Представим выше изложенные результаты
диагностики графически.
Рис. 1. Уровень
логического мышления учащихся на констатирующем
этапе эксперимента
Для получения общего вывода об уровне
логического мышления учащихся
по всем трем методикам, мы воспользовались
первичным методом математической
статистики, а именно нахождением
среднего значения данных.
Таким образом, мы получили показатели,
непосредственно отражающие результаты
исследования уровня логического мышления
подростков. (Приложение Б).
Сравним полученные результаты с помощью
таблицы 5.
Таблица 5
Сводная таблица обобщенных
результатов по трем методикам
Уровень логического мышления |
Количество учащихся |
%
|
Высокий |
2 |
25 |
Уровень логического мышления |
Количество учащихся |
%
|
Средний |
3 |
37,5 |
Низкий |
3 |
37,5 |
На основе полученных данных мы составляем
следующую гистограмму:
Рис. 2. Графическое представление
результатов изучения уровня логического
мышления
Таким образом, мы видим, что из восьми
человек только двое учащихся имеют
высокий уровень логического
мышления (25%), трое учащихся – средний
уровень (37,5%) и трое – низкий (37,5%).
Данные показатели продемонстрировали
достаточно большой потенциал для
развития логического мышления учащихся.
2.2. Разработка системы упражнений
для развития логического мышления и реализация
педагогических условий развития логического
мышления подростков на уроках английского
языка
Как было указано
выше, необходимо применять систему
упражнений для развития логического
мышления на уроках английского языка.
Нами была разработана система упражнений
различного вида.
1. Find the odd one out.
Даны логические ряды слов. Необходимо
найти лишнее.
2. Solve a logical puzzle.
Предлагаем несколько типов
данного упражнения:
- Дана ситуация, в которой необходимо восстановить предшествующие события, задавая общие вопросы.
- Поиск виновного путем опроса свидетелей и анализа их ответов.
- Заполнение таблицы на основе анализа определенной информации.
3. Match the text and the title.
Дано несколько заголовков и
несколько небольших текстов. Необходимо
к каждому тексту подобрать правильный
заголовок, учитывая, что один из них
лишний.
4. Guessing games.
Представляем два варианта данного
упражнения:
- Один ученик дает краткое описание чего- либо, а остальные учащиеся, исходя из данной характеристики, пытаются отгадать, что это.
- Один ученик загадывает профессию. Его одноклассники, задавая различные типы вопросов, отгадывают ее.
5. Rearrange the parts of the story.
Данный текст разбит на несколько перемешанных
между собой частей. Нужно расставить
части текста в правильной последовательности.
6. Find the mistakes.
Необходимо исправить ошибки в
тексте, заменяя всего одну букву
в выделенных словах.
7. Logical chains.
Ученик пишет на доске слово,
ассоциирующееся с уже данным
на доске словом, и объясняет логическую
связь между ними. Следующий ученик
пишет третье слово, которое ассоциируется
со вторым, и объясняет их взаимосвязь
и т.д.
8. Riddles.
Необходимо отгадать загадки. Загадка - метафорическое
выражение, в котором один предмет изображается
через посредство другого, имеющего с
ним хотя бы отдаленное сходство. Загадка - это мудреный
вопрос. Основное назначение загадки в
том, что она развивает в человеке догадливость,
сообразительность.
Также загадка является упражнением
в рассуждении и умении доказывать,
что способствует развитию логического
мышления.
Примеры всех видов упражнений разработанной
системы представлены в приложении В.
Во время
прохождения преддипломной практики
с 14 января по 22 февраля 2010 года
нами был проведен формирующий
этап эксперимента: апробация разработанной
нами системы упражнений для
развития логического мышления (ПРИЛОЖЕНИЕ
В). Задания занимали 7-15 минут, отбирались
с учетом темы и вплетались в учебный процесс
без нарушения структуры урока. В ПРИЛОЖЕНИИ
Г представлены фрагменты 5 конспектов
уроков.
2.3. Результаты опытно – практической
работы по развитию логического мышления
Опытно – практическая работа проводилась
в три этапа:
- Констатирующий этап эксперимента, во время которого мы с помощью подобранных в литературе методик определили исходное состояние уровня логического мышления.
- Формирующий этап эксперимента, в рамках которого мы осуществили проверку гипотезы исследования, т.е. реализовали разработанные нами педагогические условия по развитию логического мышления подростков.
- Контрольный этап эксперимента, где мы сравнили полученные итоговые результаты исследования с результатами первого этапа.
На контрольном этапе эксперимента
нами была проведена повторная диагностика
уровня логического мышления. Первичные
результаты обработки полученных нами
данных представлены в приложении В.
Обобщенные данные представлены
ниже в таблице 6.
Таблица 6
Результаты диагностики уровня
логического мышления 8 класса
Уровень логического мышления |
Методика 1 |
Методика 2 |
Методика 3 |
Кол-во уч-ся |
% |
Кол-во уч-ся |
% |
Кол-во уч-ся |
% |
Высокий |
2 |
25 |
2 |
25 |
2 |
25 |
Средний |
4 |
50 |
4 |
50 |
2 |
25 |
Низкий |
2 |
25 |
2 |
25 |
4 |
50 |
Всего |
8 |
|
|
|
|
|
Представим выше изложенные результаты
диагностики графически.
Рис. 3. Уровень
логического мышления учащихся на контрольном
этапе эксперимента
Обобщим полученные результаты с помощью
таблицы 7.
Таблица 7
Сводная таблица обобщенных
результатов по трем методикам
Уровень логического мышления |
Количество учащихся |
%
|
Высокий |
2 |
25 |
Средний |
4 |
50 |
Низкий |
2 |
25 |
Из восьми человек двое учащихся
имеют высокий уровень логического
мышления (25%), четверо – средний
уровень (50%) и двое – низкий (25%).
На основе полученных данных мы составляем
следующую гистограмму:
Рис. 4. Графическое представление
результатов изучения уровня логического
мышления
Проведем сравнительный анализ
результатов диагностики уровня
логического мышления на констатирующем
и контрольном этапах эксперимента,
который наглядно представлен на
Рис. 5.
Рис. 5. Сравнительный анализ результатов
диагностики уровня логического мышления
на контрольном и констатирующем этапах
Разницу в изменении уровня логического
мышления у подростков после
реализации формирующего этапа эксперимента
мы представили в таблице 8.
Таблица 8
Разница в изменении
уровня логического мышления после формирующего
этапа
|
Количество учащихся в процентах
по уровням |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Констатирующий этап |
25% |
37,5%
|
37,5%
|
Контрольный этап
|
25%
|
50%
|
25%
|
Разница процентов по уровням |
0% |
12,5% |
- 12,5% |
Таким образом, после формирующего этапа
количество учащихся с высоким уровнем
логического мышления не изменилось, количество
подростков со средним уровнем увеличилось
на 12,5%, и с низким – понизилось на 12,5
%.
После сравнительного анализа результатов
констатирующего и контрольного
этапов эксперимента мы подтвердили
предположение о том, что посредством
системы упражнений возможно повышение
уровня логического мышления подростков.
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
Мышление по правилам – логическое
– не дано человеку от природы, его необходимо
развивать посредством различных видов
логических упражнений и задач.
Апробировав на формирующем этапе
разработанную нами систему упражнений
на уроках английского языка, мы сумели
повысить количество учащихся 8 класса
со средним уровнем логического мышления
на 12,5%, о чем свидетельствует анализ и
сопоставление результатов диагностики
на констатирующем и контрольном этапах
опытно - практической работы.
