Особенности логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 22:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении оптимальных путей коррекционно-логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к проблеме лексико-грамматических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией.
2. Систематизировать диагностический материал (задания, упражнения) для обследования и коррекции словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
3. Выявить особенности словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
4. Апробировать в процессе экспериментально-логопедической работы диагностический материал, направленный на развитие словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы стертой дизартрии в отечественной логопедии.
1.1 Методологические основы понятия «стертая дизартрия»
1.2 Проявления стертой дизартрии у детей дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Особенности речевых нарушений в структуре дефекта при стертой дизартрии.
2.1 Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
2.2 Особенности овладения лексикой старшими дошкольниками со стертой дизартрией
2.3 Особенности овладения слоговой структурой слова детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией
Выводы по 2 главе
Глава 3. Логопедическая работа по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
3.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента
3.2 Организация и содержание формирующего эксперимента
3.3 Анализ результатов экспериментальной логопедической работы (контрольный эксперимент)
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

чей-то диплом.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

 

Эта группа детей со стертой дизартрией не овладевает связной речью. По классификации Р.Е.Левиной, эта группа детей соотносится с общим недоразвитием речи (ОНР).

 

Выделение трех групп детей со стертой дизартрией в исследованиях Лопатиной позволяет соотнести их по уровню сформированности языковых средств с тремя группами, выделенными Р.Е.Левиной (55):

 

ФН — фонетическое недоразвитие

 

ФФН — фонетико-фонематическое недоразвитие

 

ОНР — общее недоразвитие речи.

 

Таким образом, особенности фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией характеризуется следующими особенностями (1):

 

1. Отсутствие  в речи тех или иных звуков  и замены звуков. Сложные по  артикуляции звуки заменяются  простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулемма, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16 – 20.

 

 

Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с`], [з]-[з`], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); [т`] и [д`]; звуки [л], [р], [р`]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й]; гласный ы.

 

Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками [т], [т'], [д], [д']. Дети произносят “тамолет” - самолет, “тапка” - шапка, “коды” - козы и т. д.

 

В других случаях не произошел процесс дифференциации звуков, и вместо двух или нескольких артикуляционно-близких звуков ребенок произносит какой-то средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук [ш,] вместо [ш] и [с], вместо [ч] и [т] нечто вроде смягченного [ч,] и т. п.

 

Некоторые звуки ребенок по специальному требованию произносит правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова собака, шуба, но в речи наблюдается смешение звуков [с] и [ш], например: “Шаса едет по сошше” - Саша едет по шоссе.

 

Часто наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит неправильно.

 

2. Замены  группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких  артикуляционно-близких звуков произносится  средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с] - мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] - нечто вроде смягчённого [ч].

 

Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют фонематическим.

 

3. Нестойкое  употребление звуков в речи. Некоторые  звуки по инструкции изолированно  ребёнок произносит правильно, но  в речи они отсутствуют или  заменяются другими. Иногда ребёнок  одно и тоже слово в разном  контексте или при повторении  произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой - искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

 

4. Искажённое  произношение одного или нескольких  звуков. Ребёнок может искаженно  произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов. Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха. При наличии большого количества дефектных звуков у детей со стертой дизартрией нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: скатерть – «катиль» или «катеть», велосипед – «сипед».

 

Примеры неправильного произношения слов детьми шести-семилетнего возраста:

 

“тольнытка” или “сойныско” – солнышко;

 

“ляде” – ружье;

 

“сяник” – чайник;

 

“тупы” – зубы;

 

“паяпан” – барабан;

 

“тинята лидали в ятике” - щенята лежали в ящике;

 

“дивет под клилетком, квот колеткам, кодяином длудит, дом таладит” - живет под крылечком, хвост колечком, с хозяином дружит, дом сторожит.

 

Уже сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную полноту у них фонематического восприятия. Эта недостаточность проявляется и при выполнении специальных заданий по различению звуков. Так, у детей возникают затруднения, когда им предлагают внимательно слушать и поднимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: па-ба, ба-па) при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук, при выделении звука, с которого начинается слово. Большинство детей затрудняются в подборе картинок на заданный звук. На недостаточность слухового восприятия указывают и затруднения детей при анализе звукового состава речи.

 

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными). Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речи выявляются разнообразные ошибки.

 

2.2 Особенности  овладения лексикой старшими  дошкольниками со стертой дизартрией

 

По данным Е.Ф.Соботович (63), Л.В.Лопатиной (46), Н.В.Серебряковой (63), ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, что представляет собой вторичное нарушение, следствие расстройств звуковой стороны речи.

 

Наиболее распространенным вариантом симптоматики при стертой дизартрии является общее недоразвитие речи. В структуре общего недоразвития речи при стертой дизартрии, наряду с фонетико-фонематическим недоразвитием, отмечаются и существенные нарушения лексики (Н.В.Серебрякова, Е.Ф.Соботович (63)).

 

По данным Н.В.Серебряковой (63), дети с нормальным речевым развитием делают ошибки лишь при назывании 42 слов, то у детей со стертой дизартрией количество таких слов равняется 174, т.е. в 3 раза больше.

