Особенности внимания детей дошкольного возраста с задержкой психоческого развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе изучения общей и специальной психолого-педагогической литературы выявить особенности внимания детей с задержкой психического развития.
Задачи:
На основе теоретической части изучить общую и специальную психолого-педагогическую литературу и дать определения понятиям «задержка психического развития», «внимание»;
Выделить особенноти в зависимости с формированием внимания, как психологического процесса ;
Выделить особенности внимания у детей с задержкой психического развития. Выявить критерии диагностики и уровень сформированности внимания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическая часть особенностей внимания детей дошкольников
с задержкой психического развития
1.1.Определение понятия «внимание»………………………………………….5
1.2. Внимание детей дошкольного возраста ………………………………......19
1.3. Особенности внимания детей с задержкой психического развития…….23
Глава II. Экспериментальное исследование внимания детей дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………30
2.1. Методы и методики диагностики внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР
Заключение ………………………………………………………………………33
Литература ………………………………………………………………………35
Приложение

Файлы: 1 файл

кккккккккккктт.docx

— 289.42 Кб (Скачать)

Различные свойства внимания - его концентрация, объем  и распределяемость, переключаемость и устойчивость - в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой переключаемостью.

На основе изучения понятия внимания можно выделить следующие выводы:

В качестве вывода хотелось бы отметить, что внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

        Для перцептивных процессов внимание  является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали  изображений. Для человеческой  памяти внимание выступает как  фактор, способный удерживать нужную  информацию в кратковременной  и оперативной памяти, как обязательное  условие перевода запоминаемого  материала в хранилища долговременной  памяти. Для мышления внимание  выступает как обязательный фактор  правильного понимания и решения  задачи. В системе межчеловеческих  отношений внимание способствует  лучшему взаимопониманию, адаптации  людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

 

1.2. Внимание детей  дошкольного возраста

Глава I. Теоретическая часть особенностей внимания детей дошкольников

с задержкой психического развития

 

       На протяжении дошкольного возраста  развиваются свойства внимания  и его произвольность. Ребёнок  научается управлять собой и  сознательно направлять свое  внимание на определённый предмет.  При этом он использует для  организации внимания внешние  средства, прежде всего слово  и указательный жест взрослого,  т.е. внимание становится опосредованным.

Развитие свойств  и видов внимания дошкольника  существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок. Так, показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевых и дидактических  играх. Развитие внимания тесно взаимосвязано  с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять  своим поведением.

Внимание дошкольника  тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделение  деталей, сопоставление с эталоном – все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность  внимания. Дошкольник подолгу может  рисовать, «исследовать» песок, играя  в куличики или строя домики. Под  влиянием новых требований в новых  видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть детально и т.п. тогда начинают формироваться  специальные действия внимания, оно  приобретает произвольный преднамеренный характер – новое качество.

Урунтаева Г.А. и Никишина В. Б. выделяют следующие формы проявления внимания у детей дошкольного возраста:

- сенсорное;

- интеллектуальное;

- моторное.

Основными функциями  внимания являются:

- активизация  необходимых и торможение ненужных  в данный момент психических  и физиологических процессов;

- целенаправленный  организованный отбор поступающей  информации;

- удержание, сохранение  образов определенного предметного  содержания до тех пор, пока  не будет достигнута цель;

- обеспечение  длительной сосредоточенности, активности  на одном и том же объекте;

- регуляция и  контроль протекания деятельности.

 

Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд  последовательных этапов:

1) первые недели  и месяцы жизни ребёнка характеризуются  появлением ориентировочного рефлекса  как объективного врождённого  признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

2) к концу первого  года жизни возникает ориентировочно  – исследовательская деятельность  как средство будущего развития  произвольного внимания;

3) начало второго  года жизни характеризуется появлением  зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребёнок  направляет взгляд на называемый  предмет;

4) во второй  и третий год жизни развивается  первоначальная форма произвольного  внимания. Распределение внимания  между двумя предметами или  действия детям в возрасте  до трех лет практически недоступно;

5) в 4,5-5 лет  появляется способность направлять  внимание под воздействием сложной  инструкции взрослого;

6) в 5-6 лет возникает  элементарная форма произвольного  внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво  в активной деятельности, в играх,  манипуляции предметами, при выполнении  различных действий;

7) в 7-летнем  возрасте развивается и совершенствуется  внимание, включая волевое;

8) в старшем  дошкольном возрасте происходят  следующие изменения:

- расширяется  объём внимания;

- возрастает  устойчивость внимания;

- формируется  произвольное внимание.

Укажем особенности  развития внимания в дошкольном возрасте:

- значительно  возрастает его концентрация, объем  и устойчивость;

- складываются  элементы произвольности в управлении  вниманием на основе развития  речи, познавательных интересов;

- внимание становится  опосредованным;

- появляются  элементы послепроизвольного внимания.

Особенно показательно для развития ребёнка внимание к  речи – рассказу взрослого. Здесь  физические характеристики голоса отходят  на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства  в организации внимания детей  используют интонацию, загадочность, паузы.

Психологические исследования показали, что:

- максимальная  длительность одной игры у  полугодовалого ребёнка составляет  всего 14 минут, а к шести  годам она возрастает до полутора  часов. В тоже время установлено,  что шестилетние дети способны  активно и продуктивно заниматься  одним и тем же делом не  более 10-15 минут.

