Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:32, курсовая работа
Современная международная обстановка, информационный взрыв, международная экономическая и политическая интеграция обусловливают вовлечение все возрастающего числа специалистов в разных областях науки и техники в непосредственное осуществление международных научно-технических связей, сопровождаемых значительным ростом и расширением культурных и деловых контактов, - все это предъявило свои требования к характеру владения иностранным языком и тем самым детерминировало некоторые принципы и параметры новых методов обучения, в частности, иностранными языкам.
Введение ................................................................................................................ 2
Глава 1. Теоретические основы обучения говорению на иностранном языке 5
§ 1.1. Говорение как вид речевой деятельности ............................................... 5
§ 1.2. Существующие методы обучения говорению, их достоинства
и недостатки .............................................................................................. 14
§ 1.3 Трудности при обучении говорению ........................................................ 24
Глава 2. Разработка элементов комплекса упражнений по обучению
говорению на иностранном языке учащихся старших классов ..... 35
§ 2.1. Цели и содержание обучения говорению .............................................. 35
§ 2.2. Требования к структуре и содержанию элементов комплекса
упражнений для обучения говорению ................................................... 50
§ 2.3.
.............................................................................................. 56
Заключение .......................................................................................................... 65
Библиографический список используемой литературы ................................. 69
Приложение 1……………………………………………….............................. 71
Приложение 2……………………………………….........
§ 2.1. Цели и содержание обучения говорению.
Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения [27].
Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:
а) понимать и порождать
иноязычные высказывания в соответствии
с конкретной ситуацией общения,
речевой задачей и
б) осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;
в) пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.
Способность к общению на иностранном языке предполагает также формирование у учащихся определенных качеств, делающих процесс овладения языком как средством межкультурной коммуникации наиболее эффективным. Речь идет о воспитании в учащемся [27]:
- интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;
- понимания себя как
личности, принадлежащей к определенному
языковому и культурному
- понимания важности изучения иностранного языка;
- потребности в самообразовании.
Важным является также развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия [27].
Реализация главной цели
обучения иностранному языку в школе
связана с расширением
По окончании
курса обучения иностранному языку
у учащихся должны быть сформированы
следующие коммуникативные
1. В области говорения:
- осуществлять диалогическое общение со взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения;
- делать высказывания
о себе и об окружающем мире,
о прочитанном, увиденном,
2. В области аудирования [27]:
- в условиях непосредственного
общения, в том числе с
- понимать просьбы и
указания учителя, сверстников,
- понимать общее содержание
учебных, а также небольших
и несложных аутентичных
и преимущественно невербально на их содержание;
- полностью и точно
понимать короткие сообщения
преимущественно
При формировании навыков говорения на уроке иностранного языка (ИЯ) важно, чтобы процесс обучения проходил на изучаемом языке, но в тоже время он не должен концентрироваться только на языковых проблемах. В своей совокупности уроки ИЯ должны быть типологически разными, при этом приоритетная тема постоянно меняется в зависимости от конкретной цели текущего урока. На уроке решает одну главную задачу, при этом остальные являются сопутствующими. Отсюда и определение типов уроков развития того или иного вида речевой деятельности, уроков ознакомления, тренировки, контроля и т.д. [27].
Однако навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, а значит, должны быть и уроки, направленные главным образом на развитие навыков говорения [3].
В содержание обучения иностранным языкам входят:
- языковой материал (фонетический,
лексический, грамматический), правила
его оформления и навыки
- сферы общения, темы и ситуации;
- речевые умения, характеризующие
уровень практического
- комплекс знаний и
представлений о национально-
- общие учебные умения,
рациональные приемы
Как уже отмечалось выше устноречевое общение может иметь монологическую, диалогическую или полилогическую форму [5].
Содержание урока целью которого является обучение монологу.
Тематические планы урока строятся исходя из разновидностей монолога, которые встречаются в реальном общении. В частности к ним можно отнести [21]:
- приветственную речь;
- похвалу;
- порицание;
- лекцию;
- рассказ;
- характеристику;
- описание;
- обвинительную или
Прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей [21].
На уроке все несколько иначе. Ситуацию надо создать, а иначе исчезает самая важная и самая первая характеристика монолога — целенаправленность, которая в значительной степени определяет и все остальное. В целом монолог обладает следующими характеристиками [8]:
- целенаправленность (соответствие речевой задаче);
- непрерывный характер;
- логичность;
- смысловая законченность;
- самостоятельность;
- выразительность.
В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений говорения [9]:
1) «сверху вниз»;
2) «снизу вверх».
Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур. [9]
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Содержание урока построенного по методу: путь «сверху вниз».
Речь идет о формировании монологических умений на основе различных этапов работы с текстом. Данный путь имеет целый ряд преимуществ.
Во-первых, текст достаточно полно очерчивает речевую ситуацию и учителю не надо придумывать хитроумные способы для ее создания на уроке. В данном случае речь идет лишь о ее использовании для порождения речевых высказываний учащихся и о частичном видоизменении с помощью речевых установок и упражнений [9].
Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок и т.д. [8].
Задания после прочтения текста предполагают более продолжительные высказывания. Здесь же происходит установление логико-смысловых связей речи, анализ использованных средств выразительности, речевых приемов, способов аргументации и т.д. Вот лишь некоторые из заданий, которые составляют содержание урока [8]:
1. Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста.
2. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.
3. Выбрать глаголы,
4. Доказать, что...
5. Определить основную идею текста.
6. Охарактеризовать...
7. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.
8. Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.).
9. Придумать другой конец для рассказа.
Во-вторых, грамотно отобранные тексты имеют высокую степень информативности, а значит, и предопределяют содержательную ценность речевых высказываний учащихся, способствуют реализации образовательных целей обучения [8].
В-третьих, аутентичные тексты различных жанров дают хорошую языковую и речевую опору, образец для подражания, основу для составления собственных речевых высказываний по образцу [8].
Содержание урока построенного по методу: путь «снизу вверх».
В данном случае монолог строится без опоры на конкретный текст [9]. Данный путь применяется учителем в следующих случаях:
1. На начальном этапе
обучения, когда ученики еще не
умеют читать или когда
2. На среднем и старшем
этапах обучения, когда языковой
и содержательный уровень
3. Для того чтобы получить
желаемый уровень
- у учащихся есть достаточный
информационный запас по
- уровень языка (лексический и грамматический) достаточен для успешного обсуждения данной темы на иностранном языке;
- в речевом репертуаре
учащихся имеется необходимый
запас средств реализации
- учащиеся владеют речевыми умениями (способами связи различных речевых высказываний, дискурсивными приемами, композицией речи и т.д.).
В соответствии с принципом интеграции и дифференциации обучение практически всем аспектам языка и видам речевой деятельности тесно взаимосвязано. Если при обучении монологу путем «сверху вниз» мы установили тесную связь с работой над текстами, то в данном случае можно проследить аналогичные параллели с формированием лексических навыков речи, особенно на этапе работы на уровне предложения и сверхфразового единства.
В таблице 1 представлены примеры заданий и упражнений на начальном этапе обучения монологу [8].
Этапы работы |
Примеры заданий и упражнений |
1. Ознакомление со словами и их первичная отработка на уровне слова и словосочетаний |
• Назвать слово, глядя на картинку.
• Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов.
• Прочитать слова.
• Составить словосочетания из предложенных слов.
• Заполнить пропуски в предложении.
• Найти ошибки.
• Отгадать слово по его дефиниции. |
2. Отработка слов на уровне предложения |
• Ответить на вопросы, предполагающие использование новой лексики.
• Сформулировать вопросы к имеющимся ответам.
• Заполнить пропуски/закончить предложения.
• Соединить разрозненные части предложения.
• Перефразировать предложения с использованием предложенных слов.
|
3. Работа на уровне сверхфразового единства. |
• Описать картинку.
• Использование различных языковых и речевых игр (на отгадывание, описание; командные соревнования и т.д.). |