Особенности словесно – логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте? Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления.На данный момент в Республике Беларусь проблема диагностики, коррекционной работы и социализации детей с тяжёлыми нарушениями речи требует особого внимания. Психолого-педагогическая работа должна быть направлена на внедрение новых методик и разработку комплексной системы диагностики с учётом возрастных и психологических особенностей данной категории детей, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель работы: выявить и сравнить уровень развития словесно-логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и их нормально развивающихся сверстников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Особенности словесно - логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи…………………………......стр.5
1.1 Изучение состояния словесно-логического мышления детей с тяжелыми нарушениями речи…………………………… .............................................стр. 5
1.2. Особенности словесно - логического мышления у младших школьников при алалии......................................................................................................стр. 7
1.3. Особенности словесно - логического мышления у младших школьников при афазии......................................................................................................стр. 11
1.4. Особенности словесно-логического мышления у младших школьников при общем недоразвитии речи…………………………………………….стр. 15
ГЛАВА 2 Исследование особенностей словесно - логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи………………….стр. 18
2.1. Методики и организация исследования................................................стр. 18
2.2. Анализ полученных результатов...........................................................стр. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

 

              При подведении итогов 4-го субтеста выявилось, что дети с тяжелыми нарушениями речи с трудом выделяют родовые признаки, затрудняются не только в анализе свойства предметов или явлений, но и допускают многочисленные ошибки при установлении отношений между предметами. Некоторые из детей данной категории отмечали лишь наглядные признаки предметов – форму, цвет. Они не могли указать родовое понятие и видовое отличие. Некоторые указывали только родовой признак.

Из этого следует, что у детей с тяжелыми нарушениями речи обобщающие понятия (подведение двух понятий под общую категорию – обобщение) сформированы на недостаточном уровне, значительно ниже возрастной нормы.

 

Результаты по итогам 4-х субтестов у детей с тяжелыми нарушениями речи:

 

Имя Ф.

 

Сумма баллов за 1 субтест

Сумма баллов за 2 субтест

Сумма баллов за 3 субтест

Сумма баллов за 4 субтест

Общая сумма балов

Оценка успешности, %

Уровень успешности

Андрей А.

4,5

6

6

5,5

22

55

2

Андрей Б.

5,5

5

5

4,5

20

50

2

Кристина В.

5

4

4

4

17

42,5

1

Саша В.

3

3

2

2,5

10,5

26,25

1

Паша Е.

5

6

5,5

5

21,5

53,75

2

Ира Л.

2,5

3

2,5

2,5

10,5

26,25

1

Оля М.

5,5

6

6

5

22,5

56,25

2

Никита О.

5

6,5

5,5

4,5

21,5

53,75

2

Ира Р.

3

2,5

3

2,5

11

27,5

1

Данила Ш.

7

6,5

7

6,5

27

67,5

3

Результаты по итогам 4-х субтестов у нормально развивающихся детей:

 

Имя Ф.

 

Сумма баллов за 1 субтест

Сумма баллов за 2 субтест

Сумма баллов за 3 субтест

Сумма баллов за 4 субтест

Общая сумма балов

Оценка успешности, %

Уровень успешности

Данила Б.

7

6,5

7

7

27,5

68,75

3

Катя Д.

7

7,5

6

6,5

27

67,5

3

Соня Д.

6,5

7,5

6

7

27

67,5

3

Никита И.

9

9

7,5

9

34,5

86,25

4

Ярослав К.

7

6,5

7

6,5

27

67,5

3

Ира М.

9,5

10

7,5

8

35

87,5

4

Дима П.

7

7

6

6,5

26,5

66,25

3

Данила Т.

9

10

8,5

8,5

36

90

4

Милана Ш.

8

8,5

8

9

33,5

83,75

4

Света Я.

6,5

7

6,5

7

27

67,5

3

 

В результате анализа проведенного исследования словесно-логического мышления среди младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи и нормально развивающихся детей (см. Приложение 2) были выявлены следующие особенности развития словесно-логического мышления:

                        уровень развития словесно-логического мышления у детей с тяжёлыми нарушениями речи в среднем значительно ниже (согласно исследованию в среднем на 25-30%) чем у нормально развивающихся детей. Что подтверждает сравнительная характеристика по результатам диагностики, приведённая во втором приложении.

                        средний уровень успешности выполнения словесных субтестов у нормально развивающихся детей значительно выше (составляет 74 % и соответствует третьему уровню), чем у детей с тяжёлыми нарушениями речи (46%, что соответствует первому уровню). Практическое исследование показывает, что на наиболее низком уровне у детей выполнен субтест по сформированности  обобщающих понятий, однако отличие в результатах с другими субтестами незначительно.

