Особенности логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 22:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении оптимальных путей коррекционно-логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к проблеме лексико-грамматических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией.
2. Систематизировать диагностический материал (задания, упражнения) для обследования и коррекции словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
3. Выявить особенности словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
4. Апробировать в процессе экспериментально-логопедической работы диагностический материал, направленный на развитие словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы стертой дизартрии в отечественной логопедии.
1.1 Методологические основы понятия «стертая дизартрия»
1.2 Проявления стертой дизартрии у детей дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Особенности речевых нарушений в структуре дефекта при стертой дизартрии.
2.1 Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
2.2 Особенности овладения лексикой старшими дошкольниками со стертой дизартрией
2.3 Особенности овладения слоговой структурой слова детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией
Выводы по 2 главе
Глава 3. Логопедическая работа по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
3.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента
3.2 Организация и содержание формирующего эксперимента
3.3 Анализ результатов экспериментальной логопедической работы (контрольный эксперимент)
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

чей-то диплом.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

 

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика формирования и развития словообразовательных умений.

 

В результате формирующего эксперимента среднегрупповой показатель у детей экспериментальной группы вырос на 25% и стал соответствовать 3 уровню. Таким образом, формирующий эксперимент является успешным. Цель исследования достигнута, а его гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

Библиография

 

1.   Архипова  Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов/ Е.Ф.Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

 

2.   Ахутина  Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический  анализ синтаксиса - М.: Просвещение, 2003.

 

3.         Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова  Л.В. и др. Диагностика нарушений  речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

 

4.         Белова - Давид Р.А. Причины недоразвития  импрессивной и экспрессивной  речи у детей дошкольного возраста. Нарушение речи у дошкольников. – М., 2002.

 

5.         Белова-Давид Р.А. Клинические особенности  детей дошкольного возраста с  недоразвитием речи. Нарушение речи  у дошкольников. – М.: Астрель, 2002.

 

6.         Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов  в процессе восприятия и усвоения  устной речи. – М.: Библио, 2004.

 

7.         Богомолова А.И. Логопедическое пособие  для занятий с детьми. – М.: СПб., Библиополис, 2004

 

8.         Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие  фонематического слуха у дошкольников. – М.: Глобус, 1997.

 

9.         Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Бибиоглобус, 2003.

 

10.       Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М.Лифанова. М.: Просвещение, 2005.

 

11.       Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

 

12.       Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

 

13.       Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных  занятий воспитателя в детском  саду для детей с нарушениями  речи. – М.: Хранитель, 1992.

 

14.       Городилова В.И. Кудрявцева М.З. Чтение  и письмо: обучение и устранение недостатков. Сб. Упражнений по устранению недостатков. М.: СПб, Аквариум, Дельта, 2005

 

15.       Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.

 

16.       Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу  диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии, - М., 1982.

 

17.       Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М.. 2000. Т 1–2.

 

18.       Ефименкова Л.Н. Формирование речи  у дошкольников. – М., 1985.

 

19.       Жинкин Н.И. Развитие письменной  речи учащихся М., 2006

 

20.       Жинкин Н.И. Психологические основы  развития речи. В защиту живого  слова. – М., 2002.

 

21.       Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва  Т.Б. Преодоление общего недоразвития  речи у дошкольников. – М.: Спб, 1990.

 

22.       Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи: М , 2004.

 

23.       Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу  о формировании фонематического  восприятия у детей дошкольного  возраста. М.: Просвещение, 1963.

 

24.       Залевская А.А. Вопросы организации  лексикона человека в лингвистических и психолингвистических исследованиях. – Калинин, 2004.

 

25.       Зееман М. Расстройства речи в  детском возрасте. - М.: Астрель, 2002

 

26.       Зикеев А.Т. Основные коррекционные  направления работы по развитию  речи учащихся второй ступени обучения, имеющих ограниченные речевые возможности. // Дефектология, 2007, № 5.

 

27.       Исследование речевого мышления  в психолингвистике./ Под ред. Е.Ф.Тарасова  – М.: Омский глобус, 2005.

 

28.       Клименко А.П. Лексическая системность  и ее психолингвистическое изучение. – Минск, 2004.

 

29.       Кольцова М.М. Двигательная активность  и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора  в формировании высшей нервной  деятельности). – М., 2003.

 

30.       Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. – 2006. - № 5–С. 10-14

 

31.       Каше Г.А. Подготовка к школе  детей с недостатками речи. –  М., 1985.

 

32.       Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя  в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.

 

33.       Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные  логопедические занятия в подготовительной  группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001.

 

34.       Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и  развитие логического мышления  у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР. – М.: Гном и  Д, 2001.

 

35.       Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.

 

36.       Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя  диагностика нарушения чтения  и его коррекция. – Воронеж, 2000.

 

37.       Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.

 

38.       Колесникова Е.В. Развитие фонематического  слуха у дошкольников. – М., 2002.