Таким образом, для развития способностей
анализировать, сравнивать, делать логические
построения и с легкостью находить ассоциативные
связи, т.е. для развития главных качеств
мышления, необходимо регулярно применять
систему упражнений для развития логического
мышления. Следовательно, разработанная
нами гипотеза подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из основных целей образования
должно быть развитие умения логически
и осознанно исследовать явления
реального мира. Изучение исследований
по проблеме развития логического мышления
подростков показало, что этой проблеме
уделяется значительное внимание. Но,
в тоже время, оказалось, что конкретного
фактического материала, определенных
методик, способствующих развитию логического
мышления, недостаточно. Логическое мышление
– способность человека последовательно
рассуждать, обоснованно доказывать или
опровергать, устанавливать закономерные
связи между объектами и явлениями окружающего
мира, основываясь на непротиворечивости
мышления, на целостности образа и точности
словесного выражения мысли.
Исходя из актуальности, мы поставили
цель: выявить, описать и внедрить
педагогические условия развития у
подростков логического мышления посредством
использования в учебном процессе
системы упражнений. В процессе достижения
цели мы рассмотрели теоретико – методологические
основы развития логического мышления,
определили степень разработанности проблемы.
Согласно мнениям таких психологов,
педагогов и ученых как Л. С. Выготский,
С. Л. Рубинштейн, Л. А. Венгер, Ж. Пиаже,
Н. Ф. Талызина, П. П. Блонский, А.Н. Леонтьев и А. З. Зак,
развитие логического мышления должно
идти не стихийно, а систематически. Для
развития у подростков логического мышления
мы разработали комплекс условий. В исследовании
представлена методика их реализации.
Опытно – практическая работа проводилась
в 3 этапа: подготовительный, основной,
заключительный. При сравнении полученных
на констатирующем и контрольном этапах
результатов видно, что количество учащихся
со средним уровнем логического мышления
увеличилось. Полученные в ходе исследования
результаты дают основание считать, что
разработав систему упражнений и апробировав
ее на практике, мы смогли улучшить интеллектуальную
подготовку учащихся и тем самым доказали
выдвинутую гипотезу.
Библиографический список
- Baker Street Club: Brain Teasers// Speak Out. – 2003. – ноя. – дек. – С. 29.
- Baker Street Club: Brain Teasers// Speak Out. – 2004. –мар. – апр. – С. 29.
- Baker Street Club: Christmas Presents// Speak Out. – 2001. – ноя. – дек. – С. 29.
- Baker Street Club: Murder Mystery// Speak Out. – 2005. – ноя. – дек. – С. 29.
- Baker Street Club: Pure Logic// Speak Out. – 2002. –май. –июнь. – С. 28.
- Planetadisser [Электронный ресурс]: Развитие логического мышления учащихся-подростков на основе межпредметных задач/ автор Е. П. Коляда. – Электрон. текстовые данные (42 КБ). – Саратов: диссертация кандидата педагогических наук Е. П. Коляда, 1996. – Режим доступа: http://planetadisser.com/see/dis_134635.html.Sunday, 15 Feb 2009 22: 46: 52
- Refu [Электронный ресурс]: Развитие и диагностика мышления в подростковом возрасте/ науч. рук. О. И. Тонкодубова. - Электрон. текстовые данные (140 КБ). Волгоград: Курсовая работа Т. В. Ефремовой, 2002. - Режим доступа: www.refu.ru/refs/62/34997/1.html .Monday, 12 Jan 2009 18: 37: 04
- Афанасьева, О. В. Английский язык: тренировочные тесты для подготовки к единому государственному экзамену/ О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – Ростов н/ Д: Феникс, 2003. – 352 с.
- Биболетова, М. З. Enjoy English – 1: учебник английского языка для начальной школы/ М. З. Биболетова, Н. В. Добрынина, Е. А. Ленская.- Обнинск: Титул, 2003. – 144 с.
- Биболетова, М. З. Enjoy English – 2: учебник английского языка для начальной школы/ М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. В. Добрынина.- Обнинск: Титул, 2003. – 144 с.
- Биболетова, М. З. Enjoy English – 3: учебник английского языка для 5-6 классов общеобразовательной школы/ М. З. Биболетова, Н. В. Добрынина, И. Н. Трубанева.- Обнинск: Титул, 2007. – 82 с.
- Биболетова, М. З. Enjoy English – 4: учебник английского языка для 7 классов общеобразовательной школы школы/ М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. В. Добрынина.- Обнинск: Титул, 2003. – 104 с.
- Биболетова, М. З. Enjoy English –8: учебник английского языка для 8 классов общеобразовательной школы/ М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. В. Добрынина.- Обнинск: Титул, 2003. – 98 с.
- Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы/ И. Л. Бим. – М.: просвещение, 1998. – 256 с.
- Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. Т. 2. Развитие мышления школьников. / П. П. Блонский. – М.: Academia, 1935. – 220 с.
- Большой словарь русского языка/ под общ. ред. : С. Д. Леденева, Л. П. Крысина.- М.: Дрофа, 2006. – 672 с.
- Венгер, Л. А. Психология/ Л. А. Венгер, В. С. Мухина.- М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь/ Л. С. Выготский. – М. Просвещение, 1956. – 513 с.
- Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры/ Л. С. Выготский. – Воронеж: Институт практической психологии, 1998. -480 с.
- Выготский, Л. С. Умственное развитие в процессе обучения/ Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1935. – 221 с.
- Галицких, Е. О. Духовное развитие личности/ Е. О. Галицких. – Киров: Вятский государственный педагогический университет, 1997. – 307 с.
- Гальперин, П. Я. Психология как общественная наука/ П. Я. Гальперин. – М.: Просвещение, 1998. – 480 с.
- Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранного языка высших педагогических учебных заведений/ Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М.: Академия, 2007. – 416 с.
- Гийом, Г. Принципы теоретической лингвистики/ Г. Гийом. – М.: Прогресс, 1992. – 224 с.
- Данилова, Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Е. Е. Данилова. – М.: Academia, 1998. – 160 с.
- Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Academia, 1998. – 320 с.
- Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному/ В. Д. Еремеева. – Самара: Учебная литература, 2005. – 204 с.
- Зак, А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей/ А. З. Зак. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 192 с.
- Ивлев, Ю. В. Логика: учебник для ВУЗов/ Ю. В. Ивлев. – СПб.: Проспект, 2006. – 288 с.
- Камышников, В. Н. Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта школьников/ В. Н. Камышников// Начальная школа. – 2002. - №6. – С. 92 – 101.
- Караулов, Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка/ Ю. Н. Караулов. – М.: Русский язык, 1993. – 330 с.
- Клементьева, Т. Б. Счастливый английский 1: учебник для 5-6 классов средней школы/ Т. Б. Клементьева, Б. Монк. – М.: Просвещение, 1993. – 416 с.
- Клементьева, Т. Б. Счастливый английский 2: учебник для 7-9 классов общеобразовательной школы/ Т. Б. Клементьева, Д. А. Шэннон– М.: Просвещение,202. – 448 с.
- Клецина, И. С. Гендерная социализация: учебное пособие/ И. С. Клецина. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – 157 с.
- Корчажкина, О. М. Невостребованный потенциал дедуктивного метода/ О. М. Корчажкина// ИЯШ. – 2003. - № 5. – С. 18 – 21.
- Корчажкина, О. М. Соотношение сознательного и бессознательного при обучении иностранному языку/ О. М. Корчажкина // ИЯШ. – 2004. - № 7.- С. 24 -30.
- Кузовлев, В. П. Английский язык: учебник для 6 классов общеобразовательного учреждения/ В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова. – М.: Просвешение, 2003. – 336 с.
- Кузовлев, В. П. Английский язык: учебник для 7 классов общеобразовательного учреждения/ В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова. – М.: Просвешение, 2003. – 319 с.
- Кузовлев, В. П. Английский язык: учебник для 8 классов общеобразовательного учреждения/ В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова. – М.: Просвешение, 2003. – 253 с.
