Особенности овладения письменной речью учащимися 1 класса общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма.
В настоящее время учителя начальных классов общеобразовательной школы часто сталкиваются с проблемами нарушений письменной речи. Дети путают буквы, пропускают их, пишут в зеркальном отражении либо добавляют ненужные буквы в слове.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретический обзор письменной речи………….……………5
1. 1. Понятие о дисграфии…………………………………………………5
1.2. Понятие о дислексии ……………………………………..……………..7
1.3. Классификации дисграфий ……………………………………………....9
1.4. Причины дисграфии………………………………………………………………….12
1.5. Симптоматика дисграфии…………………………………………………………..13
1.6. Ложная дисграфия……………………………………………………………………15
1.7. Психологические особенности формирования речи первоклассников……16
1.8 Особенности устной речи учащихся 1 класса………………………………….17
1.9. Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма……18

ГЛАВА 2. Коррекционная работа, направленная на овладение письменной речью учащимися…………………………………………………………………………………..24
2.1. Овладение письменной речью…………………………………………………….24
2.2. Исследование письменной речи у первоклассников…………………………..26
2.3. Эксперимент…………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………......

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ  ПЕДАГОГИКИ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему: «Особенности овладения письменной речью учащимися

1 класса общеобразовательной  школы».

по  основной специальности 031800.00 «Логопедия с дополнительной специальностью олигофренопедагогика» 

Выполнила:                                                                              студентка Поспелова А.С.

                                                                                                          4 курса, 42группы

                                                                                                      дневного отделения

                                                                                                                 ____________________

                                                                                                                            (подпись)

Научный руководитель:                                                        

                                                                                                                

                                                                                                                ____________________

                                                                                                                            (подпись)

Допущен к защите

Зав. кафедрой                                                                                       ____________________

                                                                                                                            (подпись) 

Дата  защиты____________________                                                

Оценка____________________ 
 

Москва  – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Теоретический обзор письменной речи………….……………5

1. 1. Понятие о дисграфии…………………………………………………5

1.2. Понятие о дислексии ……………………………………..……………..7

1.3. Классификации дисграфий ……………………………………………....9

1.4. Причины дисграфии………………………………………………………………….12

1.5. Симптоматика дисграфии…………………………………………………………..13

1.6. Ложная дисграфия……………………………………………………………………15

1.7. Психологические особенности формирования речи первоклассников……16

1.8 Особенности устной речи учащихся 1 класса………………………………….17

1.9. Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма……18

ГЛАВА 2. Коррекционная работа, направленная на овладение письменной речью учащимися…………………………………………………………………………………..24

2.1. Овладение письменной речью…………………………………………………….24

2.2. Исследование письменной речи у первоклассников…………………………..26

2.3. Эксперимент…………………………………………………………...29

Заключение…………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………...... 
 
 
 

Введение

      Впервые на нарушения чтения и письма как  на самостоятельную патологию речевой  деятельности указал А.Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма.

      В настоящее время учителя начальных  классов общеобразовательной школы  часто сталкиваются с проблемами нарушений письменной речи. Дети путают буквы, пропускают их, пишут в зеркальном отражении либо добавляют ненужные буквы в слове. Очень часто учителя списывают такие ошибки на невнимательность учеников или на их излишнюю лень, приплюсовывают эти ошибки к орфографическим и пунктуационным и выводят твердое «два» в конце четверти. А между тем, это очень серьезное нарушение, которое требует долгой коррекционной работы, и если вовремя не начать корректировать эту проблему, то в дальнейшем письменная речь ребенка будет только ухудшаться.

      Дисграфия – это частичное расстройство письма, проявляющееся в стойких  повторяющихся ошибках и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (Р.И. Лалаева).

      Трудности в овладении письмом могут  проявить себя уже в 1 классе. Показателями являются нечеткое знание всех букв алфавита, сложности при переводе звука в букву и наоборот, сложности при переводе печатной графемы в письменную, трудности звукобуквенного анализа и синтеза. В дальнейшем нарушается формирование процесса письма. Дети смешивают письменные и печатные буквы по оптическим и моторным признакам, пишут слова без гласных букв, сливают несколько слов в одно или наоборот расщепляют слова на части. Если вовремя не помочь ребенку исправить эти недостатки, то к концу второго класса они могут привести к дисграфии.

      Объект  исследования: дисграфия, как частичное расстройство письма у детей 1 класса.

      Предмет исследования: совершенствование коррекционной работы по дисграфии, осуществляемой логопедом.

      Цель  исследования: выявить процент встречаемости дисграфических проявлений у учащихся 1 класса общеобразовательной школы

      Гипотеза  исследования: проведение логопедом коррекционной работы, направленной на развитие письменной и связной речи, способствует большей эффективности.

