Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:29, реферат
Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы.
Введение 3
Оратор и аудитория 3
Подготовка речи: выбор темы, цель речи 8
Способы словесного оформления публичного выступления 13
Логические и интонационно-методические закономерности речи 16
Заключение 20
Список литературы 20
- тема и цель выступления;
- участники коммуникации, аудитория;
- условия: место и время.
Работа на этом этапе носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес для выступающего и его слушателей.
Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.
Следует помнить, что выступление имеет три составляющие:
- Задача, или цель, речи;
- Тема или проблема;
- Метод выступления.
Цель речи состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить – побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили точку зрения. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха. .
Стержневая
идея – это основной
тезис, который необходимо
ясно сформулировать с самого начала.
В речи может быть несколько стержневых
идей, но не более трех. Стержневая
идея дает возможность
задать определенную тональность
выступлению. Например, доклады
на научно-технические темы
могут произноситься с
Сформулировать основной тезис выступления означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
Тема выступления должна быть конкретизирована, интересна, понятна для аудитории.
Оратор должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом. Необходимо участь, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей. Тему следует тщательно выбирать. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других. Затем, нужно попробовать сузить тему выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.
Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. Речь должна вызреть. Необходимо выбрать тему, обдумывать ее в свободное время, сделать ее предметом бесед, записывать пришедшие в самое различное время мысли, примеры, соображения. За это время появится множество новых идей. В процессе выбора темы и определения целевой установки рекомендуется проконтролировать себя вопросами:
- Действительно ли меня
- Достаточно ли я знаю по
данному вопросу и могу ли
я заручиться достаточными
- Смогу ли я уложиться в отведенное время?
- Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
- Будут ли соответствовать мои
тема и цель уровню знаний,
интересам и установкам
Итак, подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.
Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Поэтому при планировании публичного выступления значительную роль играет анализ аудитории. Важно определить, что интересно и полезно людям, что им нравится и, наоборот, что не производит на них впечатления.
Анализ
аудитории может идти по ряду параметров:
возраст, пол, религиозная и культурная
основа, интеллектуальный уровень, профессия,
национальность, политическая ориентация,
уровень осведомленности в
Существенный
признак аудитории –
После
анализа следует приспособить выступление
к аудитории, выбрать соответствующий
код – общий или
В процессе речи параллельно анализируется реакция аудитории и вносятся соответствующие коррективы.
Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой
публики, чтобы лучше узнать аудиторию.[2.4]
Оценка
темы, цели и аудитории является
основой и фоном следующего
этапа докоммуникативной фазы
– «кодирования», т.е.
- Поиск и подбор материалов.
Основными источниками, из
- официальные документы;
- научная, научно-популярная литература;
- справочная
литература: энциклопедии, энциклопедические
словари, словари по различным
отраслям знаний, лингвистические
словари, статистические
- художественная литература;
- статьи из газет и журналов;
- передачи радио и телевидения;
- результаты социологических опросов;
- собственные знания и опыт;
- личные контакты, беседы, интервью;
- размышления и наблюдения.
Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.
При подготовке
к выступлению необходимо использовать
и так называемый местный материал,
т.е. имеющий отношение к
Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, который требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению необходимо начинать заранее.
Данный
этап подготовки во многом
определяет успех будущего
- Композиционно-логическое
оформление речи. При планировании
выступления необходимо
Для информационной речи такими словами могут быть анализ, демонстрация, объяснение, суммирование, сравнение, описание, обсуждение, перечисление, показ.
Цель убеждающей речи может включать слова принять, сделать, вступить, поддержать, согласиться, внести вклад, помочь, защитить, предложить, разделить мнение, выступить за.
Возможны
интонационные окраски
- мажорная;
- беспечная или юмористическая;
- шутливая;
- сердитая или упрекающая;
- мрачная;
- торжественная;
- предостерегающая;
- просительная.
- Использование
фактологического материала.
Место
и время – важные факторы
успешного выступления. На речь
влияют место, освещение, температура
в помещении и пр. Небольшая
комната располагает к
Человек,
находящийся в большой
Имеет значение время дня и день недели. Ранним утром труднее овладеть вниманием аудитории, а после обеда его легко потерять. Поэтому в таких ситуациях следует использовать возбуждающие приемы – юмор, драматизацию, необычный материал.
Чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.
Подниматься
на трибуну необходимо только в том
случае, если аудитория довольно велика
и в связи с этим возникает
необходимость для оратора
Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны.
Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.
Один из важных вопросов, возникающих при подготовке публичного выступления ,-обязательно или нет предварительно составлять письменный текст речи. Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия считают, что речь должна быть предварительно написана. По совету А.Ф. Кони лучше – написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способность к свободной и спокойной речи. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленной в окончательном виде материал. Существует и диаметрально противоположная точка зрения.