Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:27, курсовая работа
Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте? Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления.На данный момент в Республике Беларусь проблема диагностики, коррекционной работы и социализации детей с тяжёлыми нарушениями речи требует особого внимания. Психолого-педагогическая работа должна быть направлена на внедрение новых методик и разработку комплексной системы диагностики с учётом возрастных и психологических особенностей данной категории детей, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель работы: выявить и сравнить уровень развития словесно-логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и их нормально развивающихся сверстников.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Особенности словесно - логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи…………………………......стр.5
1.1 Изучение состояния словесно-логического мышления детей с тяжелыми нарушениями речи…………………………… .............................................стр. 5
1.2. Особенности словесно - логического мышления у младших школьников при алалии......................................................................................................стр. 7
1.3. Особенности словесно - логического мышления у младших школьников при афазии......................................................................................................стр. 11
1.4. Особенности словесно-логического мышления у младших школьников при общем недоразвитии речи…………………………………………….стр. 15
ГЛАВА 2 Исследование особенностей словесно - логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи………………….стр. 18
2.1. Методики и организация исследования................................................стр. 18
2.2. Анализ полученных результатов...........................................................стр. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
При подведении итогов 4-го субтеста выявилось, что дети с тяжелыми нарушениями речи с трудом выделяют родовые признаки, затрудняются не только в анализе свойства предметов или явлений, но и допускают многочисленные ошибки при установлении отношений между предметами. Некоторые из детей данной категории отмечали лишь наглядные признаки предметов – форму, цвет. Они не могли указать родовое понятие и видовое отличие. Некоторые указывали только родовой признак.
Из этого следует, что у детей с тяжелыми нарушениями речи обобщающие понятия (подведение двух понятий под общую категорию – обобщение) сформированы на недостаточном уровне, значительно ниже возрастной нормы.
Результаты по итогам 4-х субтестов у детей с тяжелыми нарушениями речи:
Имя Ф.
| Сумма баллов за 1 субтест | Сумма баллов за 2 субтест | Сумма баллов за 3 субтест | Сумма баллов за 4 субтест | Общая сумма балов | Оценка успешности, % | Уровень успешности |
Андрей А. | 4,5 | 6 | 6 | 5,5 | 22 | 55 | 2 |
Андрей Б. | 5,5 | 5 | 5 | 4,5 | 20 | 50 | 2 |
Кристина В. | 5 | 4 | 4 | 4 | 17 | 42,5 | 1 |
Саша В. | 3 | 3 | 2 | 2,5 | 10,5 | 26,25 | 1 |
Паша Е. | 5 | 6 | 5,5 | 5 | 21,5 | 53,75 | 2 |
Ира Л. | 2,5 | 3 | 2,5 | 2,5 | 10,5 | 26,25 | 1 |
Оля М. | 5,5 | 6 | 6 | 5 | 22,5 | 56,25 | 2 |
Никита О. | 5 | 6,5 | 5,5 | 4,5 | 21,5 | 53,75 | 2 |
Ира Р. | 3 | 2,5 | 3 | 2,5 | 11 | 27,5 | 1 |
Данила Ш. | 7 | 6,5 | 7 | 6,5 | 27 | 67,5 | 3 |
Результаты по итогам 4-х субтестов у нормально развивающихся детей:
Имя Ф.
| Сумма баллов за 1 субтест | Сумма баллов за 2 субтест | Сумма баллов за 3 субтест | Сумма баллов за 4 субтест | Общая сумма балов | Оценка успешности, % | Уровень успешности |
Данила Б. | 7 | 6,5 | 7 | 7 | 27,5 | 68,75 | 3 |
Катя Д. | 7 | 7,5 | 6 | 6,5 | 27 | 67,5 | 3 |
Соня Д. | 6,5 | 7,5 | 6 | 7 | 27 | 67,5 | 3 |
Никита И. | 9 | 9 | 7,5 | 9 | 34,5 | 86,25 | 4 |
Ярослав К. | 7 | 6,5 | 7 | 6,5 | 27 | 67,5 | 3 |
Ира М. | 9,5 | 10 | 7,5 | 8 | 35 | 87,5 | 4 |
Дима П. | 7 | 7 | 6 | 6,5 | 26,5 | 66,25 | 3 |
Данила Т. | 9 | 10 | 8,5 | 8,5 | 36 | 90 | 4 |
Милана Ш. | 8 | 8,5 | 8 | 9 | 33,5 | 83,75 | 4 |
Света Я. | 6,5 | 7 | 6,5 | 7 | 27 | 67,5 | 3 |
В результате анализа проведенного исследования словесно-логического мышления среди младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи и нормально развивающихся детей (см. Приложение 2) были выявлены следующие особенности развития словесно-логического мышления:
уровень развития словесно-логического мышления у детей с тяжёлыми нарушениями речи в среднем значительно ниже (согласно исследованию в среднем на 25-30%) чем у нормально развивающихся детей. Что подтверждает сравнительная характеристика по результатам диагностики, приведённая во втором приложении.
