Опытно-практическая работа по развитию логического мышления подростков посредством системы упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашей работы: выявление, описание и внедрение педагогических условий развития у подростков логического мышления посредством использования в учебном процессе системы упражнений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы развития логического мышления подростков……………………………………………………...7
1.1. Понятие мышления в психолого-педагогической литературе…….........7
1.2. Развитие логического мышления подростков…………………………13
1.3. Система упражнений как педагогическая категория…………………..19
Выводы по I главе……………………………………………………………23
Глава II. Опытно-практическая работа по развитию логического мышления подростков посредством системы упражнений…………………………………………………………………….24
2.1. Цели и задачи опытно – практической работы………………..….…....24 2.2. Разработка упражнений для развития логического мышления подростков на уроках английского языка…………………………………..31
2.3. Результаты опытно – практической работы по развитию логического мышления подростков…………………………………………......................32
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

дипломная Фарыкина.docx

— 174.88 Кб (Скачать)

 

Подпись научного руководителя:

Подпись студента:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Стимульный материал к методикам определения уровня логического мышления

Методика 1. Тест Липпмана «Логические закономерности»

Предъявленные ряды                            Правильные ответы

1) 2,3,4,5,6,7                                                8; 9

2) 6,9,12,15,18,21                                         24; 27

3) 1,2,4,8,16,32                                             64; 128

4) 4,5,8,9,12,13                                             16; 17

5) 19,16,14,11,9,6                                         4; 1

6) 29,28,26,23,19,14                                    8; 1

7) 16;8;4;2;1;0,5                                           0,25; 0, 125

8)1,4,9,16,25,36                                           49; 64

9)21,18,16,15,12,10                                      9; 6

10) 3,6,8,16,18,36                                         38; 76

Методика 2. Тест «Логичность  умозаключений»

МАТЕРИАЛ:

1.Все металлы проводят электричество.  Ртуть – металл. Следовательно,  ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл.  Следовательно. Ахмед – араб.

3. Некоторые капиталистические  страны – члены НАТО. Япония  – капиталистическая страна. Следовательно,  Япония – член НАТО.

4. Все герои Советского Союза  награждались орденом Ленина. Иванов  награжден орденом Ленина. Следовательно,  Иванов – Герой Советского  Союза.

5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности.  Петров   мошенничеством не  занимался. Следовательно, Петров  не привлекался к уголовной  ответственности.

6. Все студенты высшей школы  изучают логику. Смирнов изучает  логику. Следовательно, Смирнов –  студент вуза.

7. Некоторые работники 2-го управления  – юристы. Фомин – юрист. Следовательно,  Фомин – работник 2-го управления.

8. Все граждане России имеют  право на труд. Иванов – гражданин  России. Следовательно, Иванов имеет  право на труд.

9. Все металлы куются. Золото  – металл. Следовательно, золото  куется.

10. Когда идет дождь – крыши  домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

11. Все коммунисты выступают  против войны. Джонс выступает  против войны. Следовательно,  Джонс – коммунист.

12. Все коренные жители Конго  – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго.

13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя – студент 3-го курса.

14. Некоторые капиталистические  страны входят в состав Общего  рынка. Австрия – капиталистическая  страна. Следовательно, Австрия входит  в состав Общего рынка.

Номера умозаключений, которые  следует признать верными: 1, 8, 9. Все  остальные умозаключения следует  признать ошибочными, неверными. Если у испытуемого умозаключения  оценены иначе, это оценивается  как ошибки.

Методика 3. Тест «Логически - понятийное мышление. Образование  сложных аналогий»

 Образец:

1. Овца – стадо

2. Малина – ягода

3. Море – океан

4. Свет – темнота

5. Отравление – смерть

6. Враг – неприятель

МАТЕРИАЛ:

1. Испуг – бегство

2. Физика – наука

3. Правильно – верно

4. Грядка – огород

5. Похвала – брань

6. Пара – два

7. Слово – фраза

8. Бодрость – вялость

9. Свобода – независимость

10. Месть – поджог

11. Десять – число

12. Праздность – безделье

13. Глава – роман

14. Покой – движение

15. Бережливость – скупость

16. Прохлада – мороз

17. Обман – недоверие

18. Пение – искусство

19. Капля – дождь

20. Радость – печаль

ОТВЕТЫ:

Предъявленные пары слов

Правильный ответ

Предъявленные пары слов

Правильный ответ

Испуг – бегство

5

Десять – число

2

Предъявленные пары слов

Правильный ответ

Предъявленные пары слов

Правильный ответ

Физика – наука

              2

Праздность – безделье

              6

Правильно – верно

6

Глава – роман

1

Грядка – огород

1

Покой – движение

4

Похвала – брань

4

Бережливость – скупость

3

Пара – два

6

Прохлада – мороз

3

Слово – фраза

1

Обман – недоверие

5

Бодрость – вялость

4

Пение – искусство

2

Свобода – независимость

6

Капля – дождь

1

Месть – поджог

5

Радость – печаль

4





ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

Первичные результаты диагностики уровня логического  мышления

 у подростков на констатирующем этапе эксперимента

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Общий уровень

Леша У.

1

1

1

 

Паша Д.

0

0

0

 

Саша З.

1

1

0

 

Марина Г.

2

2

1

 

Алена К.

1

1

1

 

Аня Ю.

0

1

0

 

Сергей Л.

2

2

2

 

Оля С.

0

0

0

 

 

Уровень

Количество человек

Высокий

2

Средний

3

Низкий

3


 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В

Результаты  диагностики уровня логического  мышления

 у подростков  на контрольном этапе эксперимента

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Общий уровень

Леша У.

1

1

1

 

Паша Д.

0

0

0

 

Саша З.

1

1

0

 

Марина Г.

2

2

2

 

Алена К.

1

1

1

 

Аня Ю.

1

1

0

 

Сергей Л.

2

2

2

 

Оля С.

0

0

0

 

 

Уровень

Количество человек

Высокий

2

Средний

4

Низкий

2


 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Стимульный материал для развития логического мышления подростков

1. Find the odd one out:

1) Village, country, town, city.

2) Guitar, violin, trumpet, piano.

3) Adventure, legend, cartoon, story.

4) Probably, possibly, likely, certain.

5) Stream, harbour, pond, lake.

6) To be surprised, to be frightened, to be terrified, to be worried.

7) First, second, third, forth, fifth.

8) Football, wrestling, golf, polo.

9) Poland, Russia, Rome, England.

10) Secretary, judge, man, fireman.

2.   Solve a logical puzzle:

1) There is a dead man in the middle of a desert. He is absolutely naked. One broken match lies near him. Restore the preceded events asking general questions.

2) Mr. Borrow was killed at his own home (18, Kensington Garden) at 9 p. m. There are six suspects. An inspector interrogates everyone. Others should listen to the suspects’ answers, analyse the known facts and help the inspector to find the murderer.

Inspector

1. To be at the time…

2. To do at that time...

3. To know Mr. Borrow.

4. Attitude.

Suspect I

  1. Name – Joe Jones.
  2. Age – 56.
  3. Address – 9, Kensington Garden.
  4. Timetable:

3.00 p.m. – to have guests;

6.00 p. m. – to go for a walk;

7.00 p.m. – to have a talk with Mr. Borrow;

8.00 p.m. – to go shopping;

8.30 p.m. – to go to bed.

  1. A witness – Marry Lue.
  2. Mr. Borrow – to know, to quarrel often.

Suspect II

  1. Name - Marry Lue.
  2. Age – 50.
  3. Address – 103, Road Street.
  4. Timetable:

8.00 p.m. – to see Mr. Jones;

8.30 p.m. – to go to bed.

  1. A witness - Mr. Jones – to be with him at 9 p.m.

Suspect III

  1. Name – James Brown.
  2. Age – 34.
  3. Address – 14, Green Street (5 miles away).
  4. Timetable:

3.00 p.m. – to work;

6.00 p. m. – to visit his best friend (David Foll);

8.00 p.m. – to go to club with him.

11.00 p.m. – to come back home.

  1. A witness- David Foll.
  2. Mr. Borrow – to know, to work together.

Suspect IV

  1. Name- Amily Smith.
  2. Age –40.
  3. Address – 11, Kensington Garden.
  4. Timetable:

3.00 p.m. – to work;

6.00 p. m. – to visit friends, The Dunkans;

10.00 p.m. – to come home.

  1. A witness – Sue Dunkan.
  2. Mr. Borrow – to know, to be his fair lady.

Suspect V

  1. Name- David Foll.
  2. Age – 60.
  3. Address – 20, Kensington Garden.
  4. Timetable:

6.00 p. m. – to see his  friend  James Brown;

8.00 p.m. – to go to club with him;

8.45 p.m. –to leave the club alone.

  1. A witness - James Brown – to see going back at 8.30 p.m.

Suspect VI

  1. Name – Sue Dunkan.
  2. Age – 30.
  3. Address – 9, Cleveland Square.
  4. Timetable:

6.00 p. m. – to receive her friend Amily Smith;

10.00 p.m. – to help her to take a taxi.

  1. A witness- Amily Smith – to be with her at 9 p.m.

3) Adam, Becky, Carl, Danielle, Emma and Frank got some CD albums as Christmas presents. The albums were by Madonna, All Saints, Robbie Williams, Back Street Boys, Mozart and Britney Spears.

Can you tell from the following clues who got what?

1. Adam got a CD by a solo girl singer.

2. Becky hates pop music but got an album she wanted.

3. Carl got a solo singer.

4. Danielle got a girl singer, but not Madonna.

5. Emma and Frank both got CDs by groups.

6. Frank got All Saints.

Name

Present

   
   
   
   
   
   



 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Match the text and the title:

A. Page from a Geography Textbook

B. School Story

C. Weather Forecast

D. Fairy Tale

E. Advertisement

F. Encyclopedia Article

1) Jerry set the alarm clock for seven, but it failed to go off. From the window, he saw his bus coming. Sam and Doris, their books in their arms, were waiting for it. Jerry grabbed his book and ran out the door. The driver spotted him, and waited.

2) Once upon a time there was a boy named Jack, and one morning he started to go and seek his fortune. He hadn’t gone very far before he met a cat.

“Where are you going, Jack?” said the cat.

“I am going to seek my fortune”.

“May I go with you?”

“Yes,” said Jack, “the more the merrier”.

So on they went, Jack and the cat. Jiggelty- jolt, jiggelty- jolt, jiggelty- jolt!

3) Wars were common in Europe in the Middle Ages, and many monarchs and nobles built castles as a form of defense. Typical medieval castles have outer walls surrounding a moat. Inside the moat is a courtyard, protected by another wall. The innermost and strongest part if a medieval castle is the keep. There are two main types of keep: round towers called donjons and rectangular keeps (“hall - keeps”), such as the Tower of London. Castles were often guarded by salients (projecting fortifications), like those of the Bastille.

4) A guided tour of London by bus or coach is the best way for new visitors to see the city.

A two – hour tour of London (foreign language headphones provided) in an open - topped bus. Lovely on a summer’s day. Departs every half hour from Grosvenor Gardens, Trafalgar Square, Westminster Abbey, Russell Square.

Cost: £5 (£2.50 children) 

5) Hawaii is known for the beauty of its countryside and its mild climate. Hawaii is a chain of many islands formed by volcanoes that rose from the ocean floor. The Hawaiian Islands are really the tops of these mountains and volcanoes. Hawaii is the youngest US state and the only one that is made up of islands.

       1

      2

      3

      4

      5

         




 

4. Guessing games:

1. One person describes something and others guess what it is.

1) This lake is the largest lake in the European part of Russia.

2) This mountain is in the south-west of Russia. It’s the highest mountain in our country (5,642 m.)

2. Choose any profession and write it on a sheet of paper. Your classmates must ask you questions and guess your profession.

5. Rearrange the parts of the story:

A. I paid for some doughnuts the café was famous for and sat down at the table. I was looking through the window and thinking about a recent argument with Carol. She was really angry with me, saying that I was the worst person to be out with as I always bullied somebody, got into fights, and always managed to hurt someone’s feelings or worse. “She’s right,” I said to myself, “I don’t care much about others. But I do care for Carol and I don’t want to hurt her feelings. That’s why I’ll try to be nice, polite, and tolerant of people. Carol says a lot of these clever words as she is going to be a journalist. She has got a lot of ideas on human rights, tolerance and equality, peacemaking and preventing conflicts. If she ever manages to put all her ideas into action, the world would be better I bet.”

Информация о работе Опытно-практическая работа по развитию логического мышления подростков посредством системы упражнений