      Задачи  исследования:

  1. Изучить теоретическое состояние проблемы расстройства письма;
  2. Изучить особенности развития связной речи у детей;
  3. Провести диагностику состояния письменной речи учащихся;
  4. Изучение основных направлений коррекции дисграфии у учащихся 1 класса общеобразовательной школы.

      Методы  исследования: в ходе проведения исследования применялись следующие методы исследования, которые  определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические: наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, контроль за эффективностью эксперимента и оценка результата, статистические методы обработки информации. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1. Теоретический обзор письменной речи.

    1. Понятие о дисграфии.
 

     В отечественной логопедической литературе исследователи определяют дисграфию и дизорфографию, связывают их с трудностями реализации трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфологического и традиционного (исторического).

     Фонетический  принцип русского языка: слова пишутся так же, как слышатся (например: кот, стол, стул).

     Условия, необходимые для реализации этого  принципа:

     1. Ребенок должен четко различать  на слух все звуки речи;

     2. Владение звуковым анализом и  синтезом слова; 

     3. Правильное произношение всех  звуков;

      4. Различение и знание всех  букв;

     5. Быстрота перекодирования фонемы в графему.

     Морфологический принцип является в русском языке  ведущим, он предполагает знания правил. Сущность принципа заключается в  том, что каждая общая для родственных  слов значимая часть слова (морфема) не зависимо от особенностей ее звучания всегда пишется одинаково.

     Предпосылки для реализации этого принципа: во-первых, у ребенка должен быть достаточно большой, осмысленный и систематизированный  словарный запас, который нужен  для подбора однокоренных слов; слова должны быть четко разграничены по группам родственных слов и эти связи должны быстро работать; во-вторых, владение морфологическим анализом слов; в-третьих, владение грамматическими нормами языка.

     Традиционный (исторический) принцип – пишем по традиции (например: собака, корова).

     Предпосылки для реализации этого принципа:

     1. Зрительное запоминание образа  слова; 

     2. Двигательное запоминание написания  слова. 

     Так что же такое нарушение письма или дисграфия?

     Р.И. Лалаева дает такое определение дисграфии. Дисграфия – это частичное расстройство письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. [5, стр. 11]

     И.Н. Садовникова рассматривает дисграфию как частичное расстройство письма, основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок, и данное нарушение не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения.

     А.Н. Корнев отмечает дисграфию как стойкую  неспособность овладения навыками письма, связывает эту неспособность  с трудностями овладения фонетическим принципом русской орфографии. [10, стр. 19]

     В статьях О.Б. Иншаковой также проводится разграничение дисграфии и дизорфографии с учетом трех принципов русской орфографии. Автор считает, что ошибки, связанные с нарушением фонетического принципа русской орфографии (замены, пропуски, перестановки букв в сильной позиции) связан с дисграфией. Она определяет дисграфию как специфический вид нарушения письма, проявляющийся в заменах, смешениях, пропусках, перестановках букв и слогов в сильной позиции, имеющих стойкий и повторяющийся характер. Ошибки, связанные с нарушением морфологического и традиционного принципов письма (в слабых позициях) предлагает отнести к дизорфографическим. [8, стр. 34]

     Р.И. Лалаева, О.И. Азова, И.В. Прищепова и  другие считают также, что дизорфография  – это нарушение морфологического и традиционного принципов. Они  определяют ее как стойкое нарушение в усвоении и реализации правил орфографии, обусловленное несформированностью языковых операций, обеспечивающих овладение орфографией в норме. То есть, ребенок правила знает, но не может применить. [6, стр.9]

     Интересной  и полезной в отношении организации диагностики, профилактики и коррекции дисграфии является ее дифференциация с позиции развития дефекта, предложенная С.Ф. Иваненко. Она выделяет 4 группы нарушения письма в зависимости от возраста детей, этапа обучения грамоте, степени выраженности нарушения, специфики их проявления.

     1 группа: трудности в овладении  письмом. Диагностируется в первом  полугодии 1 класса. Показатели: а)  нечеткое знание всех букв  алфавита; б) сложности при переводе  звука в букву и наоборот; при  переводе печатной графемы в письменную; в) трудности звукобуквенного анализа и синтеза.

     2 группа: нарушение формирования  процесса письма. Диагностируется  во втором полугодии 1 класса  и в начале второго года  обучения. Показатели: а) смешения  письменных и печатных букв по оптическим, моторным признакам; б) трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда; в) в письме написание слов без гласных, слияние слов или расщепление.

Информация о работе Особенности овладения письменной речью учащимися 1 класса общеобразовательной школы