Одиночество как объект социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:04, контрольная работа

Краткое описание

Необходима помощь сегодня, сейчас, когда всем так трудно.
Трудно по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным. С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, образования детей, их отдыха. Страшит потеря работы, от безработицы не застрахован никто. Большую тревогу вызывают преступность, падение нравов, вседозволенность.

Оглавление

Глава 1.
ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
1.1. Социальная работа – ее сущность.
1.2. Объекты социальной работы.
1.3. Субъекты социальной работы.
Глава 2.
Одинокие люди как объект социальной работы.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

одиночество как соц. работа.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

    Государство  стремится оказать возможную помощь в содержании и воспитании детей. Однако централизованных средств недостаточно и не всегда они используются рационально. Очень важна деятельность местных органов власти, которые изыскивают за счет внутренних ресурсов возможность оказать помощь семьям.

   Семейные конфликты  и насилие в семье, эмоциональный  разлад, пьянство и многие другие  проблемы – все это заботы  социальной работы.

  Задача социальной  работы с семьей – научить  семьи самопомощи и взаимопомощи.

 

 

         1.3.СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

 

 А/Главный субъект  социальной работы – государство  с его органами исполнительной  власти как местного, так и регионального уровня.

Государство является  субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией.

   Обязанности государства  вытекают из Конституции Российской  Федерации: «Российская Федерация  – социальное государство, политика  которого направлена на создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие  человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда , обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,  развивается  система  социальных  служб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».1

 

 

__________________________________________________________________

 1 – Конституция РФ, ст.7 – М.,Юридическая литература,1996г.,с.6

 Меры, предпринимаемые государственными структурами по смягчению ситуации, известны.

   В  начале  90-х  годов  начала  развиваться  система нестационарного социального  обслуживания. К организации   нового вида деятельности –  социальной работы и созданию  сети учреждений подтолкнули экономический кризис и рост социальных проблем в обществе.

   В  1994  году  Правительством  Российской  Федерации  провозглашаются  основные  направления   деятельности  в области социальной  политики.


 

 

      Среди мер в   области поддержки  и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев  населения  предполагается  улучшение пенсионного обеспечения / индексация в зависимости от роста цен на потребительские товары/,  увеличение  помощи  семьям  с детьми,  малообеспеченным ,  инвалидам.  Большое место отводилось социальному обслуживанию населения.  В 1995 году выходит целый пакет Федеральных Законов :

           «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»/май/,»Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»/апрель/, Федеральный Закон «О ветеранах» /декабрь/, Федеральный закон     «Об улучшении пенсионного обеспечения участников ВОВ и вдов военнослужащих, погибших в ВОВ, получающих пенсию по Закону «О государственных пенсиях в  РСФСР»/май/,   Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» /май/.   Они стали основой  законодательной  базы  в  сфере  социального обслуживания. В постановлении Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995года был утвержден перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными   и   муниципальными     учреждениями социального обслуживания.  Среди них такие виды помощи, как   материально-бытовые,   санитарно-гигиенические, социально-медицинские,   консультативные,  социально-патронажные на дому и др.


Государство создало  структуру субъектов, определилось с объектами обязательной помощи и ассортименте услуг, которые оно  гарантировало данной категории  нуждающихся.

   С принятием  концепции развития социального обслуживания населения в Российской   Федерации   4 августа 1993года, по сути дела, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах.   В ее основу была   положена  забота  государства, «включающая как устранение  причин,  препятствующих   человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня   благосос-тояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».

 

Б/ Органы исполнительной власти – основной субъект социальной защиты населения в г.Москве.

 

    В системе  государственного управления особое  место занимают  проблемы  местных   органов  власти,  органов местного  саморегулирования. Главной же  задачей местных органов власти  является проведение постоянной , плано-мерной, организующей деятельности по созданию условий жизнедеятельности населения, реализации его интеллек-туального ,  творческого   потенциала  и  обеспечению социальной защиты нуждающихся в этом граждан.

   Появившиеся взгляды  на уменьшение роли государственного влияния на социальную жизнь общества в условиях рынка – несостоятельны.

  Но с другой  стороны, жизнь доказала необходимость  повышения самостоятельности региональных  и местных органов исполнительной  власти в вопросах социальной  защиты населения. 

 

          Государственные структуры власти располагают широчайшим спектром возможного влияния на общественную жизнь. Разрабатываемые социальные программы на всех уровнях государственной власти – тому подтверждение.         Несомненный практический интерес для органов исполнительной власти представляет оценка населением эффективности работы государственных и муниципальных органов, социальных служб. Восприятие качества и уровня жизни, социальная адаптация населения в изменяющихся социально-экономических и политических условиях в значительной мере определяются эффективностью работы государственных, муниципальных и иных организаций, непосредственно связанных с обслуживанием населения и оказания ряда услуг. Только 5,3% населения довольны работой магазинов, 3%- работой городского транспорта, качеством воспитания и обучения детей в школе – 3,7%.

   Учитывая мнение  населения префектурой внесены  значительные коррективы в Программу  социальной защиты населения,  реализуемую за счет внебюджетных  источников.

