Особенности внимания детей дошкольного возраста с задержкой психоческого развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе изучения общей и специальной психолого-педагогической литературы выявить особенности внимания детей с задержкой психического развития.
Задачи:
На основе теоретической части изучить общую и специальную психолого-педагогическую литературу и дать определения понятиям «задержка психического развития», «внимание»;
Выделить особенноти в зависимости с формированием внимания, как психологического процесса ;
Выделить особенности внимания у детей с задержкой психического развития. Выявить критерии диагностики и уровень сформированности внимания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическая часть особенностей внимания детей дошкольников
с задержкой психического развития
1.1.Определение понятия «внимание»………………………………………….5
1.2. Внимание детей дошкольного возраста ………………………………......19
1.3. Особенности внимания детей с задержкой психического развития…….23
Глава II. Экспериментальное исследование внимания детей дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………30
2.1. Методы и методики диагностики внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР
Заключение ………………………………………………………………………33
Литература ………………………………………………………………………35
Приложение

Файлы: 1 файл

кккккккккккктт.docx

— 289.42 Кб (Скачать)

                 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

Факультет специальной педагогики

Кафедра специальной педагогики и предметных методик 

 

 

 

 

                                                 курсовая РАБОТА

 

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

 

 

студентки 2 курса

группы СП 2П

Милованова Ксения Владиславовна

Научный руководитель:

доцент  кафедры специальной  и клинической психологии

Гостунская Яна Игоревна

 

 

 

 

 

Работа допущена к защите                        Дата защиты

«____» _________________2013г.               «____» __________________2013г.

Зав. кафедрой _______________             Оценка «_______________»

 

 

 

 

 

                                              Ставрополь, 2013

 

Содержание 

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретическая часть особенностей внимания детей дошкольников

 с задержкой психического  развития

1.1.Определение понятия «внимание»………………………………………….5 

1.2. Внимание детей дошкольного возраста ………………………………......19 

1.3. Особенности внимания  детей с задержкой психического  развития…….23 

Глава II. Экспериментальное исследование внимания детей дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………30

2.1. Методы и методики  диагностики внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР

Заключение ………………………………………………………………………33

Литература ………………………………………………………………………35

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Актуальность  исследования. Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных проблем коррекционной педагогики.

Комплексное изучение детей с задержкой психического развития, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской  дефектологии в 60-е годы. Первые обобщения  клинических данных о данной категории  детей и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т.А. Власовой и Н.С. Певзнер  «О детях с отклонениями в развитии».

В последние десятилетия  изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) приобретает все более  широкие масштабы в нашей стране и за рубежом (В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, Н. А. Цыпина, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ф. Марковская и др.).

Актуальность  этой проблемы обусловлена в первую очередь вопросами, возникающими при  обучении этих детей. Классификация  задержек психического развития, предложенная М. С. Певзнер (1971) и К. С. Лебединской (1980, 1983), позволяет дифференцировать таких детей в зависимости  от возможностей обучения на две категории: часть из них способны к обучению в массовой школе; дети, имеющие более  выраженную задержку развития церебрально-органического  генеза, подлежат обучению в специальной  школе.

Подготовка к  открытию и начало деятельности этих школ повлекли за собой ряд исследований, как правило отражающих состояние познавательной деятельности детей с ЗПР (И. В. Лубовский, Н. А. Никашина, Т. В. Егорова, В. Л. Подобед, 3. М. Дунаева, В. И.).

Познавательную  деятельность детей этой категории  изучали многие зарубежные авторы. Важная роль отводилась изучению отдельных  психических функций, знаний и некоторых навыков и умений у старших дошкольников и младших школьников.

В то же время  вопросы, касающиеся особенности внимания детей с задержкой психического развитии, и на данный момент не исчерпали  своей актуальности.

Таким образом, важность и  значение изучения особенности внимания ребёнка с ЗПР - несомненны. Знать её особенности - значит прямо и опосредованно воздействовать на неё с целью сглаживания и коррекции имеющихся недостатков. Все это и обусловливает актуальность изучения данной проблемы.

Цель  исследования - на основе изучения общей и специальной психолого-педагогической литературы выявить особенности внимания детей с задержкой психического развития.

