Особенности словесно – логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте? Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления.На данный момент в Республике Беларусь проблема диагностики, коррекционной работы и социализации детей с тяжёлыми нарушениями речи требует особого внимания. Психолого-педагогическая работа должна быть направлена на внедрение новых методик и разработку комплексной системы диагностики с учётом возрастных и психологических особенностей данной категории детей, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель работы: выявить и сравнить уровень развития словесно-логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и их нормально развивающихся сверстников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Особенности словесно - логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи…………………………......стр.5
1.1 Изучение состояния словесно-логического мышления детей с тяжелыми нарушениями речи…………………………… .............................................стр. 5
1.2. Особенности словесно - логического мышления у младших школьников при алалии......................................................................................................стр. 7
1.3. Особенности словесно - логического мышления у младших школьников при афазии......................................................................................................стр. 11
1.4. Особенности словесно-логического мышления у младших школьников при общем недоразвитии речи…………………………………………….стр. 15
ГЛАВА 2 Исследование особенностей словесно - логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи………………….стр. 18
2.1. Методики и организация исследования................................................стр. 18
2.2. Анализ полученных результатов...........................................................стр. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 323.50 Кб (Скачать)


3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Особенности словесно – логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Особенности словесно - логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи…………………………......стр.5

1.1 Изучение состояния словесно-логического мышления детей с тяжелыми нарушениями речи…………………………… .............................................стр. 5

1.2. Особенности словесно - логического мышления у младших школьников при алалии......................................................................................................стр. 7

1.3. Особенности словесно - логического мышления у младших школьников при афазии......................................................................................................стр. 11

1.4. Особенности словесно-логического мышления у младших школьников при общем недоразвитии речи…………………………………………….стр. 15

ГЛАВА 2 Исследование особенностей словесно - логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи………………….стр. 18

2.1. Методики и организация исследования................................................стр. 18

2.2. Анализ полученных результатов...........................................................стр. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мышление – верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека.

Аристотель

 

Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях».

В разные возрастные периоды  ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте - памяти.

Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте? Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению, что обуславливает важность данного возрастного периода для формирования всех последующих психологических процессов. На данный момент в Республике Беларусь проблема диагностики, коррекционной работы и социализации детей с тяжёлыми нарушениями речи требует особого внимания. Психолого-педагогическая работа должна быть направлена на внедрение новых методик и разработку комплексной системы диагностики с учётом возрастных и психологических особенностей данной категории детей, что обуславливает актуальность выбранной темы.

 

Данная работа посвящена изучению уровня развития словесно-логического мышления у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

 

Цель работы: выявить и сравнить уровень развития словесно-логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и их нормально развивающихся сверстников.

 

Для реализации поставленной цели в работе планируется решить следующие задачи:

1.                      Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.                      Подобрать методику по исследованию словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и их нормально развивающихся сверстников.

3.                      Определить уровень развития словесно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи и учеников младших классов, обучающихся по программе общеобразовательной школы.

4.                      Провести статистическую обработку результатов эксперимента.

5.                      Сформулировать выводы по результатам диагностики.

 

Объект исследования – особенности словесно-логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

 

Предмет – психокоррекционная работа по формированию словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

 

С целью изучения психофизических особенностей  детей с речевыми нарушениями и закономерностей их обучения и воспитания  логопсихология использует систему методов научно-педагогических исследований. Особое значение имеют те методы, которые направлены на изучение индивидуальных особенностей детей с речевыми нарушениями. Выделяют четыре группы методов, используемых в логопсихологии:

1. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный.

2. Эмпирические: наблюдение, экспериментальные методы, психодиагностические, праксиметрические приемы анализа деятельности, в том числе и речевой, биографические методы.

3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

4. Интерпритационные методы: способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 


ГЛАВА 1

Особенности словесно - логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

1.1 Изучение состояния словесно-логического мышления детей с тяжелыми нарушениями речи.

Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности и понятиях, умозаключениях; позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания (13, стр. 204).

Словесно-логическое мышление – вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения (13, стр.206).

Дети с нарушениями речи – дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и вследствие этого ограниченные в речевом общении. Нарушения речи весьма разнообразны. Наиболее часто встречаются алалия, афазия, ринолалия, дизартрия. К тяжелым нарушениям речи относят также выраженные формы заикания (4, стр. 26).

Мышление страдает в наибольшей степени при системных нарушениях речи – алалии, препятствующей его развитию, и афазии, затрудняющей его проявление.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни. Тяжелые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма (13, стр. 38).

Афазия полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха (13, стр. 59).

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне (13, стр. 221).

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, при которых обучение детей осуществляется в специальных образовательных учреждениях.

У ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп интеллектуального развития. В силу дефекта речи ребенок мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим ограничивается, темп развития мышления замедляется. Значительное место занимают мыслительные процессы в развитии лексико-грамматической  и смысловой сторон речи. Усвоение словарного запаса  и грамматического строя происходит успешно, когда ребенок сопоставляет и связывает услышанное слово со значением предметов и действий. Таким образом, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов.

Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают весьма бедным словарным запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Итак, для тяжелых нарушений речи характерно общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

 

 


              1.2. Особенности словесно - логического мышления у младших школьников при алалии.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Это один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается несформированной речевая деятельность. Язык — это система, которая осуществляет функции интеллектуальных операций, в том числе обобщения и абстракции. Дети с таким нарушением речи как алалия характеризуются задержкой в развитии мышления.

Словесно-логическое мышление осуществляется на основе словесных значений, понятий и логических операций.

При алалии своеобразно формируется речевое мышление, для которого необходимы полноценные языковые обобщения. У детей с алалией отмечается бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстракции, т.е. у них затруднены операции, требующие участия речи. Снижение уровня обобщения проявляется в игровых действиях, несформированности ролевого поведения, навыков совместной (особенно сюжетно-ролевой) игры.

Е. Ф. Соботович исследовала мышление у детей с мо­торной алалией и выявила, что они способны к установлению причинно-следственных связей, умозаключениям, абстракции и обобщениям. Они овладевают приемами логического мышления и способны к переносу полученных знаний. От детей без нарушений речи их отличает более низкий уровень обобщения, недостаточ­ная гибкость и динамичность мышления, замедленный темп ус­воения тех или иных закономерностей, недостаточная осознан­ность, доказательность мышления. Е. Ф. Соботович считает основной причиной этих на­рушений глубокую языковую неполно­ценность. При этом делает оговорку, что влиянием лишь речевого дефекта обнаруженные нарушения объяснить нельзя, так как они проявляются при выполнении не только вербальных, но и невер­бальных проб, и в происхождении интеллектуальной недостаточ­ности при моторной алалии следует учитывать также роль органи­ческого поражения мозга. Интеллектуальную недостаточность этих детей, по ее мнению, определяют три фактора: 1) вторичное не­доразвитие интеллекта; 2) замедленный темп психического раз­вития; 3) избирательная недостаточность отдельных психических функций.

Информация о работе Особенности словесно – логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи