Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 22:05, дипломная работа
Цель исследования состоит в определении оптимальных путей коррекционно-логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к проблеме лексико-грамматических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией.
2. Систематизировать диагностический материал (задания, упражнения) для обследования и коррекции словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
3. Выявить особенности словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
4. Апробировать в процессе экспериментально-логопедической работы диагностический материал, направленный на развитие словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы стертой дизартрии в отечественной логопедии.
1.1 Методологические основы понятия «стертая дизартрия»
1.2 Проявления стертой дизартрии у детей дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Особенности речевых нарушений в структуре дефекта при стертой дизартрии.
2.1 Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
2.2 Особенности овладения лексикой старшими дошкольниками со стертой дизартрией
2.3 Особенности овладения слоговой структурой слова детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией
Выводы по 2 главе
Глава 3. Логопедическая работа по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
3.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента
3.2 Организация и содержание формирующего эксперимента
3.3 Анализ результатов экспериментальной логопедической работы (контрольный эксперимент)
Заключение
Библиография
Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольская выделяют четыре группы детей со стертой дизартрией (63).
1 группа
Это дети с недостаточностью некоторых моторных функций артикуляторного аппарата: избирательной слабостью, паретичностью некоторых мышц языка. Асимметричная иннервация языка, слабость движений одной половины языка обусловливают такие нарушения звукопроизношения, как боковое произношение мягких свистящих звуков [с,] и [з,], аффрикаты [ц], мягких переднеязычных [т,] и [д,], заднеязычных [г], [к], [х], боковое произношение гласных [э], [и], [ы].
Асимметрическая иннервация передних краев языка вызывает боковое произношение всей группы свистящих, шипящих, звуков [р], [д], [т], [н]; в других случаях это приводит к межзубному и боковому произношению этих же звуков. Причинами этих нарушений, по мнению Соботович, являются односторонние парезы подъязычного (XII) и лицевого (VII) нервов, которые носят стертый невыраженный характер. У небольшой части детей этой группы наблюдается фонематическое недоразвитие, связанное с искаженным произношением звуков, в частности, недоразвитием навыков фонематического анализа и фонематических представлений. В большинстве случаев у детей отмечается соответствующий возрасту уровень развития лексико-грамматического строя речи.
2 группа
У детей этой группы не выявлено патологических особенностей общих и артикуляционных движений. Во время речи отмечается вялость артикуляции, нечеткость дикции, общая смазанность речи. Основную трудность для этой группы детей представляет произнесение звуков, требующих мышечного напряжения (сонорные, аффрикаты, согласные, особенно взрывные). Так, звуки [р], [л] дети часто пропускают, заменяют щелевыми, либо искажают (губно-губной ламбдацизм, при котором смычка заменяется губно-губной фрикацией); одноударный ротацизм в результате трудностей вибрации кончика языка. Отмечается расщепление аффрикат, которые чаще всего заменяются щелевыми звуками. Нарушение артикуляторной моторики в основном отмечается в динамических речедвигательных процессах. Общее речевое развитие детей часто соответствует возрасту. Неврологическая симптоматика проявляется в сглаженности носогубной складки, наличии патологических рефлексов (хоботковый рефлекс), девиации языка, асимметрии движений и повышенном тонусе мышц. По мнению Е.Ф.Соботович и А.Ф.Чернопольской, у детей 1 и 2 групп имеет место стертая псевдобульбарная дизартрия.
3 группа
У детей отмечается наличие всех необходимых артикуляторных движений губ и языка, однако наблюдаются трудности в нахождении позиций губ и особенно языка по инструкции, по подражанию, на основе пассивных смещений, т.е. при выполнении произвольных движений и в овладении тонкими дифференцированными движениями. Особенностью произношения у детей этой группы является замена звуков не только по месту, но и по способу образования, которая носит непостоянный характер. В этой группе у детей отмечается фонематическое недоразвитие различной степени выраженности. Уровень развития лексико-грамматического строя речи колеблется от нормы до выраженного ОНР. Неврологическая симптоматика проявляется в повышении сухожильных рефлексов с одной стороны, повышенном или пониженном тонусе с одной или двух сторон. Характер нарушений артикуляторных движений рассматривается авторами как проявления артикуляторной диспраксии. У детей данной группы, по мнению авторов, имеет место стертая корковая дизартрия.
4 группа
Эту группу составляют дети с выраженной общей моторной недостаточностью, проявления которой разнообразны. У детей обнаруживаются малоподвижность, скованность, замедленность движений, ограниченный объем движений. В других случаях имеют место проявления гиперактивности, беспокойства, большое количество лишних движений. Эти особенности проявляются и в движениях артикуляторных органов: вялость, скованность движений, гиперкинезы, большое количество синкинезий при выполнении движений нижней челюстью, в лицевой мускулатуре, невозможность удержания заданного положения. Нарушения звукопроизношения проявляются в замене, пропусках, искажении звуков. При неврологическом обследовании у детей данной группы выявлены симптомы органического поражения центральной нервной системы (девиация языка, сглаженность носогубных складок, снижение глоточного рефлекса и т.д.). Уровень развития фонематического анализа, фонематических представлений, а также лексико-грамматического строя речи варьируется от нормы до существенного ОНР. Данная форма нарушений определяется как стертая смешанная дизартрия.
Критериями дифференциации групп служат качества произносительной стороны речи: состояние звукопроизносительной, просодической стороны речи, а также уровень сформированности языковых средств: лексики, грамматического строя, фонематического слуха. Оцениваются общая и артикуляционная моторика. Общим для всех групп детей является стойкое нарушение звукопроизношения: искажение, замена, смешение, трудности автоматизации поставленных звуков. Для всех детей этих групп характерно нарушение просодики: слабость голоса и речевого выдоха, бедность интонаций,
Выводы по 1 главе
1.
Стертая дизартрия — сложное
речевое расстройство, характеризующееся
вариативностью нарушений
2.
Для стертой дизартрии
3.
При стертой дизартрии, как правило,
отмечаются разнообразные
4.
Среди двигательных функций
5.
Сложность структуры дефекта
при дизартрии определяет
6.
В настоящее время проблема
стертой дизартрии детского
Глава 2. Особенности речевых нарушений в структуре дефекта при стёртой дизартрии
2.1 Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата). При дислалии нет нарушений иннервации мышц речевого аппарата (1).
Большинство авторов, изучающих проблему звукопроизношения при стертой дизартрии, указывают, что для всех детей характерно полиморфное нарушение произношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.
В исследованиях Л.В.Лопатиной (46), посвященных изучению звукопроизношения детей со стертой дизартрией, приводятся статистические данные. Полиморфные нарушения представлены следующим образом:
· нарушение двух фонетических групп звуков- 16,7%
· нарушение трех фонетических групп звуков – 43,3%
· нарушение четырех и свыше фонетических групп звуков – 40%
Самым распространенным у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих звуков. За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения сонорных звуков [р] и [л].
Характер фонетико-фонематических нарушений при стертой дизартрии, по мнению Л.В.Лопатиной, определяется соотношением акустических и артикуляторных характеристик различны групп звуков. Группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более далеких, хотя и более сложных по артикуляции.
Фонетико-фонематические нарушения проявляются следующим образом (45) (Приложение 4):
· нарушения звукопроизношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков (23%) (межзубное и боковое произношение различных групп звуков);
· нарушения звукопроизношения, характеризующиеся различным видом искажений звуков (33,3%) (межзубный сигматизм и боковой ротацизм);
· искажение и отсутствие различных групп звуков (33,7%) (межзубный сигматизм и отсутствие звуков [р] и [л] );
· искажения и замена различных групп звуков (6,7%) (межзубный сигматизм и замена звука [ч] на звук [т,].
Исследования О.Ю.Федосовой (1) посвящены изучению особенностей звукопроизношения у детей со стертой дизартрией. Использована определенная система обследования с учетом усложняющегося фонетического контекста. Конкретный звук обследуется в следующей последовательности:
· изолированно;
· в составе слога: СГ, ГС;
· интервокально: ГСГ;
· слоги со стечением согласных: ССГ, ГСС;
· слова, разные по слоговой структуре (13 классов);
· фразы;
· связная речь.
При этом учитывается фонетический контекст, т. е. положение звука в слове: в начале, в конце, в середине слова; сочетаемость с соседними звуками; длина слова (количество слогов), ключевая структура слова, различная частотность слов.
В исследовании И.Б.Карелиной (30) отмечается, что общим характерным признаком для этой категории детей является полиморфное нарушение звукопроизношения (Приложения 5).
