Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 20:38, курсовая работа
Цель исследования – определить стиль педагогического руководства учителя.
Объект исследования – деятельность педагога по руководству процессом обучения и воспитания.
Предмет исследования – индивидуальный стиль педагогического руководства учителя.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности различных стилей педагогического руководства и их влияние на эффективность педагогического процесса.
2. Определить стиль педагогического руководства учителя.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Зависимость педагогического процесса от стиля педагогического руководства учителя……………………………………….. 4
1.1. Понятие педагогического общения и педагогического руководства 4
1.2. Стили педагогического общения и педагогического руководства….. 5
1.3. Влияние стиля педагогического руководства на эффективность педагогического процесса…………………………………………………….. 10
Глава 2. Опытная работа по определению стиля педагогического руководства учителя…………………………………………………………... 12
2.1. Определение стиля педагогического руководства учителя………….. 12
2.2. Анализ полученных результатов………………………………………. 19
Заключение…………………………………………………………………….. 21
Литература……………………………………………………………………... 22
Приложения…………………………………………………………………….
При
анкетировании учителя его
При наблюдении было установлено преобладание демократического стиля педагогического руководства учителя с элементами авторитарного (особенно в 9 «Б» классе). Это соответствует результатам анкетирования.
Причиной
скованности в общении с
Для
повышения эффективности
1) изучение и анализ своих личностных качеств и особенностей;
2) установление позитивных и негативных моментов в личностном общении; работа по преодолению застенчивости, скованности;
3) овладение элементами педагогического общения с учетом индивидуальных особенностей;
4) овладение технологией педагогического общения (использовать многообразие приемов, форм взаимодействия, сочетать вербальные и невербальные средства, рефлексировать, эмпатийно воспринимать воспитанников);
5)
закрепление индивидуального стиля общения
в реальной педагогической деятельности.
Заключение
Исследование стилей педагогического руководства учителей, выявления причин предпочтения того или иного из них, а так же разработка мер по повышению эффективности образовательного процесса является актуальным направлением исследования в наши дни в связи с резким падением учебной мотивации и познавательного интереса среди школьников.
В
данной учебно-исследовательской
Данные
анкетирования показали, что для
преподавателя характерен смешанный
стиль педагогического
Был предложен способ повышения эффективности деятельности учителя путем формирования индивидуального стиля педагогического общения соответствующего индивидуальным особенностям, как преподавателя так и учащихся.
Литература
Приложение 1
Опросник «Определение стиля педагогического руководства учителя»
Приложение 2
Таблица
Интерпретация ответов на опросник
«Определение стиля
педагогического руководства учителя»
№ вопроса | Варианты ответов | ||
а | b | c | |
1 | А | Д | П |
2 | А | Д | П |
3 | Д | П | А |
4 | А | П | Д |
5 | П | А | Д |
б | Д | А | П |
7 | П | Д | А |
8 | Д | П | А |
9 | А | Д | П |
10 | Д | П | А |
11 | П | А | Д |
12 | А | Д | П |
13 | П | Д | А |
14 | Д | А | П |
15 | Д | А | П |
16 | А | Д | П |
А – Авторитарный
стиль педагогического руководства
Д – Демократический
стиль педагогического
П – Попустительский
стиль педагогического
Приложение 3
Методика «Определение
собственного стиля педагогического
руководства»
№ | Высказывание | Редко Часто | ||||
1 | Принимаю решения,
не советуясь с воспитанниками/ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Для принятия решений обращаюсь за советом к другим людям (директору, завучу, коллегам...). | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Стараюсь все вопросы решать вместе с воспитанниками/учениками. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Стремлюсь к
тому, чтобы все вопросы в классе/ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Для выполнения поручений приходится уговаривать воспитанников/учеников. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Четко разделяю функции, права и обязанности - свои и учеников. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | Приказываю, распоряжаюсь, отчитываю, наставляю. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | Случается так,
что передаю часть своих |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Обращаюсь к воспитанникам/ученикам с просьбами, советами, поручениями. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 | Меня упрекают в чрезмерной мягкости к ученикам. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11 | Меня раздражает,
когда ученики проявляют |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12 | Я стараюсь развивать в классе сотрудничество и взаимопомощь. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Информация о работе Опытная работа по определению стиля педагогического руководства учителя