- если в три года за 10 минут игры ребёнок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз.

- устойчивость  внимания у сдержанных, уравновешенных  детей в 1,5 - 2 раза выше, чем  у легко возбудимых

Внимание ребёнка  в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам  и выполняемым с ними действиям. Ребёнок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление  нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому  дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

Дошкольник значительно  чаще и легче, чем малыш, воспринимает слово, поэтому речь взрослого становится объектом внимания ребёнка. Как известно, обозначение словом предмета, его  признака или действия существенно  изменяет процессы чувственного познания окружающего. Дети начинают всё больше ориентироваться на слово – название вещи, слово – оценку поведения  других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение.

Расширение объёма внимания сказывается и в том, что ребёнок старшего дошкольного  возраста может воспринять уже не один предмет, не одну картинку. Он может  внимательно рассмотреть последовательно  два, даже три объекта и воспринять каждый из них достаточно ясно. Однако у четырёх-, шестилетних детей  объём внимания недостаточен для  различения сложных по содержанию и  малоотличных друг от друга объектов (например, буквенных или цифровых знаков, рассказов или картин о зиме или лесе). Ребёнок ошибается, оба предмета (знака, рассказа) сливаются в его восприятии.

Развивающаяся речь, большая самостоятельность в  поведении ребёнка, разнообразная  деятельность значительно расширяют  объём внимания детей дошкольного  возраста. Но изменения здесь не ограничиваются лишь увеличением количества предметов, воспринимаемых одновременно, с одинаковой степенью ясности. Существенное значение имеют те предметы и те их стороны, которые привлекают внимание дошкольника. Если в раннем возрасте детей привлекали в первую очередь яркие, необычные вещи, рассматривание которых как будто отвечало на вопрос «что это?», то внимание дошкольников привлекают часто внешне ничем не примечательные вещи. Их интересуют особенности вещей, и прежде всего применение каждой, её назначение, способ использования. Дети как будто ищут ответ на вопросы: «Для чего эта вещь? Что с ней можно делать?» Этот факт говорит о том, что объектом познания для ребёнка становится не только предмет, но и связи его с другими вещами, в первую очередь связи функциональные.

Разные виды занятий  предъявляют к активности детей  разные требования, что немедленно обнаруживается в частоте и длительности отвлечений их внимания. В устойчивости внимания очень резко проявляются  индивидуальные различия детей. Особенности  темперамента, усиленные хорошим  или плохим воспитанием, значительно  варьируют длительность доступного ребёнку сосредоточения.

 

 

1.3. Особенности внимания детей с задержкой психического развития

Развитие внимания ребёнка – это развитие организованности его поведения. Оно начинается в  раннем детстве при первом социальном контакте с окружающими людьми. Приспосабливаясь к этой среде, ребёнок развивает  и формирует социальное поведение  личности. Первые месяцы жизни характеризуются  присутствием только непроизвольного  внимания. Данный признак является врожденным. Дети способны реагировать  только на воздействие внешних факторов. Происходит эта реакция в случае резкой смены раздражителей (внезапный  громкий звук, изменение температуры  и т.д.)

В возрасте 5-7 месяцев  ребёнок уже способен рассматривать  какой-нибудь предмет в течение  длительного периода времени  и изучать его на ощупь. Особенно это касается ярких предметов. Считается, что конец первого года жизни - это тот этап, в котором непроизвольное внимание является уже достаточно развитым.

Первый – второй год жизни ассоциируется с  возникновением ориентировочно-исследовательской  деятельности ребёнка, что является средством развития произвольного  внимания в будущем.

Люди, окружающие маленького человечка, направляют его  внимание и руководят им при помощи определённых стимулов и средств. Таким  способом взрослые дают в руки ребёнка  те инструменты, с помощью которых  впоследствии он сам способен будет  овладеть своим вниманием. Это происходит в период освоения речи. Малыш начинает управлять вниманием сначала  других людей, а потом и своим  тоже. Желательно, чтобы мультфильмы  были не единственным способом направлять внимание ребенка в относительно безопасное русло.

В четыре с половиной - пять лет дети способны направлять внимание под воздействием установок  взрослого.

Проявление внимания под влиянием самоинструкции, опираясь на помощь внешних средств, происходит уже в пять-шесть лет.

В дошкольном возрасте внимание является неустойчивым. Оно  носит эмоциональный характер, так  как дети ещё плохо владеют  своими чувствами. Постепенно путём  упражнений и волевых усилий ребёнок  может управлять своим вниманием.

Игра, как основной вид деятельности, занимает важное место в развитии внимания у дошкольников. Во время игровых занятий развивается  интенсивность, концентрированность  и устойчивость внимания. Исследования психологов показывают, что время игры у шестилетнего ребёнка продолжительнее, чем у трёхлетнего, и может достигать часа или даже несколько больше.

 

Следует учитывать, что есть разные формы задержки психического развития у детей, которые сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводит к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.

Значительные  недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении.

Выявляются различные  особенности проявления расстройств  внимания у детей с задержкой  психического развития (З. Тесоглава):

Информация о работе Особенности внимания детей дошкольного возраста с задержкой психоческого развития