Особенности внимания детей дошкольного возраста с задержкой психоческого развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе изучения общей и специальной психолого-педагогической литературы выявить особенности внимания детей с задержкой психического развития.
Задачи:
На основе теоретической части изучить общую и специальную психолого-педагогическую литературу и дать определения понятиям «задержка психического развития», «внимание»;
Выделить особенноти в зависимости с формированием внимания, как психологического процесса ;
Выделить особенности внимания у детей с задержкой психического развития. Выявить критерии диагностики и уровень сформированности внимания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическая часть особенностей внимания детей дошкольников
с задержкой психического развития
1.1.Определение понятия «внимание»………………………………………….5
1.2. Внимание детей дошкольного возраста ………………………………......19
1.3. Особенности внимания детей с задержкой психического развития…….23
Глава II. Экспериментальное исследование внимания детей дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………30
2.1. Методы и методики диагностики внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР
Заключение ………………………………………………………………………33
Литература ………………………………………………………………………35
Приложение

Файлы: 1 файл

кккккккккккктт.docx

— 289.42 Кб (Скачать)

            Всегда носит опосредованный характер, активное, волевая операция.

Сознательное  регулирование является самым существенным "произвольном" внимании.

Произвольное  внимание необходимо для активного  регулирования психических процессов.

«Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми»( (В. И. Лубовский). На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми - взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из Среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью,- в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с  чувствами, с интересами, с прежним  опытом человека. Однако влияние этих факторов косвенное. Интересы выступают  как интересы цели, как интересы результата деятельности. Сама деятельность может непосредственно не занимать нас, но так ее выполнение необходимо для решения поставленной нами задачи, то и она становится интересной в  связи с этой целью.

 

Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и  внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное.

Титченер Л.Т. выделял в этом переходе третью стадию развития, которая знаменует переход от произвольного снова к непроизвольному первичному вниманию. "Когда мы решаем, например, геометрическую задачу, мы постепенно заинтересовываемся ею и совершенно отдаемся ей, и в скором времени проблема приобретает такую же власть над нашим вниманием, какую имел удар грома в момент его появления в сознании".

Некоторые авторы(Е. Л. Иденбаум, А. А. Гостар)выделяют еще послепроизвольное внимание. Оно требует первоначальных усилий, но затем человек включается в работу, заинтересовывается и ему уже не нужно заставлять себя концентрировать внимание усилием воли. Оно весьма экономично, сохраняет энергетический запас человека и нет необходимости во внешнем контроле.

Выделяют также индивидуальное и коллективное внимание. И хотя коллективное внимание слагается из сосредоточения самостоятельно работающих отдельных людей, оно не всегда подчиняется законам индивидуального внимания. В коллективном внимании проявляются многие феномены групповой психологии: психическое заряжение, групповое внушение, соревнование и другие, влияние которых на внимание группы людей исключительно велико.

У. Джеймс, опираясь на взгляды предшественников и результаты самонаблюдения, различает виды внимания по трем основаниям, каждое из которых  он находит в содержаниях опыта  сознания. По своему объекту     внимание может быть чувственным и сенсорным. Объектами явственного внимания являются содержания сознания, получаемые при помощи органов чувств -- ощущения и восприятия. Внимание интеллектуальное направлено на процессы или продукты мышления, памяти и воображения.

Существуют также типы внимания в зависимости от его основных свойств:

1) широкое и  узкое;

2) хорошо и  плохо распределяемое;

3) быстро и  медленно переключаемое;

4) концентрированное  и флюктуирующее;

5) устойчивое  и неустойчивое.

Виды невнимания

К явлениям невнимания относятся, прежде всего, состояния  рассеянности. Они различаются как  по своему характеру, так и по причинам, которые, предположительно, их вызывают. Рассеянность в обычном смысле слова  обусловлена двумя различными механизмами - сильной отвлекаемостью и слабой переключаемостью. Рассеянность в житейском  смысле слова является по преимуществу плохой переключаемостью.

Рассеянность  бывает подлинной и мнимой.

Рассеянность  первого вида может быть результатом  усталости, бессонницы, головной боли, монотонной и однообразной деятельности. При этом виде рассеянности сознание затопляется случайными неконтролируемыми  восприятиями и воспоминаниями обрывочного  характера. Субъект как бы отключен от тех аспектов внешнего окружения, которые могут иметь значение для выполнения каких-либо планов или  намерений. Более того, сами эти намерения  у него в данный момент отсутствуют.

Дж. Сёлли называет подобное состояние сонливостью или отупением и отмечает: "Характерными признаками истинного невнимания или умственного безразличия служит уменьшение напряжения и появление, вместо преобладания известных восприятий или представлений, неясного ряда смутных ощущений и мыслей".

Равнодушие к  значимым аспектам ситуации характерно также для состояния субъективно  прямо противоположного рассеянности первого вида. Здесь рассеянность выступает как оборотная сторона, медали или негативное следствие  глубокой внутренней концентрации на значимом объекте. Поэтому такую  рассеянность называют мнимой.

Здесь отсутствуют  и концентрированность, и распределяемость внимания. В поведении рассеянного ученого также обнаруживается дефект внимания, но он заключается, очевидно, не в легкой отвлекаемости, так как его внимание, наоборот, очень сосредоточено, а в слабой переключаемости.

