Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 22:05, дипломная работа
Цель исследования состоит в определении оптимальных путей коррекционно-логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к проблеме лексико-грамматических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией.
2. Систематизировать диагностический материал (задания, упражнения) для обследования и коррекции словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
3. Выявить особенности словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
4. Апробировать в процессе экспериментально-логопедической работы диагностический материал, направленный на развитие словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы стертой дизартрии в отечественной логопедии.
1.1 Методологические основы понятия «стертая дизартрия»
1.2 Проявления стертой дизартрии у детей дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Особенности речевых нарушений в структуре дефекта при стертой дизартрии.
2.1 Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
2.2 Особенности овладения лексикой старшими дошкольниками со стертой дизартрией
2.3 Особенности овладения слоговой структурой слова детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией
Выводы по 2 главе
Глава 3. Логопедическая работа по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
3.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента
3.2 Организация и содержание формирующего эксперимента
3.3 Анализ результатов экспериментальной логопедической работы (контрольный эксперимент)
Заключение
Библиография
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика формирования и развития словообразовательных умений.
В результате формирующего эксперимента среднегрупповой показатель у детей экспериментальной группы вырос на 25% и стал соответствовать 3 уровню. Таким образом, формирующий эксперимент является успешным. Цель исследования достигнута, а его гипотеза подтвердилась.
Библиография
1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов/ Е.Ф.Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.
2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса - М.: Просвещение, 2003.
3. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
4.
Белова - Давид Р.А. Причины недоразвития
импрессивной и экспрессивной
речи у детей дошкольного
5. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Нарушение речи у дошкольников. – М.: Астрель, 2002.
6.
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов
в процессе восприятия и
7. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – М.: СПб., Библиополис, 2004
8.
Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие
фонематического слуха у
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Бибиоглобус, 2003.
10. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М.Лифанова. М.: Просвещение, 2005.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
13. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М.: Хранитель, 1992.
14. Городилова В.И. Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: обучение и устранение недостатков. Сб. Упражнений по устранению недостатков. М.: СПб, Аквариум, Дельта, 2005
15. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.
16.
Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу
диагностики стертых форм
17. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М.. 2000. Т 1–2.
18. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
19. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся М., 2006
20. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова. – М., 2002.
21.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва
Т.Б. Преодоление общего
22. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи: М , 2004.
23.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу
о формировании
24. Залевская А.А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психолингвистических исследованиях. – Калинин, 2004.
25. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М.: Астрель, 2002
26.
Зикеев А.Т. Основные коррекционные
направления работы по
27.
Исследование речевого
28. Клименко А.П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение. – Минск, 2004.
29.
Кольцова М.М. Двигательная активность
и развитие функций мозга
30. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. – 2006. - № 5–С. 10-14
31. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
32.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Коррекционная работа
33.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Развитие связной речи: Фронтальные
логопедические занятия в
34. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.
35. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.
36. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000.
37. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.
38. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
39.
Коррекционно-педагогическая
40.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование
лексики и грамматического
41. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения. Семантическая структура слова. – М., 2001.
42. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.
43. Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680 с. – (Коррекционная педагогика). С 173 – 177.
44. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под. ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. – 304с. – (Библиотека учителя дефектолога). С 293 – 298.
45. Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения// Дефектология. – 2006. - № 2. – С. 64 – 70.
46. Лопатина Л. В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – С. – Пб., 2000. – С 177-182.
47. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.Г. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Т.2 – С. 41 – 51.
48.
Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика
детей, страдающих легкими формами
дизартрий и функциональной
49. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей - дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С.Ляпидевского. – М.: 1967 – С 98 – 99; 109 – 110.
50. Мелехова Л. В. Дифференциация дислалий. (Анализ случаев по материалам медико–педагогической консультации при дефектологическом факультете МГПИ им. В.И.Ленина)// Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С.Ляпидевского. Вып. 3. – М.: 1967. С 80 – 85.
51. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
52.
Нищева Н.В. Система коррекционной
работы в логопедической
53. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1998.
54.
Николаева С.М. Из опыта работы
по упорядочению
55.
Основы теории и практики
56. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.
57. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.
58.
Психокоррекционная и
59. Поваляева М.А.: Справочник логопеда. – Ростов– на– Дону: Феникс, 2002.
60. Правдина О.В. Логопедия. - М.: 1969.
61. Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С.Ляпидевского. - М.: 1969.
62. Pay Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. - М., Медгиз, 1961.
63.
Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф.
Проявления стертых форм
64. Серебрякова Н.В. Формирование ориентировки на слово у дошкольников со стертой формой дизартрии //Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи у аномальных детей. — Л., 1989.
65.
Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование
лексического запаса и
66. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1976.
67. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. – М.,1981
68. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
69. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
70.
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь.
Формирование и развитие
71. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
72. Токарева О.А. Функциональные дислалии. //Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С.Ляпидевского. – М.: 1969. – С 104 – 107.
73. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.,2002.
74. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
75. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.
76. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.
77. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М., 1969.
78.
Швачкин Н.Х. Развитие речевых
форм у младшего дошкольника//
79. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.
80. Шембель А. Г. Механические дислалии. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. – М.: 1969. – С 128-134; 140-144.