Наиболее трудными в произношении для детей со стертой дизартрией оказываются твердые свистящие: [с] – 98%, [з] – 96%. Для свистящих характерно межзубное произношение, реже встречается губно-зубное и призубное произношение. Аналогичные нарушения наблюдаются в группе шипящих: [ш], [ж] – 95%. Иногда шипящие заменяются искаженными свистящими. Среди аффрикат чаще страдает произношение [ц] и составляет 95% от нарушений всей группы аффрикат. Нарушение произношения [ч] – 80%, отмечается реже. Звук [ц] – обычно на [с`] или искаженное [с], а звук [ч] заменяется на [т`] или искажается, звук [щ] – заменяется на искаженное [ч] или [ш], реже на звук [с`]. Сонорные нарушаются следующим образом: среди нарушений произношения звука [л] преобладают нарушения, выражающиеся в искажении звука [л] – 85%: имеет место губно-губной, губно-зубной и межзубный ламбдацизм. Звук [л`] заменяется на [j]. Часто звук [л] отсутствует. Среди расстройств произношения звуков [р], [р,] – 80% по самым распространенным искажениям является велярное произношение. Иногда [р,] заменяется звуком [j]. Заднеязычные [г] – 25% и [к] заменяются на [т] и [д] или отсутствуют. Основным вариантом дефектного произношения твердых переднеязычных [т] и [д] является межзубное произношение, которое сочетается с межзубным произношением свистящих и шипящих. Частый дефект мягких переднеязычных [т`] и [д`] – боковое произношение, которое сочетается с боковым сигматизмом. Встречается смягченное произношение всех согласных, возникающие вследствие спастичного напряжения средней части спинки языка.
Остальные согласные, как правило, остаются относительно сохранными. Твердые звуки у детей со стертой дизартрией нарушается чаще, чем мягкие. Глухие и звонкие пары звуков в произношении нарушены одинаково, например: если глухой свистящий звук [с] имеет боковое или межзубное произношение, то и его звонкая пара, звук [з], тоже имеет боковое или межзубное произношение.
Выделяют три группы детей со стертой дизартрией, отличающиеся характерными нарушениями звукопроизношения.
Первая группа. Нарушения звукопроизношения выражаются во множественных искажениях и отсутствии звуков(1).
Фонематический слух полностью сформирован: дети правильно выполняют задания на слуховую и произносительную дифференциацию звуков. Слоговая структура слов разной сложности не нарушается. Качество и объем активного и пассивного словаря соответствуют возрастной норме, дети успешно овладевают навыками словоизменения и словообразования. Связная монологическая речь детей первой группы формируется в соответствии с возрастными нормативами. В речи детей этой группы отсутствуют структурные или морфемные аграмматизмы.
Если рассматривать первую группу детей со стертой дизартрией в рамках психолого-педагогической классификации (Р.Е.Левиной (55)), то можно отнести их к группе с фонетическим недоразвитием (ФН).
Вторая группа. Экспрессивная речь оценивается удовлетворительно.
Нарушение звукопроизношения носит характер множественных замен, искажений. В большей или меньшей степени нарушен фонематический слух.
У детей недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. При обучении - их звуковому анализу возникают трудности. При воспроизведении слоговой структуры сложных слов возникают перестановки и другие ошибки. Активный и пассивный словарь отстает от возрастной нормы. Отмечаются ошибки при грамматическом оформлении речи (морфемные аграмматизмы).
Особые сложности возникают при согласовании имен существительных среднего рода с числительными, употреблении предлогов при словообразовании. Связная монологическая речь характеризуется употреблением двухсловных, нераспространенных предложений.
По психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной (55), эти дети со стертой дизартрией относятся к группе с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН).
Третья группа. Экспрессивная речь детей этой группы со стертой дизартрией сформирована неудовлетворительно.
Отмечаются импрессивные аграмматизмы, т.е. трудности понимания сложных логико-грамматических конструкций предложений. Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер, т.е. страдают звуки разных фонетических групп. Отмечаются множественные замены, искажение, отсутствие звуков. Выраженное нарушение фонематического слуха: недостаточно сформированы слуховая и произносительная дифференциация звуков, что не позволяет овладеть звуковым анализом. Более выражено нарушение слоговой структуры слов. Активный и пассивный словарь значительно отстает от возрастных нормативов, а лексико-грамматические ошибки носят множественный и стойкий характер.