Мнимая рассеянность может проявляться в так называемых ошибках невнимания, возникающих по ходу привычной, автоматизированной деятельности. Так, например, вместо набора нового телефонного номера мы набираем привычный номер, начинающийся теми же двумя или тремя цифрами, и неожиданно услышав знакомый голос в полной растерянности понимаем, что позвонили не туда куда следовало.

Специальное исследование сбоев привычных действий показало, что они происходят и довольно часто у всех людей -- в среднем три раза в неделю. В обычных условиях бытового поведения эти промашки выглядят довольно безобидно и в худшем случае приводят к незначительным травмам, а чаще всего вызывают только раздражение или смех. Все смеются над рассеянностью как над простым фактом. Однако, в определенных ситуациях и видах профессиональной деятельности последствия ошибок невнимания могут быть печальными и даже катастрофическими. Поэтому внимательность важна и в большом, и в малом.

Третий вид  рассеянности выступает как следствие  чрезвычайное подвижности и отвлекаемости внимания. Буквальное значение слова "рассеянность" наиболее адекватно для определения этого состояния. Здесь внимание непроизвольно и хаотически перемещается с, одного внешнего объекта на другой, как бы порхает, не задерживаясь длительно ни на одном из них. Рассеянность такого рода характерна для так называемых подвижных помехонеустойчивых детей; поэтому ее иногда называют ученической. Кроме того, она встречается в случаях психопатологии, например, у параноиков. Более обычная и слабая форма этой рассеянности возникает и наблюдается в ситуациях, когда человек вынужден заниматься трудным или малоинтересным делом.

Мухина В.С в своих трудах отмечала, что отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.

Физиологической основой внешней отвлекаемости  внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних  раздражителей, не имеющих отношения  к выполняемой деятельности. При  внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами  и желаниями, в коре головного  мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать  более слабый очаг, соответствующий  объекту внимания, по закону отрицательной  индукции в нем возникает торможение. В случаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, она объясняется запредельным торможением, развивающемся под влиянием утомления нервных клеток скучной монотонной работой.

Явления внимания и невнимания, как субъективные, так и объективные, выступают  наиболее ярко и выпукло в условиях дефицита времени, зашумленности и  перегрузки необходимой информацией.

Основные свойства внимания и их характеристика по Власовой Т.А.

Внимание человека обладает следующими свойствами: концентрацией, объемом, распределением, переключаемостью и устойчивостью.

Концентрированность внимания - в противоположность его распыленности - означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация - это сосредоточенность, т.е. центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.

Наряду с этим пониманием концентрации внимания под  концентрированным вниманием часто  в психологической литературе понимают внимание интенсивной сосредоточенности  на одном или небольшом числе  объектов. Концентрированность внимания в таком случае определяется единством  двух признаков - интенсивности и  узости внимания.

Объем внимания - количество однородных предметов, которые внимание охватывает одномоментно. Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания является поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.

При определении  концентрированности и объема внимания необходимо учитывать не только количественные условия. Из качественных моментов, в  частности, один играет особенно значительную роль: связность смыслового содержания. Внимание - как и память - подчиняется различным законам, в зависимости от того, на каком материале оно осуществляется.

Распределение внимания - это возможность одновременного выполнения нескольких видов действий, способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя ни одного из них из поля внимания.

Распределенное  внимание является профессионально  важным признаком для некоторых  профессий, как, например, для текстильщиков, которым приходится одновременно следить  за несколькими станками. Распределение  зависит от ряда условий, прежде всего  от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и  насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты  и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение  внимания. Способность к распределению  внимания весьма упражняема.

Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания - весьма важное и часто очень нужное качество. Переключаемость, как и устойчивость, и объем внимания, и как внимание в целом, не является какой-то самодовлеющей функцией. Она - сторона сложной и многообразно обусловленной сознательной деятельности, в отличие от рассеяния или блуждания ни на чем не концентрированного внимания и от внимания неустойчивого, попросту неспособного длительно удержаться на одном объекте. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В таком случае очевидно, что переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и определить или учесть изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов.

Легкая или  затруднительная переключаемость  зависит от целого ряда условий. К числу их относятся соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношение субъекта к каждой из них: чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение; и оно тем легче, чем выраженное обратное соотношение между ними [5 c.397]]. Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент. Также на переключаемость влияете физическое состояние субъекта: у утомленного человека переключаемость внимания замедленна.

Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту (В.Л. Подобед, 3.М. Дунаева). Она зависит от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомости, понятности, отношение к нему со стороны субъекта - степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальные особенности личности. Среди последних существенна прежде всего способность посредством сознательного волевого усилия длительно поддерживать свое внимание на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса, и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями. Как только объект внимания теряет свой интерес, не доставляя никаких новых впечатлений, внимание, вопреки нашей воле, переходит на что-нибудь другое. Если мы хотим сосредоточить наше внимание на определенном объекте, то нам необходимо постоянно открывать в нем все новые и новые стороны. Важным условием поддержания устойчивости внимания являются чередования напряжения и расслабления, а также возможность снятия напряжения. Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является в известной мере и ее следствием.

Информация о работе Особенности внимания детей дошкольного возраста с задержкой психоческого развития