средний уровень успешности выполнения словесных субтестов у нормально развивающихся детей значительно выше (составляет 74 % и соответствует третьему уровню), чем у детей с тяжёлыми нарушениями речи (46%, что соответствует первому уровню). Практическое исследование показывает, что на наиболее низком уровне у детей выполнен субтест по сформированности обобщающих понятий, однако отличие в результатах с другими субтестами незначительно.
Кроме особенностей, выделенных выше, с помощью практической части работы было установлено, что при выполнении заданий дети с тяжёлыми нарушениями речи испытывал следующие трудности:
затруднения в понимании и удерживании инструкции (субтест 1, 3);
замена обобщающих понятий словами конкретного значения (субтест 4);
неумение выделить общий понятийный признак при классификации, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значению (субтест 2); неумение определить ключевое слово, несформированность семантических полей (субтест 1, 3);
трудности актуализации словаря (субтест 1 – 4).
Итак, у детей с тяжелыми нарушениями речи словесно-логическое мышление находится на более низком уровне, чем у детей без речевых нарушений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была посвящена изучению уровня развития словесно-логического мышления у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
Целью работы было выявление и сравнение уровня развития словесно-логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и их нормально развивающихся сверстников. Цель была достигнута.
Для реализации поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1.Была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.
2. Была подобрана методика исследования словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и их нормально развивающихся сверстников (словесные субтесты Э.Ф.Замбацявичене).
3.Был определен уровень развития словесно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи и учеников младших классов, обучающихся по программе общеобразовательной школы.
4.Была проведена статистическая и аналитическая обработка результатов исследования.
5.Сформулированы выводы по результатам диагностики.
Объектом исследования были особенности словесно-логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предметом– психокоррекционная работа по формированию словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Для определения состояния словесно-логического мышления детей с тяжелыми нарушениями речи и нормально развивающихся младших школьников использовались следующие методы:
1. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный.
2. Эмпирические: наблюдение, экспериментальные методы, психодиагностические, праксиметрические приемы анализа речевой деятельности.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Интерпритационные методы: способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.
Наблюдения за детьми с тяжёлыми нарушениями речи во время диагностики указывают на повышенную утомляемость, неустойчивость внимания, проявление эмоционального дискомфорта (волнения, тревожности), отказ от выполнения некоторых заданий, увеличение времени отведенного на обследование.
В данной работе показано, в какой степени взаимосвязаны и взаимозависимы речевое развитие и развитие словесно-логического понятийного мышления. Исследование показало, что снижение уровня словесно-логического мышления у детей с тяжёлыми нарушениями речи указывает на необходимость организации коррекционной работы, которая должна предусматривать возможность воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно, и в целом, на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально-волевую).
Изучение специальной литературы показало, что многолетние исследования в области логопсихологии, дефектологии, психологии и других областях подтверждают большую роль целенаправленных занятий по формированию словесно-логического мышления, их огромный вклад в воспитание детей, в том числе имеющих тяжелые нарушения речи. Систематическая коррекционная работа вызывает у детей интерес к окружающему, ведёт к развитию их мышления, формированию самостоятельности дети перестают ждать решения всех вопросов от взрослого.
Подводя итог всего исследования, можно сделать следующие выводы:
дети с тяжелыми нарушениями речи обладают способностью дифференцировать существенные признаки предметов и явлений с несущественными и второстепенными ниже уровня возрастной нормы;
у детей с тяжелыми нарушениями речи уровень сформированности логического действия (классификация), способности к абстрагированию значительно ниже, чем у нормально развивающихся младших школьников;
сформированность логического действия «умозаключения» у детей с тяжелыми нарушениями речи находится на низком уровне;
у детей с тяжелыми нарушениями речи обобщающие понятия (подведение двух понятий под общую категорию – обобщение) сформированы на недостаточном уровне, значительно ниже возрастной нормы.
Обучение, направленное на развитие словесно-логического мышления, оказывает большое влияние и на речевое развитие ребёнка: способствует запоминанию слов, формированию основных функций речи. Важно то, что выработанное в процессе занятий стремление фиксировать выделенные и осознанные закономерности в слове ведёт к активному поиску детьми способов словесного выражения, к использованию всех имеющихся у них речевых возможностей.
Таким образом, для последующего эффективного обучения младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи необходимо закладывать полноценную основу словесно-логического мышления. Многочисленные диагностические попытки свидетельствуют об эффективности выбранного пути в обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи и положительных сдвигах в их мыслительной деятельности, развитии личностных качеств, и их социализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белякова, Л.И. Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции/ Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2007. - №4.
2. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И.Т. Власенко. - М.: Педагогика, 1990.
3. Волковская Т.Н. Юсупова, Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи/Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова – М.: Книголюб, 2004.
4. Дефектология: Словарь-справочник/ Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Новая школа, 1996.
5. Зайцев И.С. Особенности мыслительной деятельности при тяжелых нарушениях речи/ И.С. Зайцев - Минск, 2009.
6. Зайцева Л.А., Зайцев И.С. Современная классификация и диагностика речевых нарушений: дискуссионные и нерешенные проблемы/ Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев //Спецыяльная адукацыя. – 2009. - №1.
7. Ковшиков В.А., Элькин Ю.А. О состоянии мышления и его соотношении с речью, у детей с экспрессивной алалией/ В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин - Л., 1979.