Опытно-практическая работа по развитию логического мышления подростков посредством системы упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашей работы: выявление, описание и внедрение педагогических условий развития у подростков логического мышления посредством использования в учебном процессе системы упражнений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы развития логического мышления подростков……………………………………………………...7
1.1. Понятие мышления в психолого-педагогической литературе…….........7
1.2. Развитие логического мышления подростков…………………………13
1.3. Система упражнений как педагогическая категория…………………..19
Выводы по I главе……………………………………………………………23
Глава II. Опытно-практическая работа по развитию логического мышления подростков посредством системы упражнений…………………………………………………………………….24
2.1. Цели и задачи опытно – практической работы………………..….…....24 2.2. Разработка упражнений для развития логического мышления подростков на уроках английского языка…………………………………..31
2.3. Результаты опытно – практической работы по развитию логического мышления подростков…………………………………………......................32
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

дипломная Фарыкина.docx

— 174.88 Кб (Скачать)

Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного  или письменного действия с целью  углубления своих знаний и выработки  соответствующих учебных умений и навыков. Упражнения применяются  при изучении всех предметов и  на различных этапах учебного процесса.

Существует несколько видов классификаций упражнений. Смирнов разделяет упражнения по степени самостоятельности учащихся при их выполнении на:

а) воспроизводящие упражнения (воспроизведение известного с целью закрепления);

б) творческие упражнения (применение имеющихся знаний в новых условиях).

Комментированными называют такие  упражнения, при выполнении которых  ученик вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции.

По характеру учебной деятельности упражнения подразделяют на практические, графические, письменные и устные.

Графические упражнения заключаются  в выполнении рисунков, зарисовок, при  проведении экскурсий и практических работ, составлении схем, изготовлении альбомов, плакатов. Такие упражнения помогают учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный  материал. Графические работы могут  носить воспроизводящий или творческий характер (в зависимости от полноты  знаний учащихся).

Целью практических упражнений является применение теоретических знаний в  учебной и трудовой деятельности. К данному виду упражнений относятся  работы по математике физике, химии  и другим предметам, связанные с выработкой умений обращаться с предметами, инструментами, проводить измерения.

Письменные упражнения используют для закрепления знаний и выработки  умений письма, что способствует развитию координации движений, повышению  общей культуры письменной речи и самостоятельности в работе. Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью и не требуют затрат времени на ведение записей [49, с.437].

Для формирования, развития и совершенствования  лексических, грамматических и фонетических навыков иностранного языка используют особую классификацию упражнений. Г. В. Рогова в своей статье « Цели и задачи обучения иностранным языкам»  выделяет:

1. имитативные упражнения. Их выполнение предусматривает многократное прослушивание и повторение готовых образцов. Учащиеся не должны ничего конструировать или изменять  (Will you leave on the 5th of October?- Yes, I’ll leave on the 5th of October).

2. подстановочные упражнения. При их выполнении учащиеся должны в тренируемую конструкцию подставить другую лексическую единицу (Will you leave on the 5th of October?- No, I’ll leave on the 6th of November).

3. трансформационные упражнения. Учащиеся трансформируют предложенную лексическую единицу, употребляя ее в нужной форме (I’ll never forget the 5th of October!- What happened on the 5th of October?).

4. репродуктивные упражнения. Учащиеся сами продуцируют высказывание с использованием тренируемой формы. Здесь уже не подсказывается ни форма, ни лексическая единица ( When will you leave? Where were you yesterday?).

Эффективность использования упражнений во многом зависит от методики их организации. Только когда учащиеся хорошо поняли материал, есть смысл давать упражнения, - это повышает эффективность использования  данного метода и гарантирует  отсутствие случайных ошибок, являющихся следствием недопонимания материала. Для достижения наилучшего результата упражнения должны соответствовать определенным требованиям. Существенным условием эффективности упражнений, прежде всего, является сознательное желание учащегося добиться повышения качества своей деятельности. Использование упражнений требует знания правил выполнения действий, сознательного учета условий, в которых оно осуществляется, учета достигнутых результатов, анализа причин допущенных ошибок и путей их преодоления. Поэтому огромное значение имеют указания, сопровождаемые наглядным примером того, как надо выполнять данное действие, учет этих указаний при последующих повторных действиях, а также самоконтроль обучающегося. В большей мере эффективность упражнений зависит от правильного распределения повторений во времени: повторные действия должны быть не слишком частыми (чтобы не вызывать утомления) и не слишком редкими (чтобы не разрушать уже образовавшиеся связи); вначале повторения должны быть более частыми, к концу обучения - более редкими. В результате уменьшается количество затрачиваемого на выполнение действий времени (в силу чего увеличивается продуктивность работы), уменьшается количество ошибочных действий и лишних движений (тем самым повышается качество работы), ослабляется переживание трудности выполнения работы. Существенная роль отводится также постепенному переходу от овладения простым действием к выполнению более сложных, образующих определенную систему элементарных операций [51, с. 463].

Таким образом, нами было дано следующее определение: система упражнений есть совокупность систематически повторяющихся действий, с целью углубления знаний и выработки соответствующих учебных умений и навыков. Она очень важна для развития логического мышления  подростков на уроках английского языка.

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

Развитие у подростков логического  мышления для более успешного  усвоения учебного материала – это  одна из важных педагогических задач. Логическое мышление предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и преодоление барьера прошлого опыта, отхода от привычных ходов мысли, оригинальность решений, их своеобразие. Внешне хорошо выраженная особенность логического мышления – самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями. Это качество ума проявляется в постановке целей, проблем, выдвижении гипотез и самостоятельном решении этих задач, причем существенные индивидуальные различия по этому параметру экспериментально обнаружены уже у младших школьников.

Основная работа по развитию логического мышления должна проводиться с использованием соответствующей системы упражнений. Например, нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Опытно – практическая работа по развитию логического мышления подростков посредством  системы  упражнений

Во II главе мы описали опытно - практическую работу по развитию логического мышления подростков, ряд методик для определения уровня логического мышления и представили систему упражнений для развития логического мышления.

2.1.Цели и задачи опытно – практической работы

 

Изучив психолого-педагогическую, методическую  и специальную литературу по проблеме развития логического мышления подростков посредством системы упражнений, мы поставили

Цель исследования: экспериментально апробировать разработанную нами систему упражнений для развития логического мышления на уроках английского языка в 8 классе, проанализировать результативность проведенной работы и подтвердить или опровергнуть  выдвинутую нами гипотезу. 

Задачи  исследования:

1. Провести констатирующий этап эксперимента, направленный на диагностику у испытуемых уровня развития логического мышления.

2. Реализовать формирующий этап, т.е. апробировать разработанную нами систему  упражнений на уроках английского языка как средство развития логического мышления учащихся  8 класса.

3. Провести контрольный этап эксперимента, проанализировать и сопоставить результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапах опытно - практической работы.

Методы исследования:

  1. Аналитический метод – с целью анализа практического материала, касающегося явлений и фактов по исследуемой теме;
  2. Экспериментальный метод – с целью проведения опытно-практической работы, подтверждающей теоретические положения.
  3. Метод наблюдения – для получения целостной картины исследования.
  4. Тестирование - с целью определения уровня логического мышления подростков.
  5. Метод обобщения – с целью подведения итогов и формирование вывода об исследовании.
  6. Методы математической обработки данных - методы первичной обработки результатов – нахождение среднего значения

Данные методы и задачи были положены в основу опытно - практической работы. Для проведения эксперимента нами был выбран восьмой класс в количестве восьми человек средней общеобразовательной школы.

 Во время прохождения активно – пассивной практики (12- 19 октября) нами  был проведен констатирующий этап эксперимента - диагностика уровня развития логического мышления в 8 классе, которая показала большой потенциал для развития логического мышления детей.

Для определения уровня логического  мышления мы использовали тест Липпмана «Логические закономерности», тест «Логичность умозаключений» и тест «Логически - понятийное мышление. Образование сложных аналогий».

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: стимульный материал к методикам определения уровня логического мышления.

Существуют  разные методики для  определения уровня логического  мышления. Все они служат для оценки качеств мышления – способности  анализировать и сравнивать, умению делать логические построения, легкости возникновения ассоциативных связей. Нами были выбраны следующие методики: тест Липпмана «Логические закономерности», тест «Логичность умозаключений» и тест «Логически - понятийное мышление. Образование сложных аналогий». Раскроем их содержание.

Методика 1. Тест Липпмана «Логические закономерности»

Испытуемым предъявляют письменно  ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий  фиксируется [61, с. 23].

Оценка результатов с помощью таблицы 1

                                                                                                                        Таблица 1

Время выполнения задания (мин., сек.)

Количество ошибок

Баллы

Уровень развития логического мышления

1 мин. 50 сек – 4 мин. 30 сек.

          0- 1

       2

Высокий уровень логического мышления, выше, чем у большинства людей

4мин. 35сек.-  9мин. 50сек.

2

1

Средняя норма

4мин. 35сек.- более 16 мин. 

  2-более 5

        0

Низкая скорость мышления, «тугодум»





 
Методика 2. Тест «Логичность умозаключений»

Испытуемым предъявляются на слух задания. В каждом задании два  связанных между собой суждения и вывод – умозаключение. Некоторые  умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие  ошибочны. Время обдумывания каждого  задания – 10 сек. [61, с. 24].

Оценка результатов оценивается по таблице 2

 

 

Таблица 2

Количество ошибок

Баллы

Уровень логичности

          0-1

     2

Высокий уровень логичности в рассуждениях, быстро «улавливает» ошибки в чужих  рассуждениях

 

2-3

1

Средняя норма логичности, подчас допускается  нелогичность в собственных рассуждениях, не «улавливаются» логические ошибки в чужих сложных рассуждениях

          4-6

     0

Низкая логичность, частые логические ошибки





 
Методика 3. Тест «Логически - понятийное мышление. Образование сложных аналогий»

В «Образце» расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения, например, «Овца- стадо»- часть и целое, «Малина- ягода»- определение, « Море - океан» - различаются в количественном отношении и т.д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых испытуемые должны сопоставить с одним из образцов, например, «Глава- роман» аналогично «Овца- стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава- роман» - 1) [61, с. 24].

Оценка результатов с помощью таблицы 3

                                                                                                                        Таблица 3

Количество ошибок

Баллы

Уровень логичности

0-2

2

Высокой уровень логически - понятийного мышления, умеет логически четко выражать свои мысли в понятиях

3-4

1

Средняя норма, подчас допускаются ошибки, неточности в использовании понятий

5 и более

0

Низкая норма, часто «путанно», неточно выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения


 

 Анализ результатов проводился  по соответствующим таблицам. Первичные результаты констатирующего эксперимента представлены в приложении Б. Обобщим полученные данные с помощью таблицы 4.

                                                                                                                       Таблица 4

Результаты диагностики уровня логического мышления учащихся 8 класса

Уровень логического мышления

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Кол-во уч-ся

 

%

Кол-во уч-ся

 

%

Кол-во уч-ся

 

%

Высокий

2

25

2

25

1

12,5

Средний

3

37,5

4

50

3

37,5

Низкий

3

37,5

2

25

4

50

 

Всего

 

8

         

Информация о работе Опытно-практическая работа по развитию логического мышления подростков посредством системы упражнений