что  они более активны в играх  с ребенком, любят будоражить его, в то время как матери стараются его успокоить.

Некоторые генетические различия между девочками и мальчиками начинают проявляться уже в младенчестве. Мальчики менее восприимчивы к лицам  окружающих. У девочек сильнее  развито ощущение прикосновения. Мальчики растут быстрее и активнее набирают силу, хотя разлуку с матерью воспринимают острее. Когда дети начинают ходить, разница между девочками и мальчиками становится еще заметнее. Мальчикам, как правило, требуется больше места для игр и передвижения.

Как ни печально, взрослые относятся к мальчикам более  строго. Исследования показывают, что  родители обнимают и ласкают девочек  гораздо чаще, даже в новорожденном  возрасте. С мальчиками меньше разговаривают. И мамы чаще и больнее наказывают мальчиков.

Если мама является основным источником ласки и заботы, для  мальчика она становится первой моделью  для любви и нежности. Когда  мама с интересом и удовольствием  обучает мальчика, разговаривает  с ним, это помогает развитию его  речевых навыков, общительности.

По возможности мальчику лучше оставаться дома с одним  из родителей, пока он не достигнет  трехлетнего возраста. Ясли или дома младенцев не слишком подходят для  ухода за мальчиками до трех лет. Исследования показывают, что мальчики в большей  степени, нежели девочки, склонны переживать разлуку с близкими, у них чаще наблюдается эмоциональный стресс от ощущения брошенности. В результате развиваются беспокойство и агрессивность, и такая модель поведения сохраняется у мальчика и в школе.

Таким образом можно сказать, что до шести лет пол ребенка не имеет особого значения, и не стоит слишком сосредоточиваться на этом аспекте. Как правило, матери оказываются самым близким человеком для ребенка, но роль отца тоже нельзя недооценивать. Самое главное для ребенка в этот период жизни - находиться в центре внимания и ощущать присутствие рядом двух любящих родителей. Так у него развиваются чувство безопасности, навыки первичного общения и тяга к познанию и взаимодействию с окружающими.

 

 

 

 

2.2. С шести  до тринадцати: интерес к мужественности

 

 

Лет в шесть с мальчиками происходит важная метаморфоза. В них  словно просыпается дремавшая до сих пор мужественность. Даже те мальчишки, которые не так много  смотрят телевизор, вдруг начинают проявлять интерес к оружию, мечтают носить кепки суперменов, бороться и драться, играть в шумные игры. И происходит еще кое-что очень важное: причем это характерно для всех стран и культур. Примерно в возрасте шести лет мальчики словно замыкаются на отце или деде, или другом мужчине. В них пробуждается желание быть рядом с мужчиной, учиться у него, подражать. Им хочется "учиться быть мужчиной".

Если в этот период отец игнорирует сына, мальчик зачастую устраивает дикие выходки, лишь бы привлечь его внимание. Они могут начать воровать, мочиться в постели, проявлять агрессию в школе, совершать другие неблаговидные поступки.

Эта внезапная смена  интереса в сторону отца вовсе  не означает, что мама уходит со сцены. Мальчикам необходимо знать, что  они могут во всем положиться на маму, и не следует глушить в них нежные чувства. Лучше всего, если мальчик будет близок к маме, разумеется, притом, что рядом будет и отец. Если отец почувствует, что сын слишком вовлечен в интересы матери, ему нужно усилить свое влияние - ни в коем случае не критикуя мать! Иногда отец чересчур строг или предъявляет к сыну повышенные требования, и тот начинает его бояться.

Если в раннем возрасте мать внезапно отдаляется от сына или  лишает его тепла и внимания, результат  печальный: мальчик, стремясь заглушить  обиду и боль, словно перерезает ниточки, которые связывали его с матерью, - нежность и любовь. Инстинкт подсказывает ему, что тяжело проявлять теплые чувства, если они не находят отклика у матери. Если мальчик ставит для себя такую заслонку, он вырастет довольно резким и грубым и вряд ли будет проявлять тепло и нежность по отношению к своим детям и супруге.

Из вышесказанного мы можем сказать, что пока мальчик учится в начальной и средней школе, ему нужно проводить больше времени с отцом и матерью, получая от них помощь, приобретая от них жизненные знания и опыт, наслаждаясь их обществом. С эмоциональной точки зрения отец в этот период выходит на первый план. Мальчик готов учиться у него, прислушиваться к его словам. Как правило, он начинает равняться на отца.

Этот временной промежуток - от шести до четырнадцати лет - предоставляет отцу идеальную возможность оказать влияние на сына (и заложить в нем основы мужского характера). Это время, которое нужно тратить с пользой. Любые незначительные дела идут во благо: и игры на свежем воздухе летними вечерами; и прогулки, сопровождаемые разговорами "за жизнь" и рассказами о собственном детстве; и совместные занятия хобби или спортом. Именно в этот период в память вашему сыну закладываются приятные воспоминания о детстве, которые будут питать его всю жизнь.

 

 

 

2.3. Четырнадцать  и старше: становясь мужчиной

 

 

Примерно в возрасте четырнадцати лет начинается новая  стадия отрочества. Как правило, в  этом возрасте мальчики заметно вытягиваются в росте, но и в организме происходит разительная перемена: уровень тестостерона повышается почти на 800 процентов.

Хотя все индивидуально, но в этом возрасте у них есть нечто общее: они становятся более  упрямыми, беспокойными, у них часто  меняется настроение. И не то чтобы  они меняются в худшую сторону, просто в них рождается новая личность, а рождение всегда предполагает борьбу. Им необходимо найти ответы на серьезные вопросы, окунуться в новые приключения, поставить перед собой новые цели, определить приоритеты на будущее - а между тем внутренние часы торопят их жить.

Именно в этом возрасте мы в большей степени теряем контакт с детьми. Мальчик и гормонально, и физически рвется во взрослый мир, а мы хотим задержать его в детстве. Неудивительно, что возникают проблемы.

А на самом деле нужно  поднять мальчишке дух - направить его азарт в творческое русло, дать ему возможность расправить крылья. Все беды, которые являются родителям в виде ночных кошмаров (подростковый авантюризм, алкоголь, наркотики, криминал), происходят от того, что мы не находим каналов для выплеска подростковой жажды славы и геройства. Мальчишки смотрят на взрослый мир и не видят ничего, во что им хотелось бы верить или участвовать. Даже их протест оказывается упакованным и предлагается как товар рекламодателями и музыкальной индустрией.

В любой цивилизации, во все времена и на всех континентах мальчики-подростки получали особое внимание и заботу со стороны всей общины. Древние культуры знали - а мы только еще начинаем этому учиться, - что родители не могут воспитать мальчиков-подростков без помощи других взрослых, которым можно доверять и которые проявляют желание участвовать в процессе воспитания на долгосрочной основе.

Одна из причин такого подхода заключается в том, что  четырнадцатилетние сыновья и их отцы доводят друг друга до бешенства. Зачастую отец способен лишь любить сына. Но любить и обучать уже не получается.

В возрасте от четырнадцати до двадцати с небольшим лет мальчик  переходит во взрослый мир, постепенно отдаляясь от родителей. Родители сознательно  отступают на второй план, не выпуская ребенка из поля зрения. Именно в эти годы мальчик строит свою жизнь, отдельную от семьи. У него появляются учителя, которых вы едва знаете, интересы, вам неведомые, и цели, в достижении которых вы вряд ли сможете ему помочь.

Подросток четырнадцати-шестнадцати лет совсем не готов к тому, чтобы оказаться один на один со взрослым миром. Ему нужны проводники в этот мир, и именно эту роль выполняют наставники. Мы не имеем права оставлять юношей без присмотра. Но наставник - это больше, чем учитель или спортивный тренер: между ним и ребенком складываются особые доверительные отношения. Шестнадцатилетний подросток не всегда слушается родителей - хотя бы из чистого упрямства. Но с наставником совсем другое дело. Подростковый возраст - пора "восхитительных ошибок", и задача наставника отчасти состоит в том, чтобы не допустить фатальных ошибок.

Информация о работе Особенности воспитания ребенка в семье