Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:44, курсовая работа
Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма.
В настоящее время учителя начальных классов общеобразовательной школы часто сталкиваются с проблемами нарушений письменной речи. Дети путают буквы, пропускают их, пишут в зеркальном отражении либо добавляют ненужные буквы в слове.
Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретический обзор письменной речи………….……………5
1. 1. Понятие о дисграфии…………………………………………………5
1.2. Понятие о дислексии ……………………………………..……………..7
1.3. Классификации дисграфий ……………………………………………....9
1.4. Причины дисграфии………………………………………………………………….12
1.5. Симптоматика дисграфии…………………………………………………………..13
1.6. Ложная дисграфия……………………………………………………………………15
1.7. Психологические особенности формирования речи первоклассников……16
1.8 Особенности устной речи учащихся 1 класса………………………………….17
1.9. Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма……18
ГЛАВА 2. Коррекционная работа, направленная на овладение письменной речью учащимися…………………………………………………………………………………..24
2.1. Овладение письменной речью…………………………………………………….24
2.2. Исследование письменной речи у первоклассников…………………………..26
2.3. Эксперимент…………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………......
3 группа: дисграфия. Диагностируется во втором полугодии 2 класса.
4 группа: дисорфография. Диагностируется на третьем году обучения. Показатели: неумение применять орфографические правила за соответствующий период обучения по школьной программе. [16, стр 33]
Таким
образом, мы установили, что основным
критерием, по которому определяется дисграфия,
является стойкость и повторяемость ошибок.
Ранее ошибочно дисграфию называли дизорфографией.
Но мы установили, что дисграфия и дизорфография
– это разные понятия, ими обозначаются
разные нарушения.
1.2.
Понятие о дислексии.
Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Виды дислексии:
1. Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (н-р, твердость - мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла. Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
Отмечается также:
-побуквенное чтение;
- искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)
2. Семантическая
дислексия (так называемое механическое
чтение). Проявляется в нарушении понимания
прочитанных слов, предложений, текста
при технически правильном чтении. Нарушение
понимания прочитанного обусловлено двумя
фактами: трудностями звуко-слогового
синтеза и нечеткостью представлений
о синтаксических связях внутри предложения
(когда слова в процессе чтения воспринимаются
изолированно, вне связи с другими словами
предложения).
3. Аграмматическая дислексия. Чаще всего
наблюдается у детей с системным недоразвитием
речи. При этой форме дислексии наблюдается:
- изменение падежных окончаний и числа
существительных («у товарищах»);
- неправильное согласование в роде, числе
и падеже существительного и прилагательного
(«интересное сказка»);
- изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
4. Оптическая
дислексия. Проявляется в
5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
Устная речь, чтение и письмо как различные стороны единого языкового процесса внутренне тесно связаны, поэтому различные нарушения устной речи или ее недоразвитие бесспорно отражаются на процессах чтения и письма.
Специфические расстройства чтения и письма у детей отмечаются при различных формах недоразвития речи (дислалиях, дизартриях, алалиях и др.).
Однако
«являясь особой формой речевой деятельности,
— как пишет А. Р. Лурия, — письмо
и чтение существенно отличаются
от устной речи как по своему генезу
и психофизиологическому
Проявления расстройств чтения и письма у детей разнообразны и в отличие от нарушений устной речи требуют иного подхода как в понимании структуры дефекта, так и в плане лечебно-педагогической помощи.
Исходя из этого, мы считаем целесообразным рассматривать дислексии и дисграфии у детей в разных аспектах с учетом возможных нарушений акустического, оптического или моторного характера. Более распространенными и лучше изученными являются дислексии и дисграфии, связанные с акустическими расстройствами.
В подобных случаях у детей наблюдается недифференцированность слуховых восприятий звукового состава слова и слабое развитие звукового анализа, что и приводит к специфическим ошибкам. Дети могут усвоить отдельные буквы, но испытывают затруднения при слиянии букв в слоги и слова, так как буква у них не является сигналом фонемы, звуко-буквенные стереотипы слов создаются медленно и с большими затруднениями, поэтому часто одно и то же слово дети читают и пишут по-разному.
При чтении и письме часты смешения и пропуски букв, замена одних букв другими при смешении звуков, сходных по артикуляции или звучанию, т. е. из близких фонетических групп (свистящих и шипящих, звонких и глухих, мягких и твердых). Затрудняются дети и при слиянии букв в слоги и слова, например «коска» вместо «кошка», «масик» вместо «мальчик», «деди» вместо «дети», «лепетать» вместо «лебедь», «сбит» вместо «спит» и т. д.
Ошибки
в письме и чтении закономерно
связаны с дефектами
1.3
Классификации дисграфий.
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.
О. А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную.
При акустической дисграфии отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.
Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево.
Моторная дисграфия. Для нее характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.
Современное
психологическое и
Хватцев выделил 5 видов дисграфии.
1. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. При этом виде списывание сохранно.
Физиологическим механизмом дефекта является нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом, наблюдается пропуски, перестановки, замены букв, а также слияние двух слов в одно, пропуски слов и т. д.
В основе этого вида лежит недифференцированность слухового восприятия звукового состава слова, недостаточность фонематического анализа.
Автор объединяет фактически две формы нарушений письма: связанное с нарушением дифференциации звуков и с нарушением фонематического анализа и синтеза.
2.
Дисграфия на почве
3. Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма. М. Е. Хватцев считает, что в результате расстройства произносительного ритма на письме появляются пропуски гласных, слогов, окончаний. Ошибки могут быть обусловлены либо недоразвитием фонематического анализа и синтеза, либо искажениями звуко-слоговой структуры слова.
4. Оптическая дисграфия. Вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова. При литеральной дисграфии у ребенка нарушается зрительный образ буквы, наблюдаются искажения и замены изолированных букв. При вербальной дисграфии написание изолированных букв является сохранным, однако с трудом формируется зрительный образ слова, ребенок пишет слова с грубыми ошибками.
При оптической дисграфии ребенок не различает сходные графически рукописные буквы: п — в, л — и, с — о, и — ш, л — м.
5. Дисграфия при моторной и сенсорной афазии проявляется в заменах, искажениях структуры слова, предложения и обусловливается распадом устной речи вследствие органического поражения головного мозга.
На современном этапе одной из действующих классификаций является классификация на основе лингвистического подхода, разработанная Р.И. Лалаевой в 70-80-х гг. В основе лежит учет несформированности языковых операций.
1.
Артикуляторно-акустическая
2.
Дисграфия на основе нарушения
фонемного распознавания.
3.
Дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза:
1) нарушение звукобуквенного
4.
Аграмматическая дисграфия.
5.
Оптическая дисграфия. Связана
с недоразвитием зрительного
гнозиса, мнезиса, зрительного
анализа и синтеза
С позиции нейропсихологического подхода также выделяют несколько классификаций.
I. Классификация учитывает уровневую организацию мозга по Бернштейну.
1.
Дисграфия и дислексия,
Оптические дисграфии подразделяются на несколько форм: а) агностическая (литеральная) дисграфия и дислексия. Нарушение узнавания начертания букв; б) вербальная (симультанная) дисграфия и дислексия. Нарушение зрительной схемы слова, трудность слияния букв в слоги, а слогов в слова; в) оптико-пространственная (зеркальная) дисграфия и дислексия.
Моторные дисграфии и дислексии делятся на две формы: а) окуломоторная дисграфия и дислексия, связанные с прослеживающими движениями глаз; б) моторная дисграфия и дислексия, связанные с проблемой кинетических движений руки.