Особенности развития личностных качеств детей дошкольного возраста, как условие формирования способностей к изобразительной деятельнос

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности развития личностных качеств детей дошкольного возраста
Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данной работы:
1. Изучить и проанализировать научную педагогическую и психологическую литературу по теме исследования
2. Изучить и проанализировать школьные программы по изобразительному искусству
3. Выделить приемы и методы развития личностных качеств детей дошкольного возраста, направленные на формирование способностей к изобразительной деятельности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СПОСОБНОСТИ 6
И ИХ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие изобразительной деятельности и ее развитие в дошкольном возрасте 6
1.2. Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка 11
1.3. Понятие о способностях и их развитие 14
1.4. Этапы развития способностей к изобразительной деятельности 21
1.5. Факторы развития способностей к изобразительной деятельности 23
Вывод по первой главе 26
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УCЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Личностные качества дошкольного возраста и развитие способностей к изобразительной деятельности 27
2.2. Методы обучения, направленные на развитие способностей к изобразительной деятельности 31
Вывод по второй главе 34
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

особенности развития личностных качеств детей дошкольного возраста.docx

— 68.74 Кб (Скачать)

В данном случае речь идет о творческой способности, которая проявляется в действиях по актуализации имеющегося опыта, экспериментировании (поисковых действиях), видении проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативном мышлении, воображении), актуализации неосознанного опыта.8

Таким образом, способность к образному выражению предполагает наличие способности к изображению со всеми ее компонентами. При этом в отборе и переработке впечатлений проявляются эстетическая оценка явления, активность всех психических процессов. Способность к выражению особенно ярко проявляется и формируется при направленности  ребенка на создание нового, оригинального образа.

 

1.4. Этапы развития способностей к изобразительной деятельности

 

Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.

1. Первый этап - игровой.

На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятии и увлечений.

2. Второй этап - индивидуальность.

Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше.

На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.

Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Быстрота его успехов является наградой для учителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.

3. Третий - этап роста.

Ребенок   нуждается   уже   в   более   квалифицированном   педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов,    очень    важны    конкурсы,    концерты    или    соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

4. Четвертый - этап мастерства.

На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы.

Педагогам и родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».

Вывод:

1.  На первом этапе ребенок тянется за родителями.

2.  На втором этапе преподаватель начинает играть все более заметную роль в развитии способностей ребенка.

3.  На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдении за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое  отношение и чувства.9

       1.5. Факторы развития способностей к изобразительной деятельности

 

Для развития художественного творчества необходимы определённые условия:

а) опыт художественных впечатлений образов искусства;

б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;

в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;

г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);

д) материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.

Используя для развития художественно-творческих способностей детей изобразительное искусство, следует помнить, что изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Посредством языка искусства жизнь отражается художником во всем многообразии. И.Б. Астахов пишет, что изобразительный язык, присущий каждому виду искусства, не является чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа. Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из существенно важных сторон образной специфики.10

Детей дошкольного возраста надо познакомить с некоторыми особенностями языка изобразительного искусства. В связи с этим,  начиная с младшего дошкольного  возраста, воспитатель сначала ставит задачу – формировать у   детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (какие чувства передает художник в картине, скульптуре) - затем обращает внимание на то, как художник рассказывает об окружающей действительности, и уже после этого направляет все внимание на средства образной выразительности.

Знание основ искусства дает возможность рассмотреть его место в эстетическом воспитании детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Однако нельзя механически перенести особенности языка изобразительного  искусства,  характерные для работ профессионалов,  в деятельность ребенка.

Обучая детей восприятию произведений искусства, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности взрослого художника в деятельность ребенка. Рассмотрим, какие устанавливаются взаимосвязи и как надо воздействовать, чтобы помочь детям в создании выразительного образа в рисунке, лепке.