Кроме особенностей, выделенных выше, с помощью практической части работы было установлено, что при выполнении заданий дети с тяжёлыми нарушениями речи испытывал следующие трудности:

                        затруднения в понимании и удерживании  инструкции (субтест 1, 3);

                        замена обобщающих понятий словами конкретного значения (субтест 4);

                        неумение выделить общий понятийный признак при классификации, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значению (субтест 2); неумение определить ключевое слово, несформированность семантических полей  (субтест 1, 3);

                        трудности актуализации словаря (субтест 1 – 4).

Итак, у детей с тяжелыми нарушениями речи словесно-логическое  мышление находится на более низком уровне, чем у детей без речевых нарушений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа была посвящена изучению уровня развития словесно-логического мышления у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

Целью работы было выявление и сравнение уровня развития словесно-логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и их нормально развивающихся сверстников. Цель была достигнута.

Для реализации поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

1.Была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.

2. Была подобрана методика исследования словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и их нормально развивающихся сверстников (словесные субтесты Э.Ф.Замбацявичене).

3.Был определен уровень развития словесно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи и учеников младших классов, обучающихся по программе общеобразовательной школы.

4.Была проведена статистическая и аналитическая обработка результатов исследования.

5.Сформулированы выводы по результатам диагностики.

Объектом исследования были особенности словесно-логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Предметом– психокоррекционная работа по формированию словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Для определения состояния словесно-логического мышления детей с тяжелыми нарушениями речи и нормально развивающихся младших школьников использовались следующие методы:

1. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный.

2. Эмпирические: наблюдение, экспериментальные методы, психодиагностические, праксиметрические приемы анализа речевой деятельности.

3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

4. Интерпритационные методы: способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.

Наблюдения за детьми с тяжёлыми нарушениями речи во время диагностики указывают на повышенную утомляемость, неустойчивость внимания, проявление эмоционального дискомфорта (волнения, тревожности), отказ от выполнения некоторых заданий, увеличение времени отведенного на обследование.

В данной работе показано, в какой степени взаимосвязаны и взаимозависимы речевое развитие и развитие словесно-логического понятийного мышления. Исследование показало, что снижение уровня словесно-логического мышления у детей с тяжёлыми нарушениями речи указывает на необходимость организации коррекционной работы, которая должна предусматривать возможность воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно, и в целом, на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально-волевую).

Изучение специальной литературы показало, что многолетние исследования в области логопсихологии, дефектологии, психологии и других областях подтверждают большую роль целенаправленных занятий по формированию словесно-логического мышления, их огромный вклад в  воспитание детей, в том числе имеющих тяжелые нарушения речи. Систематическая коррекционная работа вызывает у детей интерес к окружающему, ведёт к развитию их мышления, формированию самостоятельности дети перестают ждать решения всех вопросов от взрослого.

Подводя итог всего исследования, можно сделать следующие выводы:

     дети с тяжелыми нарушениями речи обладают способностью дифференцировать существенные признаки предметов и явлений с несущественными и второстепенными ниже уровня  возрастной нормы;  

      у детей с тяжелыми нарушениями речи уровень сформированности логического действия (классификация), способности к абстрагированию значительно  ниже, чем у нормально развивающихся младших школьников;

      сформированность логического действия «умозаключения» у детей с тяжелыми нарушениями речи находится на низком уровне;

      у детей с тяжелыми нарушениями речи обобщающие понятия (подведение двух понятий под общую категорию – обобщение) сформированы на недостаточном уровне, значительно ниже возрастной нормы.

Обучение, направленное на развитие словесно-логического мышления, оказывает большое влияние и на речевое развитие ребёнка: способствует запоминанию слов, формированию основных функций речи. Важно то, что выработанное в процессе занятий стремление фиксировать выделенные и осознанные закономерности в слове ведёт к активному поиску детьми способов словесного выражения, к использованию всех имеющихся у них речевых возможностей.

Таким образом, для последующего эффективного обучения младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи необходимо закладывать полноценную основу словесно-логического мышления. Многочисленные диагностические попытки свидетельствуют об эффективности выбранного пути в обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи и положительных сдвигах в их мыслительной деятельности, развитии личностных качеств, и их социализации.


ЛИТЕРАТУРА

1. Белякова, Л.И. Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции/ Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2007. - №4.

2. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И.Т. Власенко. - М.: Педагогика, 1990.

3. Волковская Т.Н. Юсупова, Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи/Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова – М.: Книголюб, 2004.

4. Дефектология: Словарь-справочник/ Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Новая школа, 1996.

5. Зайцев И.С. Особенности мыслительной деятельности при тяжелых нарушениях речи/ И.С. Зайцев - Минск, 2009.

6. Зайцева Л.А., Зайцев И.С. Современная классификация и диагностика речевых нарушений: дискуссионные и нерешенные проблемы/ Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев //Спецыяльная адукацыя. – 2009. - №1.

7. Ковшиков В.А., Элькин Ю.А. О состоянии мышления и его соотношении с речью, у детей с экспрессивной алалией/ В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин - Л., 1979.

Информация о работе Особенности словесно – логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи