Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:40, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности развития личностных качеств детей дошкольного возраста
Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данной работы:
1. Изучить и проанализировать научную педагогическую и психологическую литературу по теме исследования
2. Изучить и проанализировать школьные программы по изобразительному искусству
3. Выделить приемы и методы развития личностных качеств детей дошкольного возраста, направленные на формирование способностей к изобразительной деятельности
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СПОСОБНОСТИ 6
И ИХ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие изобразительной деятельности и ее развитие в дошкольном возрасте 6
1.2. Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка 11
1.3. Понятие о способностях и их развитие 14
1.4. Этапы развития способностей к изобразительной деятельности 21
1.5. Факторы развития способностей к изобразительной деятельности 23
Вывод по первой главе 26
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УCЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Личностные качества дошкольного возраста и развитие способностей к изобразительной деятельности 27
2.2. Методы обучения, направленные на развитие способностей к изобразительной деятельности 31
Вывод по второй главе 34
Заключение 35
Список литературы 37
Часто дети пользуются знанием цвета
предмета, установленным со слов взрослых,
минуя собственное восприятие. Поэтому
детские рисунки заполнены
Характерная особенность детских рисунков та, что в них дети выражают свое отношение к самому рисунку. Все "красивое" дети изображают яркими красками, "некрасивое" рисуют темными красками, нарочито плохо исполняя рисунок.
В дошкольном возрасте дети направлены
на изображение объективного мира.
Однако они не оставляют без внимания
и фантастических персонажей. После
шести лет поток рисунков у
детей становится не таким обильным.
Но изобразительный репертуар
Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общения и совместный труд.
На протяжении дошкольного детства
последовательно
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
Словесный метод включает в себя:
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
Таким образом, в дошкольном возрасте, берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что – то новое.
Во многом успех воспитания и обучения зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.
Проблема общих и специальных способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов еще в 40 - 60-х гг. прошлого столетия. Хорошо известны работы в этой области видных отечественных ученых: Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалева и др.
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.
1. Григорьева Г.Г.
2. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998. - С. 12-15.
3. Комарова Т.С, Эстетическая развивающая среда а ДОУ: учеб. метод, пособие [Текст] / Т.С. Комарова, О.Ю. Филипс. - М.: Педагогическое общество России, 2007. – С. 128.
4. Полуянов Ю.А., Диагностика
общего и художественного
5. Штерн В. Язык детей. 1907. – С. 159.
6. http://psyvision.ru/help/
7. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002.- С.18
8.Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.- С.45, 49
9.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.- С.95
10.Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.-С.24
11.Мелик –Пашаев А, Новлянская З.Ступени творчества.–М.,1987.-С.31
12.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психология развития дошкольника. 1971 г.
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. 1986 г.
14. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. 1971г.
1 Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника: учеб. пособие для вузов / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - С. 220
2 Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998. - С. 12-15.
4. Полуянов Ю.А., Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам: Пособие для школьных психологов [Текст] / Ю.А. Полуянов. - М.: Эксперимент, 2000. - С. 24.
5 Штерн В. Язык детей. 1907. – С. 159.
6 http://psyvision.ru/help/
3 Комарова Т.С, Эстетическая развивающая среда а ДОУ: учеб. метод, пособие [Текст] / Т.С. Комарова, О.Ю.
Филипс. - М.: Педагогическое общество России, 2007. – С. 128.
6 http://psyvision.ru/help/
6 http://psyvision.ru/help/
7 Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002.- С.18
8 Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.- С.45, 49
9 Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.- С.95
10 Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.-С.24
11 Мелик –Пашаев А, Новлянская З.Ступени творчества.–М.,1987.-С.31
12 Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психология развития дошкольника. 1971 г.
13 Запорожец А.В. Избранные психологические труды. 1986 г.
14 Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. 1971г