Характерным изобразительно-выразительным средством живописи мы считаем цвет, благодаря которому художник имеет возможность передавать все многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков, эмоциональное воздействие цвета на зрителя). В то же время в картине имеет значение композиция, ритм цветовых пятен, рисунок. Художник может пользоваться всеми этими средствами, усиливая или ослабляя их воздействие на зрителя.

Цвет в рисунке - наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства (Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина). Тяготение детей к ярким чистым цветам придает их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта                 (в живописи), характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве. «Поэтому при формировании художественно-образного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста, направлено на цвет как выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, свое отношение к изображаемому».11

Педагог, обучая детей рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, постепенно приобщает их к красоте. С другой стороны, это оказывает влияние на способы образной выразительности, которыми дети передают свои впечатления об окружающей действительности в рисунке, лепке.

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.

Кроме того, искусство помогает формировать эмоционально-ценностное отношение к миру. Потребность в художественной деятельности связана, прежде всего, с желанием ребенка выразить себя, утвердить свою личностную позицию.

Вывод по первой главе

 

Таким образом, изобразительная  деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому, являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

           2.1. Личностные качества дошкольного возраста и      развитие способностей к изобразительной деятельности

 

Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет.

В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование  интеллектуальных возможностей ребенка, движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

В дошкольном возрасте идет процесс  совершенствования внимания.

Характерной особенностью внимания ребенка  раннего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, события и людьми и  остается сосредоточенными до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте фактически не является произвольным. В развитии произвольного внимания ребенку  помогают рассуждения вслух.

От младшего к старшему дошкольному  возрасту внимание детей прогрессирует  одновременно по многим различным характеристикам. Младшие дошкольники обычно рассматривают  привлекательные картинки не более 6-8 секунд, в то время как старшие  дошкольники способны сосредотачивать  внимание на одном и том же изображении  от 12 до 20 секунд. То же самое касается времени занятий одной и той  же деятельностью у детей разного  возраста. В дошкольном детстве уже  наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что, вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни.

Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным  переходом от непроизвольного и  непосредственного к произвольному  и опосредованному запоминанию.

В дошкольном возрасте, берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать  окружающую действительность, создавать  что – то новое. Творческие способности  у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. В этот период времени  получают первичное развитие имеющиеся  задатки к специальным способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве  является обязательным условием ускоренного  развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребенка  к действительности.

   Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые от внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психологического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.). Установлено, что рисунки, выполненные больными детьми, во многом отличаются от рисунков здоровых детей.12

Как известно, истоки изобразительной  деятельности ребенка относятся  к раннему детству. К началу дошкольного  детства ребенок, как правило, уже  имеет некоторый запас графических  образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. Однако эти изображения  отдаленное сходство.

Умение узнавать предмет в рисунке  является одним из стимулов совершенствования, имеет длительную историю. В детский рисунок внедряются разные формы опыта, который ребенок получает в процессе действий с предметами, их зрительного восприятия, самой графической деятельности и обучения со стороны взрослых. Среди рисунков детей наряду и изображениями, соответствующими зрительному восприятию, можно встретить такие, в которых выражается то, что ребенок выясняет, не глядя на предмет, а действуя с ним или ощупывая его. Так, нередко дети плоскую остроугольную фигуру (например, треугольник) после ее ощупывания рисуют в виде овала с отходящими от него коротенькими черточками, которыми они пытаются подчеркнуть остроугольность изображаемого предмета.

В ходе развития рисования у ребенка  появляется потребность пользоваться цветом. При этом начинают проявляться  две тенденции к использованию  цвета. Одна тенденция заключается  в том, что ребенок использует цвет произвольно, т.е. может раскрашивать предмет или его части любыми красками, часто не соответствующими реальному цвету предмета. Другая тенденция заключается в том, что ребенок стремиться окрасить изображаемый предмет в соответствии с его действительным цветом.

Информация о работе Особенности развития личностных качеств детей дошкольного возраста, как условие формирования способностей к изобразительной деятельнос