Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:29, реферат
Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы.
Введение 3
Оратор и аудитория 3
Подготовка речи: выбор темы, цель речи 8
Способы словесного оформления публичного выступления 13
Логические и интонационно-методические закономерности речи 16
Заключение 20
Список литературы 20
Особенности устной публичной речи
Содержание
Введение 3
Заключение 20
Список
литературы 20
Введение
Существует довольно много классификаций публичных выступлений. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления.
Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы.
К выступлению нужно правильно подготовиться. Если упустить из виду хотя бы один из этапов подготовки, речь может быть неудачной. При подготовке выступления (как и при выполнении любой другой важной задачи) необходимо задать себе три самых важных вопроса: 1. Что я делаю? 2. Зачем я это делаю? 3. Как я это делаю? Ответы на них помогут определить соответственно тему выступления, цель выступления, а также непосредственно заняться подготовкой содержательной стороны речи (составлением плана, сбором материала, обдумыванием структуры речи).
Выступление обычно строится по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.
Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.
С.Ф. Иванова в работе "Специфика публичной речи" (М., 1978) выявила индивидуальные речевые типы:
1) Рационально
- логический. Ораторы этого типа
склонны к анализу явлений,
к рассуждениям и строгой
2) Эмоционально
- интуитивный. Представители
3) Философский.
Ораторы - "философы" более или
менее эмоциональны, склонны к
анализу, иногда бывают очень
организованны в своей работе,
а иногда без всякой видимой
организации раскрывают какой-
Схема. Критерии оценки аудитории
Схема. Признаки аудитории
Схема. "Образ аудитории" и ее социо-психологические параметры
Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.
Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции.
Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.
Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи. Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт.
Выступающий
обычно медленно обводит взглядом слушателей.
Перед началом речи выдерживают
небольшую психологическую
В каждое
слово речи необходимо вливать как
можно больше силы и энергии. Для
современной ораторской речи является
характерным сочетание логико-
Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение. Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:
Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы, и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.
Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.
Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
Показ практической значимости информации. Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.
Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".
Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").
Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.
Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.
Прием
апелляции к собственным
Среди
приемов ораторской речи, существенно
повышающих ее эффективность и
Практически
во всех руководствах по ораторскому
искусству среди лексических
приемов рекомендуется
Тропы
- это речевые обороты и
Сравнение
- один из наиболее часто используемых
приемов, который обладает большой
убеждающей силой, стимулирует у
слушателей ассоциативное и образное
мышление и тем самым позволяет
оратору достичь желаемого
Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или контрасту. Например:
"Локомотив
истории остановить невозможно.
Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: "Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!."
Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды прохожий спросил у строителя: "Что ты делаешь?" Тот подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель на тот же вопрос ответил:
"Зарабатываю деньги!"
Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: "Редкая птица долетит до середины Днепра".
Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации. Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть "барьер", служат объединению говорящего со слушателями.
Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д.Карнеги, утверждавший, что " многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь".
Подготовка
к конкретному выступлению
Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы:
докоммуникативную, т.е. планирование и подготовку выступления и коммуникативную – реализацию выступления.
В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора: