Особенности развития личностных качеств детей дошкольного возраста, как условие формирования способностей к изобразительной деятельнос

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности развития личностных качеств детей дошкольного возраста
Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данной работы:
1. Изучить и проанализировать научную педагогическую и психологическую литературу по теме исследования
2. Изучить и проанализировать школьные программы по изобразительному искусству
3. Выделить приемы и методы развития личностных качеств детей дошкольного возраста, направленные на формирование способностей к изобразительной деятельности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СПОСОБНОСТИ 6
И ИХ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие изобразительной деятельности и ее развитие в дошкольном возрасте 6
1.2. Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка 11
1.3. Понятие о способностях и их развитие 14
1.4. Этапы развития способностей к изобразительной деятельности 21
1.5. Факторы развития способностей к изобразительной деятельности 23
Вывод по первой главе 26
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УCЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Личностные качества дошкольного возраста и развитие способностей к изобразительной деятельности 27
2.2. Методы обучения, направленные на развитие способностей к изобразительной деятельности 31
Вывод по второй главе 34
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

особенности развития личностных качеств детей дошкольного возраста.docx

— 68.74 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Игишева Галина Алексеевна

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА, КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(курсовая работа)

 

Исполнитель:

Игишева Г.А.,

2 курс, гр.2906

ИЗО, ОДО

 

Научный руководитель:

Лазарева Ю. В.

ассистент кафедры ВиПП

Оценка_____________

 

Тюмень, 2012

                                                              Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I.  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СПОСОБНОСТИ 6

И ИХ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6

1.1.  Понятие  изобразительной деятельности и  ее развитие в дошкольном возрасте 6

1.2. Роль изобразительной  деятельности в общем психическом  развитии ребенка 11

1.3. Понятие  о способностях и их развитие 14

1.4. Этапы  развития способностей к изобразительной  деятельности 21

1.5. Факторы  развития способностей к изобразительной  деятельности 23

Вывод по первой главе 26

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК  УCЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27

2.1. Личностные качества дошкольного возраста и      развитие способностей к изобразительной деятельности 27

   2.2. Методы обучения, направленные на развитие способностей к изобразительной деятельности 31

Вывод по второй главе 34

Заключение 35

Список литературы 37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одна из важных задач в  области народного образования - эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитой личности. Развитие творческих способностей у детей - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. Об эстетическом воспитании написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей.

Но сегодня возникла необходимость  взглянуть на предшествующий опыт с  современной позиции, актуализировать  некоторые проблемы. Значение изобразительной деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.

В последние годы уделяется  все больше внимания развитию эстетического  и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в  эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации, о качественном многообразии окружающего мира. Чем раньше мы будем развивать эмоционально - чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в дошкольный период.

Объект исследования: личностные качества детей дошкольного возраста как условие формирования способностей к изобразительной деятельности

Предмет исследования: качества личности детей дошкольного возраста, способствующие формированию способностей к изобразительной деятельности.

Цель работы: изучить особенности развития личностных качеств детей дошкольного возраста

Данная цель позволила  сформулировать следующие задачи данной работы:

1. Изучить и проанализировать  научную педагогическую и психологическую  литературу по теме исследования

2. Изучить и проанализировать  школьные программы по изобразительному  искусству

3. Выделить приемы и  методы развития личностных качеств  детей дошкольного возраста, направленные  на формирование способностей  к изобразительной деятельности

Методы исследования:

1. Анализ. Теоретический анализ психолого-педагогической, методической, философской литературы, научных изданий; анализ учебных планов и программ по изобразительному искусству общеобразовательных учреждений

2.    Изучение классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества.

3.   Изучение опыта - метод педагогического исследования. Организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

 

Теоретическая значимость заключается в том, что рассмотрены  психологические и педагогические аспекты развития личностных качеств детей дошкольного возраста как условие формирования способностей к изобразительной деятельности.

