Опытно-практическая работа по развитию логического мышления подростков посредством системы упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашей работы: выявление, описание и внедрение педагогических условий развития у подростков логического мышления посредством использования в учебном процессе системы упражнений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы развития логического мышления подростков……………………………………………………...7
1.1. Понятие мышления в психолого-педагогической литературе…….........7
1.2. Развитие логического мышления подростков…………………………13
1.3. Система упражнений как педагогическая категория…………………..19
Выводы по I главе……………………………………………………………23
Глава II. Опытно-практическая работа по развитию логического мышления подростков посредством системы упражнений…………………………………………………………………….24
2.1. Цели и задачи опытно – практической работы………………..….…....24 2.2. Разработка упражнений для развития логического мышления подростков на уроках английского языка…………………………………..31
2.3. Результаты опытно – практической работы по развитию логического мышления подростков…………………………………………......................32
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

дипломная Фарыкина.docx

— 174.88 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы развития логического мышления подростков……………………………………………………...7

1.1. Понятие мышления в психолого-педагогической литературе…….........7

1.2.  Развитие логического мышления подростков…………………………13

1.3. Система упражнений как педагогическая категория…………………..19

Выводы по I главе……………………………………………………………23

Глава II. Опытно-практическая работа по развитию логического мышления подростков посредством системы упражнений…………………………………………………………………….24

2.1. Цели и задачи опытно – практической работы………………..….…....24 2.2. Разработка упражнений для развития логического мышления подростков на уроках английского языка…………………………………..31

2.3. Результаты опытно – практической  работы по развитию логического  мышления подростков…………………………………………......................32

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………………………...38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..41

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А – Стимульный материал к методикам определения уровня логического мышления………………………………………………………….....48

ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Первичные результаты диагностики уровня логического  мышления у подростков…………………………………………………………...52

ПРИЛОЖЕНИЕ В -  Результаты диагностики  уровня логического мышления

 у подростков на контрольном  этапе эксперимента……………………………...53

ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Стимульный материал для развития логического мышления подростков……………………………………………………………..54

ПРИЛОЖЕНИЕ Д – Фрагменты конспектов уроков…………………………….66

Введение

Тема нашей выпускной квалификационной работы: «Развитие логического мышления подростков на уроках английского языка посредством системы упражнений».

 Актуальность исследования: проблема формирования логического мышления у подростков, как важного качества для полноценной реализации личности, является для современной школы одной из важных педагогических задач. Умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно приходит постепенно и в результате специальной организации учебной деятельности.

Развитие мышления, совершенствование  умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. В методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам говорится, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Анализ учебников В. П. Кузовлева,    Т. Б. Клементьевой, М. З. Биболетовой показал, что использование упражнений в процессе обучения идёт не систематично, чаще используется только один вид упражнений, формулировка и виды заданий однотипны. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование).

 Умение мыслить логически,  выполнять умозаключения без  наглядной опоры, сопоставлять  суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного  усвоения учебного материала.  Широкие возможности в этом  плане дает решение логических  задач. 

Поэтому необходимо не только дать учащимся первые представления и понятия  в области языка, но и формировать  у школьников общелогические мыслительные умения, т.к. интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Школьники должны сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, конкретизировать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию подростков, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески.

Противоречие: все вышесказанное позволяет обнаружить противоречие между потребностью общества в личности, способной мыслить логически, и недостатком конкретного фактического материала, позволяющего строить обучение школьников с учетом особенностей логического мышления.                          

Проблема: каковы педагогические условия развития логического мышления подростков в процессе использования системы упражнений на уроках английского языка?

Цель нашей работы: выявление, описание и внедрение педагогических условий развития у подростков логического мышления посредством использования в учебном процессе системы упражнений.

Объект: уроки английского языка в 8 классе.

Предмет: развитие логического мышления подростков на уроках английского языка.

Гипотеза: развитие логического мышления подростков посредством системы упражнений на уроках английского языка будет обеспечиваться, если:

• подобрать систему упражнений на развитие логического мышления;

• апробировать данные упражнения на уроках английского языка в процессе обучения.

