Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:14, дипломная работа
Цель нашей работы: выявление, описание и внедрение педагогических условий развития у подростков логического мышления посредством использования в учебном процессе системы упражнений.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы развития логического мышления подростков……………………………………………………...7
1.1. Понятие мышления в психолого-педагогической литературе…….........7
1.2. Развитие логического мышления подростков…………………………13
1.3. Система упражнений как педагогическая категория…………………..19
Выводы по I главе……………………………………………………………23
Глава II. Опытно-практическая работа по развитию логического мышления подростков посредством системы упражнений…………………………………………………………………….24
2.1. Цели и задачи опытно – практической работы………………..….…....24 2.2. Разработка упражнений для развития логического мышления подростков на уроках английского языка…………………………………..31
2.3. Результаты опытно – практической работы по развитию логического мышления подростков…………………………………………......................32
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЯ
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы
развития логического мышления подростков……………………………………………………
1.1. Понятие мышления в психолого-педагогической литературе…….........7
1.2. Развитие логического мышления подростков…………………………13
1.3. Система упражнений как педагогическая категория…………………..19
Выводы по I главе……………………………………………………………23
Глава II. Опытно-практическая работа
по развитию логического мышления подростков
посредством системы упражнений……………………………………………………
2.1. Цели и задачи опытно – практической работы………………..….…....24 2.2. Разработка упражнений для развития логического мышления подростков на уроках английского языка…………………………………..31
2.3. Результаты опытно –
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Стимульный материал
к методикам определения уровня логического
мышления…………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Первичные результаты
диагностики уровня логического
мышления у подростков………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Результаты диагностики уровня логического мышления
у подростков на контрольном
этапе эксперимента…………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Стимульный материал
для развития логического мышления подростков……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Д – Фрагменты конспектов уроков…………………………….66
Введение
Тема нашей выпускной квалификационной работы: «Развитие логического мышления подростков на уроках английского языка посредством системы упражнений».
Актуальность исследования: проблема формирования логического мышления у подростков, как важного качества для полноценной реализации личности, является для современной школы одной из важных педагогических задач. Умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно приходит постепенно и в результате специальной организации учебной деятельности.
Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. В методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам говорится, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Анализ учебников В. П. Кузовлева, Т. Б. Клементьевой, М. З. Биболетовой показал, что использование упражнений в процессе обучения идёт не систематично, чаще используется только один вид упражнений, формулировка и виды заданий однотипны. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование).
Умение мыслить логически,
выполнять умозаключения без
наглядной опоры, сопоставлять
суждения по определенным
Поэтому необходимо не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, но и формировать у школьников общелогические мыслительные умения, т.к. интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Школьники должны сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, конкретизировать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию подростков, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески.
Противоречие: все вышесказанное позволяет обнаружить противоречие между потребностью общества в личности, способной мыслить логически, и недостатком конкретного фактического материала, позволяющего строить обучение школьников с учетом особенностей логического мышления.
Проблема: каковы педагогические условия развития логического мышления подростков в процессе использования системы упражнений на уроках английского языка?
Цель нашей работы: выявление, описание и внедрение педагогических условий развития у подростков логического мышления посредством использования в учебном процессе системы упражнений.
Объект: уроки английского языка в 8 классе.
Предмет: развитие логического мышления подростков на уроках английского языка.
Гипотеза: развитие логического мышления подростков посредством системы упражнений на уроках английского языка будет обеспечиваться, если:
• подобрать систему упражнений на развитие логического мышления;
• апробировать данные упражнения на уроках английского языка в процессе обучения.
Задачи:
Методологической базой исследования являются труды таких психологов, педагогов и ученых как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, Н. Ф. Талызина, П. П. Блонский, А.Н. Леонтьев.
База исследования: исследование проводилось на базе 8 класса муниципального образовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чебаркуля Челябинской области. В исследовании приняло участие 8 человек
Методы: в нашей теме были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, сравнение, обобщение, конкретизация и классификация, тестирование, методы наглядного представления результатов (таблицы, рисунки).
Этапы исследования
Теоретическая значимость нашей работы заключается: 1) в раскрытии ключевого понятия «логическое мышление»; 2) в выявлении особенностей развития логического мышления у подростков; 3) в теоретическом обосновании педагогических условий формирования логического мышления при изучении английского языка у подростков посредством системы упражнений.
Практическая значимость нашей работы состоит в определении подходов к использованию системы упражнений при обучении подростков, в практической разработке вариантов системы упражнений в средней школе.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка, включающего 70 наименований. В работе содержится 5 рисунков и 8 таблиц.
Глава I. Теоретические основы развития логического мышления подростков
В I главе нами были рассмотрены следующие ключевые понятия: мышление, логическое мышление и система упражнений. Также мы описали три стадии развития мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое, и выявили особенности развития логического мышления подростков. Мы попытались показать процесс развития логического мышления подростков с помощью системы упражнений.
1.1.Понятие
мышления в психолого-
Преодолеть границы
Мышление - это высший уровень психической,
познавательной деятельности человека,
в процессе которой происходит обобщенное
опосредствованное речью и
Знания и прошлый опыт человека взаимодействуют с чувственным познанием и памятью человека и преобразуют их. Л.С. Выготский называет этот процесс интеллектуализацией восприятия и памяти. Восприятие приобретает свойства осмысленности и категориальности. Память становится словесно-логической.
С помощью мышления человек познает мир, воздействуя на него и изменяя его. Мышление зародилось в трудовой деятельности человека как один из ее компонентов, связанный с преодолением преград на пути достижения целей, с поиском путей их достижения. Позже мышление выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность. Оно играет важную роль в жизни, обучении и труде каждого человека, в становлении его как личности, влияет на развитие общества в целом.
Мышление является объектом изучения многих наук, анализирующих его в различных аспектах и с разных точек зрения. Философия изучает мышление в его отношениях к бытию. Физиология высшей нервной деятельности изучает мышление как естественный процесс, как функцию мозга сложной аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. В кибернетике мышление рассматривается как информационный процесс, реализуемый современными техническими устройствами и моделированием логических операций. Психология изучает мышление как реальную психическую деятельность конкретного субъекта, исследует, как возникает и развивается мышление, какова его структура, как оно взаимодействует с различными видами деятельности, с другими сторонами сознания и качествами личности, к каким результатам приводит.
Раскрывая природу мышления, А.Н. Леонтьев [43, с. 56] подчеркивал его принципиальное сходство по строению с практической деятельностью. Оно всегда отвечает тем или иным мотивам, осуществляется с помощью действий и операций. Мотивы мышления часто совпадают с мотивами деятельности, в которую мышление включено. Но существуют и мотивы собственно мыслительной деятельности - познавательные, желание узнать что-то еще неизвестное. Мыслительные действия, в отличие от внешних практических, имеют свою специфику. Они являются внутренними, сокращенными, автоматизированными и в значительной части неосознаваемыми человеком.
Мышление как решение задач
не сугубо логический анализ ситуации,
а сложный живой и
Мышление может опираться не только на реальную ситуацию или реальный объект, представленный в восприятии, но и на образ данного предмета. На такой основе у ребенка в дошкольном возрасте формируется наглядно-образное мышление. Генетически это вторая, более сложная ступень мышления. В отличие от наглядно-действенного мышления он оперирует не с самим предметом, а с элементами его образа, которые могут быть представлены в виде рисунка, схемы, модели или внутреннего психического образа объекта. «Поиск неизвестного осуществляется через выявление скрытых свойств, связей и возможных преобразований элементов образа объекта»[43, с.150].
На третьей стадии происходит еще более глубокий отрыв мышления от реального объекта. Человек начинает пользоваться понятиями и логическими конструкциями, функционирующими на базе языка. У него формируется словесно-логическое мышление - высший этап развития мыслительной деятельности.
Этот тип мышления в психологии называют по-разному: Л. А. Венгер и В. С. Мухина - логическим, В. В. Богословский и ряд других – словесно – логическим, В. А. Крутецкий – абстрактным мышлением. Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу. В процессе рассуждения мы используем понятия о предметах, явлениях, свойствах и отношениях. Понятия – это значения употребляемых нами слов. Понятия являются средствами логического мышления, а способами их использования при решении мыслительных задач служат рассуждения, выполняемые по определенным правилам. Эти правила изучает особая наука – логика.
Логика как философская
С древнегреческого логика переводится как «наука о рассуждении», «искусство рассуждать». Прежде всего, логика- это наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о (правильном) мышлении. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путем, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому ее также можно определить как науку о способах получения выводного знания [6].