Особенности овладения письменной речью учащимися 1 класса общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма.
В настоящее время учителя начальных классов общеобразовательной школы часто сталкиваются с проблемами нарушений письменной речи. Дети путают буквы, пропускают их, пишут в зеркальном отражении либо добавляют ненужные буквы в слове.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретический обзор письменной речи………….……………5
1. 1. Понятие о дисграфии…………………………………………………5
1.2. Понятие о дислексии ……………………………………..……………..7
1.3. Классификации дисграфий ……………………………………………....9
1.4. Причины дисграфии………………………………………………………………….12
1.5. Симптоматика дисграфии…………………………………………………………..13
1.6. Ложная дисграфия……………………………………………………………………15
1.7. Психологические особенности формирования речи первоклассников……16
1.8 Особенности устной речи учащихся 1 класса………………………………….17
1.9. Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма……18

ГЛАВА 2. Коррекционная работа, направленная на овладение письменной речью учащимися…………………………………………………………………………………..24
2.1. Овладение письменной речью…………………………………………………….24
2.2. Исследование письменной речи у первоклассников…………………………..26
2.3. Эксперимент…………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………......

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     3 группа: дисграфия. Диагностируется  во втором полугодии 2 класса.

     4 группа: дисорфография. Диагностируется на третьем году обучения. Показатели: неумение применять орфографические правила за соответствующий период обучения по школьной программе. [16, стр 33]

     Таким образом, мы установили, что основным критерием, по которому определяется дисграфия, является стойкость и повторяемость ошибок. Ранее ошибочно дисграфию называли дизорфографией. Но мы установили, что дисграфия и дизорфография – это разные понятия, ими обозначаются разные нарушения. 

1.2. Понятие о дислексии. 

Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.    

 Виды  дислексии:    

1. Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников.  Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (н-р,  твердость - мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла.     Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).   

Отмечается также:

-побуквенное чтение;

- искажение  звуко-слоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)     

2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звуко-слогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения  воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения). 
 
     3. Аграмматическая дислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. При этой форме дислексии наблюдается: 
- изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»); 
- неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);

- изменение  окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.    

4. Оптическая  дислексия. Проявляется в трудностях  усвоения и в смешениях сходных  графических букв. Смешиваются буквы,  отличающиеся лишь одним элементом  (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из  одинаковых элементов, но различно  расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).    

5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Устная  речь, чтение и письмо как различные стороны единого языкового процесса внутренне тесно связаны, поэтому различные нарушения устной речи или ее недоразвитие бесспорно отражаются на процессах чтения и письма.

Специфические расстройства чтения и письма у детей  отмечаются при различных формах недоразвития речи  (дислалиях, дизартриях, алалиях и др.).

Однако  «являясь особой формой речевой деятельности, — как пишет А. Р. Лурия, — письмо и чтение существенно отличаются от устной речи как по своему генезу и психофизиологическому построению, так и по своим функциональным особенностям». [9, стр. 23]

Проявления  расстройств чтения и письма у  детей разнообразны и в отличие  от нарушений устной речи требуют  иного подхода как в понимании  структуры дефекта, так и в  плане лечебно-педагогической помощи.

Исходя  из этого, мы считаем целесообразным рассматривать дислексии и дисграфии у детей в разных аспектах с учетом возможных нарушений акустического, оптического или моторного характера. Более распространенными и лучше изученными являются дислексии и дисграфии, связанные с акустическими расстройствами.

В подобных случаях у детей наблюдается  недифференцированность слуховых восприятий звукового состава слова и  слабое развитие звукового анализа, что и приводит к специфическим  ошибкам. Дети могут усвоить отдельные  буквы, но испытывают затруднения при слиянии букв в слоги и слова, так как буква у них не является сигналом фонемы, звуко-буквенные стереотипы слов создаются медленно и с большими затруднениями, поэтому часто одно и то же слово дети читают и пишут по-разному.

При чтении и письме часты смешения и пропуски букв, замена одних букв другими при смешении звуков, сходных по артикуляции или звучанию, т. е. из близких фонетических групп (свистящих и шипящих, звонких и глухих, мягких и твердых). Затрудняются дети и при слиянии букв в слоги и слова, например «коска» вместо «кошка», «масик» вместо «мальчик», «деди» вместо «дети», «лепетать» вместо «лебедь», «сбит» вместо «спит» и т. д.

Ошибки  в письме и чтении закономерно  связаны с дефектами произношения. Поэтому недостатки устной речи, например при дислалиях, при задержках речевого развития ребенка, отражаются и в письменной речи детей. 
 

1.3 Классификации дисграфий. 

     Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.

     О. А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную.

     При акустической дисграфии отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.

     Оптическая  дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево.

     Моторная  дисграфия. Для нее характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.

     Современное психологическое и психолингвистическое изучение процесса письма свидетельствует  о том, что оно является сложной  формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различного уровня: семантических, языковых, сенсомоторных. В связи с этим выделение видов дисграфии на основе нарушений анализаторного уровня в настоящее время является недостаточно обоснованным.

