Обследование устной речи шестилетних детей с балльно-уровневой оценкой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:34, реферат

Краткое описание

Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Данная методика адаптирована для обследования шестилетних детей. Рецензент, кандидат пед. наук, доцент кафедры методик дошкольного и начального образования Нижневартовского гуманитарного университета Н.С. Малетина.

Файлы: 1 файл

Обследование устной речи шестилетних детей с балльно.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Обследование  устной речи шестилетних детей с  балльно-уровневой оценкой  

Гуськова Светлана Анатольевна, учитель-логопед  

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками, Логопедия  

Методика предназначена  для выявления особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Данная методика адаптирована для обследования шестилетних детей. Рецензент, кандидат пед. наук, доцент кафедры методик дошкольного и начального образования Нижневартовского гуманитарного университета Н.С. Малетина. 

Разработан протокол обследования речи детей (Приложение 1). Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня речевого развития ребенка, поэтому большинство заданий не предусматривают оказание помощи. Исключение составляют пробы, в которых помощь, как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь (“Неверно, подумай еще.) нередко приводит к актуализации правильной формы слова. Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики для пятилетних детей равно 414 баллам. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если указанные выше цифры (соответственно данному возрасту) принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 414. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из четырех уровней успешности, выявленных в результате экспериментальной работы Т.А.Фотековой.  

IV ур. - 100-80 % речевое  развитие соответствует норме; 

III ур. - 79,9–65% ЗПР,  ОНР;  

II ур. - 64,9–50% ЗПР,  ОНР, ТНР;  

I ур. - 49,9% и ниже  ТНР; патология речи, усугубленная интеллектуальными нарушениями. 

Для того, чтобы  получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный для данной серии балл). В первой серии целесообразно тем же самым способом посчитать процент успешности для каждого задания в отдельности (Приложение 2). Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль (Приложение 3), отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий: 

1 - артикуляционная  моторика 

2 - звукопроизношение 

3 - фонематическое  восприятие 

4 - слоговая структура  слова 

5 - навыки языкового  анализа и синтеза (для 5-6-ти  летних детей) навыки фонематического  анализа (для 4-х летних детей) 

6 - словарь и  словообразовательные процессы (для  5-6-ти летних детей) активный  словарь (для 4-х летних детей) 

7 - грамматический строй 

8 - понимание  логико-грамматических отношений  (для 6-ти летних детей) 

9 - связная речь 

Получив такой  профиль, можно сразу вычленить  как наиболее несформированные, так  и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь  на этом, разработать коррекционную программу. 

В методике использованы речевые пробы, предложенные А.Р. Лурия, Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Г. Шевченко, А.П. Нечаевым, Г.А. Волковой, С.Е.Большаковой, Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломаха, Н.М. Трубниковой, Т.А. Фотековой. Для оценки успешности выполнения заданий была использована балльная система, разработанная Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой. 

Методика включает шесть серий, объединяющих определенное количество речевых проб. Каждая проба  оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из пяти серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики. 

Для каждой серии, а в некоторых сериях и для  каждой группы проб, разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность получения более дифференцированного результата.  

Для серий I (кроме  звукопроизношения; опознание звука, слога; повторения ряда слов), II; III; IV - 1; 0,5; 0,25; 0 баллов. 

Для опознания  звуков, слога; повторения ряда слов – 5, 3, 1, 0 баллов 

Для звукопроизношения  – 3; 1,5; 1; 0 баллов. 

Для серии V - 1; 0,5; 0 баллов. 

Для серии VI – 5; 2,5; 1; 0 баллов. 

В разных заданиях эти градации отражают четкость и  правильность выполнения, характер и  тяжесть допускаемых ошибок, и  использование помощи. 

При необходимости  уточнить состояние какой-либо стороны  речи каждая из серий методики может быть использована самостоятельно 

Максимальное  количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб данной методики, равно 414 баллам. 

Серия I - Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий. 

Первая группа проб нацелена на исследование состояния артикуляционной моторики путем выполнения 10 движений и цепочек движений по показу логопеда. 

Инструкция: “Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения”. 

Для того, чтобы  оценить выполнение артикуляционных  движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. 

Оценка: 1 балл –  правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик  предъявленному; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения. Максимальное число баллов за все задание – 10. 

Вторая группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отраженное проговаривание специально подобранных  слов.  