 

39.       Коррекционно-педагогическая работа  в дошкольных учреждениях для  детей с нарушениями речи/ Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

 

40.       Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование  лексики и грамматического строя  речи у дошкольников с общим  недоразвитием речи. — СПб., 2001.

 

41.       Леонтьев А.А. Психологическая структура  значения. Семантическая структура слова. – М., 2001.

 

42.       Левина Р.Е. Нарушение письма у  детей с недоразвитием речи. –  М., 1961.

 

43.       Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений /Под  ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680 с. – (Коррекционная педагогика). С 173 – 177.

 

44.       Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под. ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. – 304с. – (Библиотека учителя дефектолога). С 293 – 298.

 

45.       Лопатина Л. В. Приемы логопедического  обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения// Дефектология. – 2006. - № 2. – С. 64 – 70.

 

46.       Лопатина Л. В. Дифференциальная  диагностика стертой дизартрии  и функциональных расстройств  звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – С. – Пб., 2000. – С 177-182.

 

47.       Маркова А.К. Особенности усвоения  слоговой структуры слова у  детей, страдающих алалией // Хрестоматия  по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой  и В.Г. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Т.2 – С. 41 – 51.

 

48.       Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика  детей, страдающих легкими формами  дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное  пособие для студентов высших  и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т. Т 1./Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – с. 214 – 218 (С сокращениями по публикации в сб.: Расстройства речи и методы их устранения./Под. ред. С.С.Ляпидевского, С.Н.Шаховской. – М.: 1975. – С 79-91.

 

49.       Мартынова Р.И. О психолого-педагогических  особенностях детей - дислаликов  и дизартриков. Очерки по патологии  речи и голоса / Под ред. С.С.Ляпидевского. – М.: 1967 – С 98 – 99; 109 – 110.

 

50.       Мелехова Л. В. Дифференциация дислалий. (Анализ случаев по материалам медико–педагогической консультации при дефектологическом факультете МГПИ им. В.И.Ленина)// Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С.Ляпидевского. Вып. 3. – М.: 1967. С 80 – 85.

 

51.       Миронова С.А. Развитие речи дошкольников  на логопедических занятиях. –  М., 1991.

 

52.       Нищева Н.В. Система коррекционной  работы в логопедической группе  для детей с общим недоразвитием  речи. – СПб., 2001.

 

53.       Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1998.

 

54.       Николаева С.М. Из опыта работы  по упорядочению грамматического  строя речи у учащихся с  нерезко выраженным ОНР// Дефектология. – 2000. - № 1.

 

55.       Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е.Левиной – М., 1968 – С. 271 – 290

 

56.       Парамонова Л.Г. Говори и пиши  правильно. – СПб., 1996.

 

57.       Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков  и слов. – М., 2001.

 

58.       Психокоррекционная и развивающая  работа с детьми/ Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.

 

59.       Поваляева М.А.: Справочник логопеда. – Ростов– на– Дону: Феникс, 2002.

 

60.       Правдина О.В. Логопедия. - М.: 1969.

 

61.       Расстройства речи у детей  и подростков /Под ред. С.С.Ляпидевского. - М.: 1969.

 

62.       Pay Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. - М., Медгиз, 1961.

 

63.       Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии  и методы их диагностики // Дефектология. - М., 2004. - № 4

 

64.       Серебрякова Н.В. Формирование ориентировки на слово у дошкольников со стертой формой дизартрии //Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи у аномальных детей. — Л., 1989.

 

65.       Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование  лексического запаса и грамматического  строя речи. // Методы обследования нарушений речи у детей. – М., 1982.

 

66.       Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю  о детях с нарушениями речи. – М., 1976.

 

67.       Тихеева Е.И. Развитие речи у  детей. – М.,1981

 

68.       Ткаченко Т.А. Если дошкольник  плохо говорит. – СПб., 1997.

 

69.       Ткаченко Т.А. В первый класс  – без дефектов речи. – СПб., 1999.

 

70.       Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной  речи. – СПб., 1998.

 

71.       Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

 

72.       Токарева О.А. Функциональные дислалии. //Расстройства речи у детей  и подростков /Под ред. С.С.Ляпидевского. – М.: 1969. – С 104 – 107.

 

73.       Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с

 

фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.,2002.

 

74.       Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая  работа в специальном детском  саду. – М., 1987.

 

75.       Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие  речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.

 

76.       Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей  правильного произношения. – Воронеж, 1997.

 

77.       Чиркина Г.В. Дети с нарушениями  артикуляционного аппарата. – М., 1969.

 

78.       Швачкин Н.Х. Развитие речевых  форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – Сб. ст./Под. ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. – М., 1995 г.

 

79.       Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения  для развития речи. - М., 1983.

 

80.       Шембель А. Г. Механические дислалии. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. – М.: 1969. – С 128-134; 140-144.


Информация о работе Особенности логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией