Особенности внимания детей дошкольного возраста с задержкой психоческого развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе изучения общей и специальной психолого-педагогической литературы выявить особенности внимания детей с задержкой психического развития.
Задачи:
На основе теоретической части изучить общую и специальную психолого-педагогическую литературу и дать определения понятиям «задержка психического развития», «внимание»;
Выделить особенноти в зависимости с формированием внимания, как психологического процесса ;
Выделить особенности внимания у детей с задержкой психического развития. Выявить критерии диагностики и уровень сформированности внимания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическая часть особенностей внимания детей дошкольников
с задержкой психического развития
1.1.Определение понятия «внимание»………………………………………….5
1.2. Внимание детей дошкольного возраста ………………………………......19
1.3. Особенности внимания детей с задержкой психического развития…….23
Глава II. Экспериментальное исследование внимания детей дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………30
2.1. Методы и методики диагностики внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР
Заключение ………………………………………………………………………33
Литература ………………………………………………………………………35
Приложение

Файлы: 1 файл

кккккккккккктт.docx

— 289.42 Кб (Скачать)

-Повышенная истощаемость произвольного внимания;

-Недостаточная способность концентрации внимания;

-Чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности;

-«неселективное» внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;

-частая переключаемость внимания. В этом случае подразумевается спонтанная реакция детей на разные внешние раздражители. Они долго не могут сосредоточиться на выполнении учебных заданий;

-инертность внимания, выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Указанные особенности  нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность  и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.

 

При задержке психического развития с синдромом гиперактивности наблюдается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители.

Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную  неустойчивость, импульсивность или  вялость и апатичность. У детей  с задержкой психического развития отмечается проявление синдромов импульсивности, а также повышения уровня тревоги.

В отличии от нормального развития внимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается иначе(Спиваковская А.) При различных формах задержки психического развития у детей сопровождается нарушение произвольного внимания.

Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми  исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития. В той или иной мере они присутствуют у детей, относящихся к разным клиническим формам задержки психического развития.

Американские  психологи (Гилфорд, Джой Пол, Дэвид Шмитт и Тодд Шейкелфорд) и клиницисты описывают «синдром дефицита внимания», часто сочетающийся с гиперактивностью, как характерный для детей с минимальными мозговыми дисфункциями и многих детей с трудностями в обучении. Проявления недостаточности внимания у дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети.

Вместе с тем  необходимо отметить, что в исследовании, в котором проводилась сравнительная  оценка показателей внимания у старших  дошкольников с задержкой психического развития, нормально развивающихся и умственно отсталых, установленные различия (показатели детей рассматриваемой категории занимают среднее положение) не достигают статистически значимых величин (И. А. Коробейников). Можно предположить, что такая картина определяется значительно большей сосредоточенностью детей в условиях индивидуального лабораторного эксперимента, где деятельность ребенка регулируется и стимулируется взрослым и сведены к минимуму различные отвлекающие воздействия. Иное наблюдается в условиях свободного поведения ребенка дома или в группе учреждения образования, когда в значительно большей мере проявляется несформированность, слабость саморегуляции психической деятельности и недостаточность мотивации. В таких условиях дефицит внимания становится более очевидным.

Недостатки внимания детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны  с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы.

Разные формы  задержки психического развития у детей  сопровождаются нарушением произвольного  внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Недостатки внимания обусловлены функциональными  или органическими нарушениями  центральной нервной системы  и приводит к неспособности сосредотачиваться  на выполнении заданий игрового или  учебного характера.

 

            Подводя итоги можно сказать, что:

1. В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с задержкой психического развития, отличающий их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой – от умственно отсталых. Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность или вялость и апатичность. У детей с задержкой психического развития отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышения уровня тревоги и агрессии.

2. В отличии от нормального развития внимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается иначе. При различных формах задержки психического развития у детей сопровождается нарушение произвольного внимания. Типичным является нарушение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в его неустойчивости.

А особенности внимания детей с задержкой психического развития можно свести к следующему:

1. Повышенная истощаемость произвольного внимания;

2. Недостаточная способность концентрации внимания;

3. Чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности;

4. «Неселективное» внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;

5. Частая переключаемость внимания. В этом случае подразумевается спонтанная реакция детей на разные внешние раздражители. Они долго не могут сосредоточиться на выполнении учебных заданий;

6. Инертность внимания, выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Указанные особенности  нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность  и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальное исследование внимания детей дошкольного возраста с ЗПР

Целью нашего исследования является изучение внимания детей дошкольного  возраста с ЗПР.

На основании теоретического анализа литературы по проблеме развития внимания дошкольников с ЗПР нами были выявлены некоторые специфические  особенности внимания детей с  ЗПР по сравнению с их нормально  развивающимися сверстниками.

Для достижения поставленной цели нами был выделен ряд практических задач:

1. Выявить критерии оценивания  особенностей внимания;

2. Подобрать методы и  методики исследования внимания  детей дошкольного возраста с  ЗПР. 

Была подобрана следующая  методика. Методика "Времена года". Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.  Картинки к методике «Времена года». (см. Приложение №…)

 Выводы об уровне  развития 

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий. 

 

Методика "Запомни  и расставь точки"

 

 С помощью данной  методики оценивается объем внимания  ребенка. Для этого используется  стимульный материал, изображенный  ниже. Лист с точками предварительно  разрезается на 8 малых квадратов,  которые затем складываются в  стопку таким образом, чтобы  вверху оказался квадрат с  двумя точками, а внизу —  квадрат с девятью точками  (все остальные идут сверху  вниз по порядку с последовательно  увеличивающимся на них числом  точек).

 Перед началом эксперимента  ребенок получает следующую инструкцию:

 «Сейчас мы поиграем  с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой  показывать карточки, на которых  нарисованы точки, а потом ты  сам будешь рисовать эти точки  в пустых клеточках в тех  местах, где ты видел эти точки  на карточках».

 Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

 Оценка результатов :

 Объемом внимания ребенка  считается максимальное число  точек, которое ребенок смог  правильно воспроизвести на любой  из карточек.

 Стимульный материал  к заданию «Запомни и расставь  точки».

 Матрицы к заданию  «Запомни и расставь точки».

 произведено безошибочно  самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются  в баллах следующим образом: 

10 баллов  — ребенок  правильно за отведенное время  воспроизвел на карточке 6 и более  точек.

8-9 баллов  — ребенок  безошибочно воспроизвел на карточке  от 4 до 5 точек. 

6-7 баллов  — ребенок  правильно восстановил по памяти  от 3 до 4 точек. 

4-5 баллов  — ребенок  правильно воспроизвел от 2 до 3 точек

0-3 балла —  ребенок  смог правильно воспроизвести  на одной карточке не более  одной точки. 

 

 Выводы об уровне  развития 

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

 

Заключение

Педагогическое  изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР), систематически осуществляемое педагогами специальной учреждений образования в процессе обучения, направлено на решение ряда задач. Оно необходимо для правильной организации учебно-воспитательного процесса, для построения системы индивидуально-коррекционной работы, для определения педагогом, воспитателем и врачом-психоневрологом единых требований к учащемуся. Это и обусловила актуальность цели исследования нашей курсовой работы - на основе изучения общей и специальной психолого-педагогической литературы выявить особенности внимания детей с задержкой психического развития.

В процессе решения  задач перечисленных во введении курсовой работы мы пришили к следующим  заключениям:

Понятие «задержка  психического развития» употребляется  по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или  функциональной недостаточностью центральной  нервной системы, а также длительно  находящимися в условиях социальной депривации. Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской  опирается на классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип: - ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга).; - ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания); - ЗПР психогенного происхождения (причина - неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.); - ЗПР церебрально-астенического генеза (причина - мозговая дисфункция). В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

Внимание –  направленность и сосредоточенность  сознания на каком-нибудь предмете, явлении  или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту; Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание – это также более низшая форма его развития, чем опосредованное. Выделяют следующие свойства внимания: концентрация или интенсивность, объём внимания, переключаемость, распределение, устойчивость, избирательность. Среди причин нарушения внимания выделяют: астенические явления, несформированность механизма произвольности у детей, слабое развитие интеллектуальной активности, несформированность мотивации, недостаточное развитие чувства ответственности, органические признаки церебрально-органического генеза.

Информация о работе Особенности внимания детей дошкольного возраста с задержкой психоческого развития