   Таким образом,  функционирование системы социальной  защиты населения, которое происходит  в условиях нарастания социально-экономических  проблем в обществе, все более  переносится на региональный  и муниципальный уровень. 

 

 В/ Специалист по  социальной работе как субъект.

 

       Мировая потребность в социальных работниках возникла в конце прошлого века в связи с проявлениями острых социальных проблем. После двух мировых войн, невиданных экономических и социальных кризисов эта необходимость стала еще более насущной и осознанной.

  Признание за социальной  работой статуса самостоятельной  профессии произошло не сразу.  Еще в 1915 году американец Флекснер  высказал мнение, что социальная  работа не может квалифицироваться  как профессия, потому что она  не имеет предмета научного познания1.

 

  Однако по мере  расширения в мире практики  и методов подготовки социальных  работников, число сторонников признания  социальной работы как новой  профессии, увеличилось.

   В 1947 году Линдерман  /США/  обосновал такой подход  тем, что социальная работа включает в себя знания из других профессий: врача, юриста, психолога, администратора и в условиях противоречивого мира все больше выделяется как самостоятельная профессия 2.

   Исследователь  Хэлл в 1968 году дополнил перечень  характеристик, определяющих социальную работу как профессию:


вера в государственные  услуги общества, саморегулирование, профессиональная автономия и специализированная база знаний.

   Социальные работники  отличаются прежде всего своим  когнитивным опытом, стремлением помочь своим клиентам.

Это в первую очередь  касается тех из них, которые ведут  индивидуальную социальную работу с  детьми, молодежью, семьей, пожилыми и  другими пациентами.

   Эти и люди  работают, руководствуясь научными  принципами /

специализированное умение, техника работы/.


 

1 - Encyclopedia of Social work . 19th Edition. 1995

     NASW PRESS p.2266

2 – Linderman “ Social work Natures in a Confuseol World”-

   N.-Y.,1947.,p.51

 

 

             Должность социального работника введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально- медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы, оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию  необходимой социально-экономической помощи населению; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи и многое другое.

  Общественная значимость  социальных работников и потребность  в них резко возросли из-за изменений, происходящих в семье, демографических процессах.

     Если раньше  семья  практически в полной  мере заботилась о детях и  пожилых, то сейчас изменившееся  ее модель не может выполнять  эти функции.

   Старение населения  ставит перед социальными работниками новые задачи, усиливает потребность общества в развитии геронтологических служб, в проведении научно-исследовательских работ по социальной проблематике.

      Таким  образом, социальная работа как  профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области.

   «Наша работа  не только, а может быть, и не  столько профессия… это –  судьба, наша судьба и судьба  людей, которым мы по долгу  службы помогаем……» Эти слова,  сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности социального работника, его место в обществе и отношение к своей не совсем обычной, но очень гуманной и нужной людям профессии.

 

Г/ Роль общественных и  благотворительных организаций  как субъектов социальной работы.

  

          Поначалу благотворительная и общественная деятельность в нашей стране проходила в условиях правового вакуума.

   Разработка законопроекта  началась в 1991 году. И только  в 1995 году закон «О благотворительной  деятельности и благотворительных организациях» был принят Государственной Думой.

  Значение закона  – в признании государством  эти организаций как особо  социально значимого сектора,  способствующего решению важных  для общества проблем.

   Наиболее многочисленны  среди российских общественных организаций объединения, созданные инвалидами, ветеранами, многодетными семьями, родителями детей-инвалидов, то есть теми людьми, которые лично озабочены какой-то проблемой и пытаются решить ее совместно. Кроме того эти организации очень помогают социальным службам в выявлении нуждающихся граждан.

   Переход от  исключительно государственной  системы социальной защиты к  смешанной, включающей общественную  и частную благотворительность, может и должен гарантировать подлинную защиту граждан.

 

   И все же, учитывая  объектно- субъектный характер  социальной  работы,  важнейшим субъектом  является человек, который при  квалифицированной помощи социального работника, может найти в себе внутренние потенциалы для помощи самому себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           ГЛАВА 2

 

ОДИНОКИЕ ЛЮДИ КАК  ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

  

   В нашей стране, как и во всем мире, в последнее  десятилетие наблюдается значительное  увеличение численности одиноких  пожилых людей. Это вытекает  из увеличения численности пожилых людей вообще. Тенденция к росту численности престарелых требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально- незащищенной категории общества, освоения новых технологий социальной работы с ними.

   Народонаселение  планеты стареет. Причем довольно быстрыми, вызывающими тревогу темпами. Если в 1950 году 60- летнюю границу перешагнули 200 миллионов человек, в 1992 – 400 миллионов, то год 2001-й встретит каждый десятый. А в 1025 году ожидается увеличение до 1,2 млрд. человек.

    В России, согласно  переписи 1989 года, 10126 тысяч – люди  одинокие.

   Одинокие люди  являются важнейшим объектом  социальной работы.

Информация о работе Одиночество как объект социальной работы