- Куклина, С. С. Организация коллективной учебной деятельности на уроках иностранного языка в средней школе/ С. С. Куклина. – Киров: Вятский государственный педагогический университет, 1996. – 197 с.
- Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики/ А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 287 с.
- Леонтьев, А. А. Психология общения/ А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев. – М.: Academia,2004. – 352 с.
- Московский психологический журнал [Электронный ресурс]: Развитие творческого
мышления ребенка/ автор Я. Е. Симановский . - Электрон. текстовые данные (134 КБ). – Ярославль: Речь, 1996. - Режим доступа: magazine.mospsy.ru/nomer9/s07.shtml. Friday, 14 Nov 2008 23: 07: 18
- Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество/ В. С. Мухина. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Academia, 1998. – 456 с.
- Немов Р. С. Психология/ Р. С. Немов. – М. : Просвещение, 1990. – 301 с.
- Новый словарь иностранных слов/ гл. ред. В. В. Адамчик. – Мн.: Современный литератор, 2006. – 1088 с.
- Орехова, Т. Ф. Подготовка курсовой и дипломной работы по педагогическим наукам: методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений факультета педагогики и методики начального образования по специальности «Педагогика и методика начального образования»/ Т. Ф. Орехова, Н. Ф. Ганцен. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 122 с.
- Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии/ С. А. Смирнов [и др.]. – М.: Academia, 2000. – 512 с.
- Педагогический словарь/ под общ. ред. : Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова. – М.: Academia, 2000. – 176 с.
- Пиаже, Ж. Суждения и рассуждения ребенка/ Ж. Пиаже. – СПб. : Просвещение, 1997. – 350 с.
- Пидкасистый, В. Н. Педагогика/ П. И. Пидкасистый. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Рос. Пед. Агенство, 1998. – 602 с.
- Психологический словарь/ под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика – Пресс, 1997. – 440 с.
- Реферовская, Е. А. Философия лингвистики Густава Гийома: курс лекций по языкознанию/ Е. А. Реферовская. – СПб.: Академический проект, 1997. – 126 с.
- Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 286 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1998. – 467 с.
- Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи/ Э. Сепир. – М.: Прогресс, 1993. – 655 с.
- Словарь иностранных слов И. А. Васюковой/ гл. ред. Ю. Ф. Панасенко. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998. – 640 с.
- Словарь русского языка С. И. Ожегова/ гл. ред. Н. Ю. Шведова – 17-е изд. стереотип. – М.: Русский язык, 1985. – 797 с.
- Соколова, Л. А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся/ Л. А. Соколова// ИЯШ. – 2005. -№ 1. – С. 19 -26.
- Сосновский, Б. А. Психология/ Б. А. Сосновский. – М.: Высщее образование., 2008.- 660 с.
- Столяренко, Л. Д. Основы психологии: практикум/ Л. Д. Столяренко. – Ростов н/ Д: Феникс, 2000. – 576 с.
- Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Н. Ф. Талызина. – М.: Academia, 1998. – 160 с.
- Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля/ гл. ред. А. В. Филиппов – М.: Русский язык, 1978. – 578 с.
- Узнадзе, Д. Н. Теория установки/ Д. Н. Узнадзе. – Воронеж: Институт практической психологии, - 1997. – 448 с.
- Уланова, М. К. Учет гендерных различий в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к иностранному языку/ М. К. Уланова// ИЯШ. – 2007. - № 7. – С. 91 – 95.
- Устинова, Т.М. Практическия методика обучению иностранному языку. – М.: Академия, 2000. – 264 с.
- Хризман, Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира: нейропсихология – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам/ Т. П. Хризман. – СПб.: Тускарора, 2000. – 226 с.
- Якобсон, Р. Язык и бессознательное/ Р. Якобсон. – М.: Гнозис, 1996. – 246 с.
- Якушина, Л.З. Методика построения урока иностранного языка в средней школе/ Л.З. Якушина. – М.: Просвещение, 1974. – 56 с.