Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:29, реферат
Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы.
Введение 3
Оратор и аудитория 3
Подготовка речи: выбор темы, цель речи 8
Способы словесного оформления публичного выступления 13
Логические и интонационно-методические закономерности речи 16
Заключение 20
Список литературы 20
Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять. Ее можно показать коллегам, дать на просмотр специалистам, добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать повторений, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной.
Существует еще один способ оформления публичного выступления – конспект. Он отличается от текста тем, что в нем выступление закреплено не дословно и можно разыгрывать любые словесные вариации. В конспекте, даже кратком, целесообразно оставлять некоторые текстовые моменты:
- первую фразу или 2-3 фразы;
- концовку (2-3 фразы);
- наиболее ответственные формулировки, которые имеют для данного выступления особую значимость;
- цитаты, цифровые данные, имена собственные и т.п.
Конспектом,
как правило, пользуются опытные
ораторы. Иногда, выступающие, имеющие
значительный практический опыт,
пользуются только планом. Его отличие
от конспекта в том, что в нем
не фиксируется смысловое содержание
речи, а лишь дается система ориентиров
для развертывания этого
И, конечно, высший класс умений публичного выступления – речь вообще без всякой бумажки.
Итак, существуют следующие формы работы над выступлением:
- Полный текс ( не для чтения, а для пересказа своими словами);
- Подробный
конспект с основными
- Неподробный
конспект с обозначением
- План с цитатами и т.п.;
- Речь без бумажки.
Безусловно, у каждого оратора свои методы работы с текстом речи. Главное, не забывать, что овладение материалом выступления – весьма ответственный этап в деятельности оратора. Две тысячи лет назад Гораций писал:
" Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить!
Книги философов могут тебя в том достойно наставить,
А выраженья за мыслью придут уже сами собой".
Затем необходимо избрать способ выступления – заглядывая в конспект или избегая чтения текста.
Речь, произнесенная без подготовки, подкупает естественностью, спонтанностью. Ее недостаток в том, что у выступающего нет возможности использовать данные статистики, иллюстрации и т.п.
Использование конспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой.
Чтение же заранее написанного текста обеспечивает точность, но при этом у докладчика слабые возможности приспособиться к аудитории и поддерживать с ней зрительный контакт. Воспроизведение написанной речи по памяти редко используется из-за потенциальных неприятностей, которые могут возникнуть, если докладчик забыл какую-то деталь, потерял мысль. Такая речь заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории и импровизацию.
Многие
опытные ораторы советуют выступать
с опорой на текст. Написанный текст
речи осмысливается, анализируются
проблемы, о которых будет идти
речь, выделяются основные смысловые
части, текст несколько раз
Система обозначений и выделений может быть самой разнообразной : прямая, волнистая и пунктирная линии; обведение в квадрат, кружок; римские и арабские цифры; использование карандашей и фломастеров и т.п.
Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. [1.2.4]
"В речи имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет значение. Дело не столь в том, что вы говорите, сколько и в том, как вы это говорите". [3] Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересно и важной темы она ни касалась. И наоборот, яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
При выступлении оратору необходимо знать:
- связь
пунктуации с характером
- зависимость
интенсивности произношения от
логического ударения, от порядка
слов в предложении, от того,
к какой части речи
используя следующие элементы и особенности речи:
Логическое ударение, в отличии от грамматического, выделяет не отдельный слог, а целое слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания. Ударение, в данном случае, не буквально. Выделить важное по смыслу слово можно, отделив его от остальных паузой, сменив ритм фразы, изменив тон т.д.
Речь воспринимается трудно, если в ней отсутствуют логические ударения. Но еще труднее понять фразу, в которой подчеркивается чуть ли не каждое слово.
Содержание высказывания и его смысл позволяют выступающему выявить логическое ударение. Кроме того, существуют логические правила устной речи:
- если
во фразе имеется
- при
сочетании двух
- всегда выделяются однородные члены предложения;
- прилагательное обычно не принимает на себя ударение;
- при сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения;
- частицы "не" и "ни" интонационно не выделяются.
Перегружать речь логическими ударениями не стоит, так как при этом все фразы оказываются важными, внимание слушателя рассеивается и он упускает то, что на самом деле является важным. Необходимо не только правильно расставлять логические ударения, но и снимать лишние, отделять интонационно самое необходимое по смыслу от второстепенного.
Интонация – играет значительную роль в устной речи. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания, его длительность и тембр.
Тон звука является важнейшим компонентом речевой интонации. Монотонность – когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи – считается большим недостатком. Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон. Предельно высокий тон физически утомляет, вызывает усталость, а низкий тон зачастую раздражает, поскольку требует от слушателя большого напряжения.
Высота тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональные ораторы, увлеченные и энергичные, чаще всего говорят в повышенном тоне, Робкие, пассивные говорят, наоборот, низким тоном.
Задача оратора – определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность.
Интенсивность
звучания зависит от напряженности
и амплитуды колебания
Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.
Темп
речи имеет большое значение для
успеха выступления. Быстрая речь требует
усиленного внимания, что вызывает
быстрое утомление и желание
перестать слушать
- Выступающий
по неопытности намечает много
вопросов и считает
- Оратор
пренебрежительно относится к
аудитории и стремится
- Иногда
быстрая речь бывает
Нежелательна и замедленная речь. Она расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию. Выступающему важно уметь менять темп речи, Если требуется что-то подчеркнуть, выделить (определение, выводы), то темп необходимо замедлить. Когда же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп ускоряется.
Тембр- это дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др. Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, своя тембровая окраска. Тембр называют еще "цветом " голоса. Характер тембра очень разнообразен, а восприятие – субъективное. В описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие зрительное восприятие, слуховое, ассоциативное, эмоциональное.
Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение выступающего, его отношение к предмету обсуждения. Интонация выполняет и синтаксические функции, указывая:
- конец фразы;
-ее
законченность или
- к какому
типу относится предложение,
Интонация
отличает устную речь от
А.Б. Шапиро так: "В устной речи мы делаем много пауз, повышения и понижения тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т.п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте уже по одному тому, что для этого потребовалось бы огромное количество разнообразных знаков, - наверное , не меньше, а возможно и больше, чем их требуется для музыкальных текстов".
Таким образом, каждый, кто заинтересован
в успехе свого выступлении
должен разбираться в том, что
происходит с тоном голоса, как
он изменяется, каков его интонационный
рисунок при произнесении
Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало.
Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.
Пауза – по словам К.С. Станиславского: "Важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей".
Существуют следующие виды пауз: паузы хезитации, т.е. паузы обдумывания, размышления; интонационно-логические и психологические, интонационно-синтаксические, ситуативные и физиологические.
Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза – на месте запятой, а самую длительную требует точка. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Пауза необходима, если следует подчеркнуть какую-либо фразу. Внезапное молчание производит такое же впечатление, как и внезапный звук – оно привлекает внимание. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).