Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:37, курсовая работа
Цель исследования - на основе изучения общей и специальной психолого-педагогической литературы выявить особенности внимания детей с задержкой психического развития.
Задачи:
На основе теоретической части изучить общую и специальную психолого-педагогическую литературу и дать определения понятиям «задержка психического развития», «внимание»;
Выделить особенноти в зависимости с формированием внимания, как психологического процесса ;
Выделить особенности внимания у детей с задержкой психического развития. Выявить критерии диагностики и уровень сформированности внимания.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическая часть особенностей внимания детей дошкольников
с задержкой психического развития
1.1.Определение понятия «внимание»………………………………………….5
1.2. Внимание детей дошкольного возраста ………………………………......19
1.3. Особенности внимания детей с задержкой психического развития…….23
Глава II. Экспериментальное исследование внимания детей дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………30
2.1. Методы и методики диагностики внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР
Заключение ………………………………………………………………………33
Литература ………………………………………………………………………35
Приложение
Различные свойства внимания - его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость - в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой переключаемостью.
На основе изучения понятия внимания можно выделить следующие выводы:
В качестве вывода хотелось бы отметить, что внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.
Для перцептивных процессов
1.2. Внимание детей дошкольного возраста
Глава I. Теоретическая часть особенностей внимания детей дошкольников
с задержкой психического развития
На протяжении дошкольного
Развитие свойств
и видов внимания дошкольника
существенно зависит от значимости,
эмоциональности, интереса для него
материала, от характера деятельности,
которую выполняет ребёнок. Так,
показатели внимания значительно возрастают
в сюжетно-ролевых и
Внимание дошкольника тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделение деталей, сопоставление с эталоном – все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность внимания. Дошкольник подолгу может рисовать, «исследовать» песок, играя в куличики или строя домики. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть детально и т.п. тогда начинают формироваться специальные действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер – новое качество.
Урунтаева Г.А. и Никишина В. Б. выделяют следующие формы проявления внимания у детей дошкольного возраста:
- сенсорное;
- интеллектуальное;
- моторное.
Основными функциями внимания являются:
- активизация
необходимых и торможение
- целенаправленный
организованный отбор
- удержание, сохранение
образов определенного
- обеспечение
длительной сосредоточенности,
- регуляция и
контроль протекания
Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:
1) первые недели
и месяцы жизни ребёнка
2) к концу первого
года жизни возникает
3) начало второго
года жизни характеризуется
4) во второй
и третий год жизни
5) в 4,5-5 лет
появляется способность
6) в 5-6 лет возникает
элементарная форма
7) в 7-летнем
возрасте развивается и
8) в старшем
дошкольном возрасте
- расширяется объём внимания;
- возрастает устойчивость внимания;
- формируется произвольное внимание.
Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:
- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
- складываются
элементы произвольности в
- внимание становится опосредованным;
- появляются элементы послепроизвольного внимания.
Особенно показательно для развития ребёнка внимание к речи – рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса отходят на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей используют интонацию, загадочность, паузы.
Психологические исследования показали, что:
- максимальная
длительность одной игры у
полугодовалого ребёнка
- если в три года за 10 минут игры ребёнок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз.
- устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 - 2 раза выше, чем у легко возбудимых
Внимание ребёнка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребёнок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
Дошкольник значительно чаще и легче, чем малыш, воспринимает слово, поэтому речь взрослого становится объектом внимания ребёнка. Как известно, обозначение словом предмета, его признака или действия существенно изменяет процессы чувственного познания окружающего. Дети начинают всё больше ориентироваться на слово – название вещи, слово – оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение.
Расширение объёма
внимания сказывается и в том,
что ребёнок старшего дошкольного
возраста может воспринять уже не
один предмет, не одну картинку. Он может
внимательно рассмотреть
Развивающаяся речь, большая самостоятельность в поведении ребёнка, разнообразная деятельность значительно расширяют объём внимания детей дошкольного возраста. Но изменения здесь не ограничиваются лишь увеличением количества предметов, воспринимаемых одновременно, с одинаковой степенью ясности. Существенное значение имеют те предметы и те их стороны, которые привлекают внимание дошкольника. Если в раннем возрасте детей привлекали в первую очередь яркие, необычные вещи, рассматривание которых как будто отвечало на вопрос «что это?», то внимание дошкольников привлекают часто внешне ничем не примечательные вещи. Их интересуют особенности вещей, и прежде всего применение каждой, её назначение, способ использования. Дети как будто ищут ответ на вопросы: «Для чего эта вещь? Что с ней можно делать?» Этот факт говорит о том, что объектом познания для ребёнка становится не только предмет, но и связи его с другими вещами, в первую очередь связи функциональные.
Разные виды занятий предъявляют к активности детей разные требования, что немедленно обнаруживается в частоте и длительности отвлечений их внимания. В устойчивости внимания очень резко проявляются индивидуальные различия детей. Особенности темперамента, усиленные хорошим или плохим воспитанием, значительно варьируют длительность доступного ребёнку сосредоточения.
1.3. Особенности внимания детей с задержкой психического развития
Развитие внимания ребёнка – это развитие организованности его поведения. Оно начинается в раннем детстве при первом социальном контакте с окружающими людьми. Приспосабливаясь к этой среде, ребёнок развивает и формирует социальное поведение личности. Первые месяцы жизни характеризуются присутствием только непроизвольного внимания. Данный признак является врожденным. Дети способны реагировать только на воздействие внешних факторов. Происходит эта реакция в случае резкой смены раздражителей (внезапный громкий звук, изменение температуры и т.д.)
В возрасте 5-7 месяцев ребёнок уже способен рассматривать какой-нибудь предмет в течение длительного периода времени и изучать его на ощупь. Особенно это касается ярких предметов. Считается, что конец первого года жизни - это тот этап, в котором непроизвольное внимание является уже достаточно развитым.
Первый – второй
год жизни ассоциируется с
возникновением ориентировочно-
Люди, окружающие маленького человечка, направляют его внимание и руководят им при помощи определённых стимулов и средств. Таким способом взрослые дают в руки ребёнка те инструменты, с помощью которых впоследствии он сам способен будет овладеть своим вниманием. Это происходит в период освоения речи. Малыш начинает управлять вниманием сначала других людей, а потом и своим тоже. Желательно, чтобы мультфильмы были не единственным способом направлять внимание ребенка в относительно безопасное русло.
В четыре с половиной - пять лет дети способны направлять внимание под воздействием установок взрослого.
Проявление внимания под влиянием самоинструкции, опираясь на помощь внешних средств, происходит уже в пять-шесть лет.
В дошкольном возрасте
внимание является неустойчивым. Оно
носит эмоциональный характер, так
как дети ещё плохо владеют
своими чувствами. Постепенно путём
упражнений и волевых усилий ребёнок
может управлять своим
Игра, как основной
вид деятельности, занимает важное
место в развитии внимания у дошкольников.
Во время игровых занятий
Следует учитывать, что есть разные формы задержки психического развития у детей, которые сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводит к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.
Значительные
недостатки произвольного внимания
у детей с задержкой
Выявляются различные особенности проявления расстройств внимания у детей с задержкой психического развития (З. Тесоглава):