Хватцев выделил 5 видов дисграфии.

     1. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. При этом виде списывание сохранно.

     Физиологическим механизмом дефекта является нарушение  ассоциативных связей между зрением  и слухом, наблюдается пропуски, перестановки, замены букв, а также слияние двух слов в одно, пропуски слов и т. д.

     В основе этого вида лежит недифференцированность слухового восприятия звукового  состава слова, недостаточность  фонематического анализа.

     Автор объединяет фактически две формы  нарушений письма: связанное с нарушением дифференциации звуков и с нарушением фонематического анализа и синтеза.

     2. Дисграфия на почве расстройств  устной речи («графическое косноязычие»). По мнению М. Е. Хватцева, она возникает на почве неправильного звукопроизношения. Замены одних звуков другими, отсутствие звуков в произношении вызывают соответствующие замены и пропуски звуков на письме. М. Е. Хватцев выделяет и специальную форму вследствие «пережитого» косноязычия (когда нарушение звукопроизношения исчезло до начала обучения грамоте или после начала овладения письмом). Чем более тяжелым является нарушение произношения, тем грубее и разнообразнее ошибки письма. Выделение этого вида дисграфии признается обоснованным и в настоящее время.

     3. Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма. М. Е. Хватцев считает, что в результате расстройства произносительного ритма на письме появляются пропуски гласных, слогов, окончаний. Ошибки могут быть обусловлены либо недоразвитием фонематического анализа и синтеза, либо искажениями звуко-слоговой структуры слова.

     4. Оптическая дисграфия. Вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова. При литеральной дисграфии у ребенка нарушается зрительный образ буквы, наблюдаются искажения и замены изолированных букв. При вербальной дисграфии написание изолированных букв является сохранным, однако с трудом формируется зрительный образ слова, ребенок пишет слова с грубыми ошибками.

     При оптической дисграфии ребенок не различает сходные графически рукописные буквы: п — в, л — и, с — о, и — ш, л — м.

     5. Дисграфия при моторной и сенсорной афазии проявляется в заменах, искажениях структуры слова, предложения и обусловливается распадом устной речи вследствие органического поражения головного мозга.

     На  современном этапе одной из действующих  классификаций является классификация  на основе лингвистического подхода, разработанная  Р.И. Лалаевой  в 70-80-х гг. В основе лежит учет несформированности языковых операций.

     1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.  Ведущее звено – дефектное  произношение звуков (замены, смешения, пропуски).

     2. Дисграфия на основе нарушения  фонемного распознавания. Основное  ядро нарушения - несформированность  фонематических дифференцировок (замены и смешения звуков, близких по акустическим параметрам).

     3. Дисграфия на почве нарушения  языкового анализа и синтеза: 1) нарушение звукобуквенного анализа  и синтеза (пропуски, перестановки, добавления букв в слове); 2) нарушение  слогового анализа и синтеза (пропуски, перестановки, вставки слогов); 3) нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений (пропуски, перестановки, вставки слов, слитное написание слов в предложении).

     4. Аграмматическая дисграфия. Связана  с недоразвитием лексико-грамматического строя речи, с несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Ошибки на уровне слов, словосочетаний, предложений и текстов. Это нарушение смысловых и грамматических связей, искажение морфологической структуры слов, нарушение согласования слов, искажение предложно-падежных конструкций, пропуски членов предложения.

     5. Оптическая дисграфия. Связана  с недоразвитием зрительного  гнозиса, мнезиса, зрительного  анализа и синтеза пространственных  представлений. Основные проявления: зеркальные замены - реверсии вертикальные (прописные в, д) и горизонтальные (с, э), литеральные (на уровне буквы) и зеркальные (на уровне слова); кинетические ошибки – дописывание лишних элементов или, наоборот, недописывание элементов буквы. [2, стр 4]

     С позиции нейропсихологического подхода также выделяют несколько классификаций.

     I. Классификация учитывает уровневую организацию мозга по Бернштейну.

     1. Дисграфия и дислексия, обусловленные  недоразвитием или нарушением  гностико-праксического уровня: 1) оптические (гнозис); 2) моторные (праксис).

     Оптические  дисграфии подразделяются на несколько  форм: а) агностическая (литеральная) дисграфия  и дислексия. Нарушение узнавания  начертания букв; б) вербальная (симультанная) дисграфия и дислексия. Нарушение  зрительной схемы слова, трудность слияния букв в слоги, а слогов в слова; в) оптико-пространственная (зеркальная) дисграфия и дислексия.

     Моторные  дисграфии и дислексии делятся  на две формы: а) окуломоторная дисграфия  и дислексия, связанные с прослеживающими  движениями глаз; б) моторная дисграфия и дислексия, связанные с проблемой кинетических движений руки.

Информация о работе Особенности овладения письменной речью учащимися 1 класса общеобразовательной школы