В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представится в ходе дальнейшего обследования. Окончательная оценка звукопроизношения производится на основе всего обследования, которое дает возможность проверить произношение различных звуков в разных речевых ситуациях. 

Инструкция: “Повторяй  за мной слова”. 

Оценка: предлагается условно разделить все звуки  на пять групп: 

Первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (1 группа – свистящие  С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; 2 группа – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 – Л, ЛЬ; 4 – Р, РЬ) и 5 группа – остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки Г, К, Х, и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков. 

3 балла –  безукоризненное произношение всех  звуков группы в любых речевых  ситуациях; 1,5 балла – один или  несколько звуков группы изолированно  и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам  или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают звуки З, С, Ц, а СЬ, ЗЬ сохранены). Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются. Максимальное число баллов за все задание – 15. 

Третья группа нацелена на исследование состояния  фонематического слуха: в ней 30 проб, предусматривающих опознание гласного звука среди ряда гласных звуков; опознание согласного звука среди  ряда согласных звуков; выделение заданного слогов среди ряда слогов; различение звуков по противопоставлениям (звонкости-глухости, мягкости-твердости, соноры, шипящие-свистящие); повторение ряда слогов; повторение ряда слов, близких по звуковому составу (по 1, 1, 1, 10, 15, 2 соответственно). 

а) Опознание  звука (слога) среди ряда звуков (слогов). 

Инструкция: “Подними руку, когда услышишь -О-; -К-; слог -ШО-”. 

Оценка: 5 балл –  правильный ответ с первой попытки; 3 балла – правильный ответ, но в  ответах замечается замедленность и неуверенность; 1 балла – один правильно угаданный звук; 0 – отказ от выполнения. 

Максимальное  количество - 5 баллов за каждое из трех заданий, всего 15 баллов. 

б) Определение  способности дифференцировать оппозиционные  звуки. 

Инструкция: “Покажи  картинку”. 

Ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей  помощи: “Подумай еще”. 

Оценка: 1 балл –  правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки. Максимальное число баллов за все задание – 10. 

в) Повторение ряда слогов состоит из 15 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически  сходными звуками. 

Инструкция: “Слушай  внимательно и повторяй за мной как  можно точнее”. 

Предъявление  – воспроизведение – предъявление - воспроизведение.  

Вначале предъявляется  первые член пары (ба-па), затем второй (па-ба). Оценивается воспроизведение  пробы в целом (ба-па-па-ба). Слоги  предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи. 

Оценка: 1 балл –  точное и правильное воспроизведение  в темпе предъявления; 0,5 балла  – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па); 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой, пропусками; 

0 – баллов  отказ от выполнения, полная невозможность  воспроизведения пробы. Максимальное  число баллов за все задание  – 15. 

г) Повторение ряда слов, состоит из 2 проб, представляющих собой цепочки слов, близких по звуковому составу. 

Инструкция: “Слушай  внимательно и повторяй за мной как  можно точнее”. 

Предъявление  – воспроизведение. 

Слова предъявляются  до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи. 

Оценка: 5 балл –  правильный ответ с первой попытки; 3 балла – правильный ответ, но в  ответах замечается замедленность  и неуверенность; 1 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой, пропусками; 0 – отказ от выполнения. 

Максимальное  количество - 5 баллов за каждое из двух заданий, всего 10 баллов. 

Четвертая группа проб направлена на исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова и включает в себя 10 слов с постепенным усложнением слоговой структуры. 

Инструкция: “Повторяй  за мной”. 

Слова предъявляются  до первого воспроизведения. 

Оценка: 1 балл –  правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;  

0,25 балла –  искажение звуко-слоговой структуры  слова (пропуски и перестановки  звуков и слогов внутри слова); 0 баллов – невоспроизведение. 

Максимальное  число баллов за все задание – 10. 

Максимальная  оценка за всю 1 серию – 75 баллов. 

Серия II – Исследование навыков языкового анализа и  синтеза – 

состоит из 40 проб и включает 8 групп заданий - определение  первого гласного, согласного звука  в слове; определение последнего согласного, гласного звука в слове; определение места звука в слове; определение последовательности звуков в слове; определение количества звуков в слове; составление слов из последовательно данных звуков, определение количества слогов в слове; определение количества слов в предложении (10, 10, 3, 2, 4, 4, 3, 4 соответственно). 

Первая группа состоит из 10 проб. 

Информация о работе Обследование устной речи шестилетних детей с балльно-уровневой оценкой