Задачи:

    1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
    2. осуществить педагогический анализ ключевого понятия «логическое мышление»;
    3. разработать педагогические условия для развития логического мышления;
    4. апробировать разработанные педагогические условия по развитию логического мышления на уроках английского языка.

Методологической базой исследования являются труды таких психологов, педагогов и ученых как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, Н. Ф. Талызина, П. П. Блонский, А.Н. Леонтьев.

 База исследования: исследование проводилось на базе 8 класса муниципального образовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Чебаркуля Челябинской области. В исследовании приняло участие 8 человек

Методы: в нашей теме были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, сравнение, обобщение, конкретизация и классификация, тестирование, методы наглядного представления результатов (таблицы, рисунки).

Этапы исследования

  1. Ориентировочно – теоретический: сентябрь – декабрь 2009 г;
  2. Методический (подбор диагностических методик, разработка     психолого - педагогических условий): октябрь – ноябрь 2009 г;
  3. Реализация эксперимента: январь – февраль 2010 г;
  4. Аналитический (интерпретация полученных результатов): февраль – март 2010 г;
  5. Этап оформления и коррекции ВКР: апрель – май 2010 г.

Теоретическая значимость нашей работы заключается: 1) в раскрытии ключевого понятия «логическое мышление»; 2) в выявлении особенностей развития логического мышления у подростков; 3) в теоретическом обосновании педагогических условий формирования логического мышления при изучении английского языка у подростков посредством системы упражнений.

Практическая значимость нашей работы состоит в определении подходов к использованию системы упражнений при обучении подростков, в практической разработке вариантов системы упражнений в средней школе.

Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка, включающего 70 наименований. В работе содержится 5 рисунков и 8 таблиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы развития логического мышления  подростков

В I главе нами были рассмотрены следующие ключевые понятия: мышление, логическое мышление и система упражнений. Также мы описали три стадии развития мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое, и выявили особенности развития логического мышления подростков. Мы попытались показать процесс развития логического мышления подростков с помощью системы упражнений.

1.1.Понятие  мышления в психолого-педагогической  литературе

 

Преодолеть границы непосредственного  чувственного познания человеку позволил переход к мышлению. Мышление представляет собой более высокий и качественно  новый уровень познания рационального (лат. rationalis - разумный). «С помощью мышления человек переходит от непосредственного отражения единичных предметов или явлений действительности к ее опосредствованному отражению. В качестве средств используются знаки и, прежде всего, речь. Слово стало инструментом абстрагирования от случайных, конкретных, ситуативных свойств объектов и перехода от единичного к общему» [61, с.113]. Овладевая понятиями, человек овладевает знаниями о том или ином предмете или явлении, выделяет в нем наиболее характерные черты, важные свойства и закономерности. Понятия являются основным средством и основной формой существования мышления.

Мышление - это высший уровень психической, познавательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредствованное речью и прошлым  опытом отражение действительности в ее существенных связях и отношениях.

Знания и прошлый опыт человека взаимодействуют с чувственным  познанием и памятью человека и преобразуют их. Л.С. Выготский называет этот процесс интеллектуализацией восприятия и памяти. Восприятие приобретает свойства осмысленности и категориальности. Память становится словесно-логической.

С помощью мышления человек познает  мир, воздействуя на него и изменяя  его. Мышление зародилось в трудовой деятельности человека как один из ее компонентов, связанный с преодолением преград на пути достижения целей, с  поиском путей их достижения. Позже  мышление выделилось в относительно самостоятельную теоретическую  деятельность. Оно играет важную роль в жизни, обучении и труде каждого человека, в становлении его как личности, влияет на развитие общества в целом.

Мышление является объектом изучения многих наук, анализирующих его в  различных аспектах и с разных точек зрения. Философия изучает  мышление в его отношениях к бытию. Физиология высшей нервной деятельности изучает мышление как естественный процесс, как функцию мозга сложной  аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. В кибернетике мышление рассматривается как информационный процесс, реализуемый современными техническими устройствами и моделированием логических операций. Психология изучает мышление как реальную психическую деятельность конкретного субъекта, исследует, как возникает и развивается мышление, какова его структура, как оно взаимодействует с различными видами деятельности, с другими сторонами сознания и качествами личности, к каким результатам приводит.

Раскрывая природу мышления, А.Н. Леонтьев   [43, с. 56] подчеркивал его принципиальное сходство по строению с практической деятельностью. Оно всегда отвечает тем или иным мотивам, осуществляется с помощью действий и операций. Мотивы мышления часто совпадают с мотивами деятельности, в которую мышление включено. Но существуют и мотивы собственно мыслительной деятельности - познавательные, желание узнать что-то еще неизвестное. Мыслительные действия, в отличие от внешних практических, имеют свою специфику. Они являются внутренними, сокращенными, автоматизированными и в значительной части неосознаваемыми человеком.

Мышление как решение задач  не сугубо логический анализ ситуации, а сложный живой и многоуровневый процесс, регулируемый мотивами и эмоциями человека. По стадиям развития в  онтогенезе выделяются наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Наглядно-действенное мышление представляет собой первую генетическую ступень развития мыслительной деятельности человека. Его особенность заключается  в тесной связи с чувственным  отражением действительности. Оно может  иметь место только в том случае, если ребенок непосредственно воспринимает предмет и совершает с ним  практические действия. «Решение задачи происходит на основе реального преобразования ситуации или предмета, т.е. ребенок раскрывает свойства объекта посредством своих действий с ним. Мыслительные действия анализа, синтеза, сравнения и другие осуществляются как практические действия, опирающиеся на зрительное восприятие ситуации»[43, с.147]. Наглядно-действенное мышление складывается к трем годам и сохраняется как специфический вид мышления в течение всей жизни человека.

Мышление может опираться не только на реальную ситуацию или реальный объект, представленный в восприятии, но и на образ данного предмета. На такой основе у ребенка в дошкольном возрасте формируется наглядно-образное мышление. Генетически это вторая, более сложная ступень мышления. В отличие от наглядно-действенного мышления он оперирует не с самим предметом, а с элементами его образа, которые могут быть представлены в виде рисунка, схемы, модели или внутреннего психического образа объекта. «Поиск неизвестного осуществляется через выявление скрытых свойств, связей и возможных преобразований элементов образа объекта»[43, с.150].

На третьей стадии происходит еще  более глубокий отрыв мышления от реального объекта. Человек начинает пользоваться понятиями и логическими  конструкциями, функционирующими на базе языка. У него формируется словесно-логическое мышление - высший этап развития мыслительной деятельности.

Этот тип мышления в психологии называют по-разному: Л. А. Венгер и В. С. Мухина - логическим, В. В. Богословский и ряд других – словесно – логическим, В. А. Крутецкий – абстрактным мышлением. Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу. В процессе рассуждения мы используем понятия о предметах, явлениях, свойствах и отношениях. Понятия – это значения употребляемых нами слов. Понятия являются средствами логического мышления, а способами их использования при решении мыслительных задач служат рассуждения, выполняемые по определенным правилам. Эти правила изучает особая наука – логика.

Логика как философская дисциплина изучает правила и формы мышления в его движении к истинному  знанию. В словаре иностранных слов термин «логика» трактуется как наука о законах мышления, способах доказательств и опровержений; как ход рассуждений, последовательность связанных между собой умозаключений; как внутренняя закономерность, продуманность, разумность [58, с. 482]. Слово «логичный» значит последовательный, обоснованный, закономерный, соответствующий законам логики [58, с. 482]. Практически точно такое же определение логики мы находим в словаре С.И. Ожегова: «логика – это наука о законах мышления и его формах; ход рассуждений, умозаключений; разумность, внутренняя закономерность чего - либо»[59, с. 265]. Прилагательное «логический», по мнению С.И. Ожегова, означает вполне закономерный, разумный, последовательный [59, с. 265].

С древнегреческого логика переводится  как «наука о рассуждении», «искусство рассуждать». Прежде всего, логика- это  наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о (правильном) мышлении. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путем, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому ее также можно определить как науку о способах получения выводного знания [6].

Информация о работе Опытно-практическая работа по развитию логического мышления подростков посредством системы упражнений