         Практическая значимость работы состоит в том, что можно использовать разработанные уроки учителями изобразительного искусства и наглядные пособия в общеобразовательной школе с целью развития личностных качеств детей как условие формирования способностей к изобразительной деятельности.

         ГЛАВА I. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СПОСОБНОСТИ

            И ИХ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 1.1. Понятие изобразительной деятельности и ее развитие в дошкольном возрасте

Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом  раннем возрасте. Виды творчества могут быть совершенно любыми:  изобразительное искусство,  музыка, литература,  танцы —  главное,  чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру.  Чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее воздействие на его личность1.  

Кроме того это самый первый вид, который осваивается маленьким  человечком. Ни читать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на бумаге. Направляя и поддерживая ребенка в этом занятии, можно добиться очень многого. Основную мысль можно выразить просто: рисуя, дети развивают и тело, и душу,  и ум.

«Истоки способностей и дарования  детей –  на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,  идут тончайшие нити –  ручейки,  которые  питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок » – утверждал В.А.Сухомлинский.  Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства,  красоту и богатство родной природы.             В процессе изобразительной деятельности развивается                   ручная умелость,  зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. 

Изобразительная деятельность –  это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.  Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия -  наблюдения.  Для того чтобы нарисовать,  вылепить какой-либо предмет,  предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей2.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира,  различных величинах,  многообразии оттенков цветов.  При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.).

Обучение изобразительной  деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной  деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм,  цветов и их оттенков,  пространственных обозначений способствует обогащению словаря;  высказывания в процессе наблюдений за предметами,  при обследовании предметов,  построек,  а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.  Как указывают психологи,  для осуществления разных видов деятельности,  умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным  воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах,  форме,  цвете,  величине,  положении в пространстве.  Дети определяют и называют эти свойства,  сравнивают предметы,  находят сходства и различия,  то есть производят умственные действия.

В процессе изобразительной  деятельности сочетается умственная и  физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия,  овладеть определенными умениями.  Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия,  овладевать трудовыми навыками.  Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти,  к следам оставляемыми ими на бумаге;  постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

Дошкольники овладевают многими  практическими навыками,  которые  позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ,  приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности,  как внимание, упорство,  выдержка.  У детей воспитываются умения трудиться,  добиваться желаемого результата.  Формированию трудолюбия,  навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной  деятельности заключается в том,  что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства,  содействующие формированию эстетического отношения к действительности.  Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета,  включает различные составляющие элементы:  чувство цвета,  чувство пропорции,  чувство формы,  чувство ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства.  Яркость,  выразительность образов в картинках,  скульптуре,  архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания,  помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке,  лепке,  аппликации.  Постепенно у детей развивается художественный вкус.

По мнению Л.А.  Венгера  в каждом виде деятельности есть ориентировочная  и исполнительская части и соответственно ориентировочные и исполнительские действия; ориентировочные действия -  это оценка возникшей задачи,  исследование условий ее решения,  соотнесение со своими возможностями,  с известными способами решения, выбор способа выполнения;  исполнительские действия -  выполнение действий и достижение результата.  Знания,  умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности,  будь то деятельность практическая или познавательная.  Задачи ориентировочных действий не самостоятельны,  а они подчинены решению более общих познавательных или практических задач. Когда исполнительские действия сформированы, ориентировочные - свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки в задании. 

В исследовании Ю.А.Полуянова  выделены следующие периоды развития изобразительной деятельности,  охватывающие весь период детства:  доизобразительный период (или стадия «каракулей»),  и изобразительный период:  стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображений4. В дошкольном возрасте можно пронаблюдать развитие изобразительной деятельности от доизобразительной стадии до стадии правдоподобных изображений, которая к дошкольному детству не относится, но в некоторых случаях наблюдается.

 

1.2. Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка

Информация о работе Особенности развития личностных качеств детей дошкольного возраста, как условие формирования способностей к изобразительной деятельнос