В отличие от нормального
развития внимания, внимание у детей с
задержкой психического развития развивается
иначе. Особенности внимания детей с задержкой
психического развития:
- Неустойчивость
(чрезмерная подвижность внимания,
не могут длительно заниматься
одной и той же деятельностью);
- Низкая концентрация
(неспособность ребенка сосредоточиться
на задании, на какой-либо деятельности,
быстрая отвлекаемость, колебания
внимания, большое количество отвлечений,
быстрая истощаемость, утомляемость,
чрезмерная концентрация на одном
объекте деятельности);
- Снижена избирательность
(снижена настройка внимания на
сознательное восприятие информации
при наличии помех, проявление
инертности, фрагментарное усвоение
информации);
- Узкий объем
внимания (не могут сосредоточиться
на большом количестве объектов,
степень ясности и отчетливости
воспринимаемых объектов снижена);
- Снижено распределение
(отсутствие контроля собственных
действий, особым отвлекающим раздражителем
является речь, уровень распределения
внимания скачкообразно повышается
к 3-му классу).
Список литературы
- Бабкина, Н. В.Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2002.-№ 5. - С.40 - 45.
- Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР / Л.Н. Блинова. – М., 2002.
- Виноградова, О. А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. — 2006. — № 2. — С.53 — 54.
- Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии. / Т.А. Власава. - М., 1973.
- Дети с задержкой психического развития / под ред. Власовой Т.А. – М.,1984.
- Детская патопсихология: хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2004.
- Иденбаум, Е. Л. Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях: сообщение 1 / Е. Л. Иденбаум, А. А. Гостар / Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 4 - 10.
- Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития / П.Д. Лебедева – СПб., 2004.
- Лебединский, Л.Л. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.,2003.
- Марковская, И. Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихическая диагностика / И.Ф. Марковская. — М., 1993.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 622 с.
- Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 2003. Кн 2: Возрастная психология. .
- Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов // М.: ВЛАДОС, 2004. — 126с.
- Обучение детей с задержкой психического развития. — М., 2000.
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Кузнецовой Л. В. — М.: Академия, 2003. — 480с.
- Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.
- Психология детей с задержкой психического развития : хрестоматия / сост. О.В. Защиринская. – СПб., 2004.
- Психология личности и деятельности дошкольника. / А.В. Запорожец [и др.]. – М., Просвещение, 2003.
- Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
- Ульенкова , У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова – М.,1990.
- Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М., Академия,2002.
- Шамарина, Е. В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития / Е. В. Шамарина, Е. Е. Чернухина // Коррекционная педагогика. - 2005. - № 4. - С. 26 - 33.