Задачи:

  1. На основе теоретической части изучить общую и специальную психолого-педагогическую литературу и дать определения понятиям «задержка психического развития», «внимание»;
  2. Выделить особенноти в зависимости с формированием внимания, как психологического процесса ;
  3. Выделить особенности внимания у детей с задержкой психического развития. Выявить критерии диагностики и уровень сформированности внимания.

Объект  исследования - внимание как психический процесс.

Предмет исследования – особенности внимания у детей с задержкой психического развития

Изучение направлено на решение следующих выше сказанных задач методического характера:

1. Рассмотреть состояние  теоретической разработанности  данной проблематики, на основании  анализа специальной литературы;

2. Выявить особенности внимания и его уровень у дошкольников с задержкой психического развития;

3. Подобрать методы и  методики по диагностике особенностей  внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

 

Глава I. Теоретическая часть особенностей внимания детей дошкольников с задержкой психического развития

1.1.Определение понятия  «внимание»

Внимание как психический процесс

Внимание -- один из тех познавательных процессов человека, в отношении  сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Действительно, в системе  психологических феноменов внимание занимает особое положение, едва ли не центральное место. Оно включено во все остальные психические  процессы, выступает как их необходимый  момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается  динамика познавательных процессов  и особенности различных психических  состояний человека.

Общее представление о внимании

Внимание представляет собой  один из процессов познания. Это  процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей  через органы чувств, и игнорирование  другой.

Сравнительно с другими  психическими явлениями и процессами феноменология внимания располагает  рядом специфических черт:

Первая из них -- отсутствие четких границ области явлений внимания. Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь  психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в  фокусе сосредоточена.

Лебединский Л.Л. отмечал что за вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым.

Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим  образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена  познавательная деятельность.

Вторая особенность заключается  в смутности. Субъективные явления  внимания как бы уходят на периферию  сознания, проявления объективные нередко  замаскированы элементами целенаправленного  поведения, которому оно служит.

Третья особенность феноменологии  внимания заключается в пестроте и разнородности входящих в нее  явлений.

Внимание сначала возникает  как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому  сигналу, как мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах  действия. Вместе с тем внимание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая служит для подготовки к действию. Внимание - это внутренняя деятельность под  покровом внешнего покоя.

Виды внимания и невнимания и их характеристика

Виды внимания

Существует несколько  разных классификаций видов внимания по различным основаниям - функциям и эффектам, генезу и механизмам, причинам, условиям и свойствам, объектам и сопутствующим переживаниям. Наиболее традиционной является классификация  по признаку произвольности. Разделение внимания на произвольное и непроизвольное находят уже у Аристотеля, а  полное и всестороннее описание этих видов внимания было создано в XVIII веке.

Наиболее простое  и генетически исходное это непроизвольное внимание (пассивное). Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса. Почему же человек помимо своего желания и воли направляет внимание на что-либо? Это объясняет ряд причин:

1) характер и  качество раздражителя;

2) соответствие  раздражителей внутреннему состоянию;

3) направленность  личности.

К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя, прежде всего его сила или интенсивность. Всякое достаточно сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах невольно привлекают наше внимание.

Важную роль при  этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Поэтому если днем шаги в коридоре не привлекут внимания, то те же шаги ночью в полной тишине заставят нас прислушаться. Особое значение имеет контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности раздражителя, а также к пространственной величин и форме предмета. В ту же группу причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под “новизной” понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве.

Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему  состоянию человека, и прежде всего  имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут  по-разному реагировать на разговор о пище.

Третья группа причин связана с общей направленностью  личности. Именно по этому, идя по одной  и той же улице, дворник обратит  внимание на мусор, архитектор или художник - на красоту здания. Направленность личности тесно связана с ее прежним  опытом и чувствами, поэтому их также  включают в эту группу причин. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную  реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания.

На основании  этих причин некоторые авторы(В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, Н. А. Цыпина) выделяют три разновидности непроизвольного внимания.

Первая--вынужденное внимание, вторая невольноевнимание и третья называется привычным вниманием.

Произвольное (активное) внимание управляется сознательной целью, подчинено волевому усилию. Так называемое "произвольное внимание" - это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Оно имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает .

Произвольное  внимание имеет ряд черт:

Информация о работе Особенности внимания детей дошкольного возраста с задержкой психоческого развития