 

Бедность словаря проявляется, в том, что дошкольники со стертой дизартрией шестилетнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, ткачиха, швея), частей тела (бедро, стопа, кисть, локоть), частей предмета (манжета, фара, кузов) и др.

 

Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как овца, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер.

 

Среди слов, которые не всегда правильно называют дети, есть группа слов, трудных для детей обеих групп: аист, филин, все названия рыб, кроме щуки, ежевика, брусника, кабан, леопард, незабудка, фиалка, ирис, астра, осина, маляр, каменщик, ткачиха, швея, клещи, рубанок, бедро, стопа, манжета, лацканы.

 

Кроме указанных общих слов большинство детей со стертой дизартрией (от 60% до 100%) допускают ошибки в назывании следующих слов — существительных: клюква, земляника, плащ, кепка, фары, плоды, кисть, сварщик, рабочий; прилагательных: квадратный, узкий, кислый, пушистый, гладкий; глаголов: гогочет, кукарекает, воркует, рычит.

 

Половина детей со стертой дизартрией неправильно называют такие слова, как: абрикос, халат, книжная полка, весна, лето. Одна треть и более (30% — 40%) дошкольников со стертой дизартрией затрудняются в актуализации таких слов, как: овца, перец, валенки, продавец, парикмахер, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, молния, гром, воет, пашет.

 

Таким образом, многие общеупотребительные слова, которые усвоены детьми с нормальным речевым развитием, не вошли в активный словарь детей со стертой дизартрией.

 

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). У дошкольников с нормой ошибки при актуализации глаголов и прилагательных единичны и включают лишь 7 слов, в то время как количество глаголов и прилагательных, при назывании которых дети со стертой дизартрией допускали ошибки, равняется 29, т.е. в 4 раза больше.

 

У дошкольников со стертой дизартрией выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.).

 

В глагольном словаре дошкольников с преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.)

 

Значительно труднее детьми со стертой дизартрией усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, а также слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки предметов и др.

 

Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

 

У детей со стертой дизартрией выявлено большое количество вербальных парафазий, замен и смешений слов: в среднем наблюдается 17 замен слов на 1 ребенка. В то же время у детей с нормой наблюдаются единичные замены только двух слов: филин — сова, аист — цапля.

 

В одних случаях дети со стертой дизартрией употребляют слова в излишне широком значении, в других — проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с нарушением речи используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.

 

Среди вербальных парафазий у детей со стертой дизартрией наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

 

Среди многочисленных замен слов у детей со стертой дизартрией можно выделить следующие группы (63):

 

1) Замены  семантически близких слов, относящихся к одному семантическому полю. Этот вид замен слов самый распространенный. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось — олень, тигр — лев, рысь — кошка, волк — собака, кабан — носорог, леопард — тигр — пантера — рысь, ослик — лось — козлик, петух — кура, грач — сорока, сорока — галка, филин — сова, ласточка — чайка, лебедь — гусь, цапля — аист — журавль, попугай — кукушка, скворец — ворона — грач, оса — пчела, дыня — тыква, лимон — апельсин, малина — земляника, брусника — красная смородина, ежевика — черная смородина, земляника — клубника, ландыш — тюльпан — подснежник, тюльпан — гвоздика — роза, незабудка — васильки, астры — ромашки, комбинезон — брюки, плащ — рубашка, халат — платье — пальто, валенки — сапоги, тапочки — босоножки, кепка — шапка, шляпа — шапка, сковорода — кастрюля, весна — осень, скворечник — гнездо, берлога — нора, сахарница — чайник, ручка — кисточка, ресницы — брови и др.).

 

2) Замены  слов, обозначающих предметы, объединенные  общностью ситуации. Например: каток — лед, вешалка — пальто;

 

3) Смешения  слов, обозначающих часть и целое. Например: фара — машина, палец  — рука, подоконник — окно.

 

4) Замены  слов, обозначающих внешне сходные  предметы. Например: подоконник —  полка.

 

5) Использование словосочетаний в процессе поиска слова. Например: кровать — чтобы спать, щетка — зубы чистит.

 

6) Замены  словообразовательными неологизмами. Например: маляр — красильщик.

 

7) Замены  однокоренным словом. Например: водопроводчик  — водопровод, чернильница — чернила.

 

8) Замены  слов, сходных по звучанию. Например: персик — перец.

 

Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности связи его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения.

 

Таким образом, замены существительных свидетельствуют о несформированности семантических полей, о трудностях закрепления связи между образом слова и образом предмета. Наиболее часто дети со стертой дизартрией заменяют существительные, входящие в одно семантическое поле и обозначающие зрительно похожие предметы (оса — пчела, ворона — грач, цапля — аист).

 

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются такие, например, замены: высокий — длинный, низкий — маленький, узкий — маленький, узкий — тонкий, короткий — маленький, пушистый — мягкий. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

 

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения, к выбору глаголов другого значения (ползет — идет, воркует — поет, чирикает — поет, вяжет — шьет, пашет — убирает, рычит — ревет, рычит — воет, лечит — уколы делает и т.д.). Наблюдались также замены глаголов воспроизведением звукоподражаний: гогочет — га-га-га, кукарекает — ку-ка-ре-ку, каркает — кар-кар.

 

Для детей со стертой дизартрией характерна вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова.

Информация о работе Особенности логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией