Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:44, курсовая работа
Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма.
В настоящее время учителя начальных классов общеобразовательной школы часто сталкиваются с проблемами нарушений письменной речи. Дети путают буквы, пропускают их, пишут в зеркальном отражении либо добавляют ненужные буквы в слове.
Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретический обзор письменной речи………….……………5
1. 1. Понятие о дисграфии…………………………………………………5
1.2. Понятие о дислексии ……………………………………..……………..7
1.3. Классификации дисграфий ……………………………………………....9
1.4. Причины дисграфии………………………………………………………………….12
1.5. Симптоматика дисграфии…………………………………………………………..13
1.6. Ложная дисграфия……………………………………………………………………15
1.7. Психологические особенности формирования речи первоклассников……16
1.8 Особенности устной речи учащихся 1 класса………………………………….17
1.9. Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма……18
ГЛАВА 2. Коррекционная работа, направленная на овладение письменной речью учащимися…………………………………………………………………………………..24
2.1. Овладение письменной речью…………………………………………………….24
2.2. Исследование письменной речи у первоклассников…………………………..26
2.3. Эксперимент…………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………......
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
И КОРРЕКЦИОННОЙ
ПЕДАГОГИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Особенности овладения письменной речью учащимися
1 класса общеобразовательной школы».
по
основной специальности 031800.00
«Логопедия с дополнительной
специальностью олигофренопедагогика»
Выполнила:
Научный
руководитель:
Допущен к защите
Зав.
кафедрой
Дата
защиты____________________
Оценка____________________
Москва – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретический обзор письменной речи………….……………5
1. 1. Понятие о дисграфии…………………………………………………5
1.2. Понятие о дислексии ……………………………………..……………..7
1.4. Причины дисграфии…………………………………
1.5. Симптоматика
дисграфии………………………………………………………
1.6. Ложная дисграфия………………………………………………………
1.7. Психологические особенности формирования речи первоклассников……16
1.8 Особенности устной речи учащихся 1 класса………………………………….17
1.9. Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма……18
2.1. Овладение письменной речью…………………………………………………….24
2.3. Эксперимент…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………......
Введение
Впервые
на нарушения чтения и письма как
на самостоятельную патологию
В
настоящее время учителя
Дисграфия – это частичное расстройство письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (Р.И. Лалаева).
Трудности в овладении письмом могут проявить себя уже в 1 классе. Показателями являются нечеткое знание всех букв алфавита, сложности при переводе звука в букву и наоборот, сложности при переводе печатной графемы в письменную, трудности звукобуквенного анализа и синтеза. В дальнейшем нарушается формирование процесса письма. Дети смешивают письменные и печатные буквы по оптическим и моторным признакам, пишут слова без гласных букв, сливают несколько слов в одно или наоборот расщепляют слова на части. Если вовремя не помочь ребенку исправить эти недостатки, то к концу второго класса они могут привести к дисграфии.
Объект исследования: дисграфия, как частичное расстройство письма у детей 1 класса.
Предмет исследования: совершенствование коррекционной работы по дисграфии, осуществляемой логопедом.
Цель исследования: выявить процент встречаемости дисграфических проявлений у учащихся 1 класса общеобразовательной школы
Гипотеза исследования: проведение логопедом коррекционной работы, направленной на развитие письменной и связной речи, способствует большей эффективности.
Задачи исследования:
Методы
исследования: в ходе проведения исследования
применялись следующие методы исследования,
которые определялись в соответствии
с целью, гипотезой и задачами работы.
Теоретические: анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: наблюдение за детьми, педагогический
эксперимент, контроль за эффективностью
эксперимента и оценка результата, статистические
методы обработки информации.
Глава 1. Теоретический обзор письменной речи.
В отечественной логопедической литературе исследователи определяют дисграфию и дизорфографию, связывают их с трудностями реализации трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфологического и традиционного (исторического).
Фонетический принцип русского языка: слова пишутся так же, как слышатся (например: кот, стол, стул).
Условия, необходимые для реализации этого принципа:
1.
Ребенок должен четко
2. Владение звуковым анализом и синтезом слова;
3. Правильное произношение всех звуков;
4. Различение и знание всех букв;
5. Быстрота перекодирования фонемы в графему.
Морфологический принцип является в русском языке ведущим, он предполагает знания правил. Сущность принципа заключается в том, что каждая общая для родственных слов значимая часть слова (морфема) не зависимо от особенностей ее звучания всегда пишется одинаково.
Предпосылки
для реализации этого принципа: во-первых,
у ребенка должен быть достаточно
большой, осмысленный и
Традиционный (исторический) принцип – пишем по традиции (например: собака, корова).
Предпосылки для реализации этого принципа:
1. Зрительное запоминание образа слова;
2.
Двигательное запоминание
Так что же такое нарушение письма или дисграфия?
Р.И. Лалаева дает такое определение дисграфии. Дисграфия – это частичное расстройство письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. [5, стр. 11]
И.Н. Садовникова рассматривает дисграфию как частичное расстройство письма, основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок, и данное нарушение не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения.
А.Н.
Корнев отмечает дисграфию как стойкую
неспособность овладения
В статьях О.Б. Иншаковой также проводится разграничение дисграфии и дизорфографии с учетом трех принципов русской орфографии. Автор считает, что ошибки, связанные с нарушением фонетического принципа русской орфографии (замены, пропуски, перестановки букв в сильной позиции) связан с дисграфией. Она определяет дисграфию как специфический вид нарушения письма, проявляющийся в заменах, смешениях, пропусках, перестановках букв и слогов в сильной позиции, имеющих стойкий и повторяющийся характер. Ошибки, связанные с нарушением морфологического и традиционного принципов письма (в слабых позициях) предлагает отнести к дизорфографическим. [8, стр. 34]
Р.И.
Лалаева, О.И. Азова, И.В. Прищепова и
другие считают также, что дизорфография
– это нарушение
Интересной и полезной в отношении организации диагностики, профилактики и коррекции дисграфии является ее дифференциация с позиции развития дефекта, предложенная С.Ф. Иваненко. Она выделяет 4 группы нарушения письма в зависимости от возраста детей, этапа обучения грамоте, степени выраженности нарушения, специфики их проявления.
1
группа: трудности в овладении
письмом. Диагностируется в
2 группа: нарушение формирования процесса письма. Диагностируется во втором полугодии 1 класса и в начале второго года обучения. Показатели: а) смешения письменных и печатных букв по оптическим, моторным признакам; б) трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда; в) в письме написание слов без гласных, слияние слов или расщепление.