Разговорный русский язык и устная публичная речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:37, реферат

Краткое описание

В работе автор пытается раскрыть все особенности разговорного русского языка и устной публичной речи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3-4
Глава 1. Основные особенности современного разговорного языка …………. ………5-10
1.1. «Плохой» русский язык…………………………..6-8
1.2.Формирование тенденций речевой практики…………8-10
Глава 2. Особенности устной публичной речи…………………… 11 -16
2.1. Социально-политическое красноречие ……….11-12
2.2. Академическое красноречие ………12
2.3. Судебное красноречие ………………………12-13
2.4. Оратор и его аудитория …………………………13-14
2.5. Аргументирование в ораторском искусстве ………….14-16
Заключение……………………………………………………………………..17 - 18
Библиографический список ………………………………………………….19 – 20

Файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации

 

Филиал ФГБО ВПО (НИУ) «Южно-Уральский государственный  университет»

 

в г. Усть-Катаве (Челябинск)

 

Кафедра «Машиноведение»

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

На тему «Разговорный русский язык и устная публичная речь: особенности и отличия.»

 

 Выполнил:

 

студент группы 112

 

Храмов Д.Н.

Проверил:

 

преподаватель

 

Панфилова Е.В.

 

г. Усть – Катав

 

2012 г.

 

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………….. 3-4

 

Глава 1. Основные особенности  современного разговорного языка …………. ………5-10

1.1. «Плохой» русский  язык…………………………..6-8

1.2.Формирование тенденций  речевой практики…………8-10

Глава 2. Особенности устной публичной речи…………………… 11 -16

2.1. Социально-политическое красноречие ……….11-12

2.2. Академическое красноречие ………12

2.3. Судебное красноречие ………………………12-13

2.4. Оратор и его аудитория …………………………13-14

2.5. Аргументирование в ораторском искусстве ………….14-16

 

 

 

 

 

Заключение……………………………………………………………………..17 - 18

 

Библиографический список ………………………………………………….19 – 20

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Современный русский язык - это язык великорусской  народности, который является в настоящий  момент государственным языком РФ и  некоторых других государственных  образований. А также одним из мировых языков.

 

Русский язык - это язык русского народа (около 140 млн. человек), представители которого в настоящее время проживают не только в России, но и во многих других странах мира.

 

Язык - главное  средство человеческого общения: люди не могут без языка передавать и получать нужную информацию, воздействовать на окружающих.

 

Русский язык - это язык Российского государства, всех важнейших документов, определяющих жизнь общества; язык является также  средством массовой коммуникации - газет, радио, телевидения, а в последние  годы и осуществляемой через компьютерную сеть электронной связи. Иными словами, жизнь общества невозможна без национального языка.

Каждый  язык проходит несколько этапов своего развития. Для русского языка можно  выделить пять основных этапов.

 

1) Временные  рамки (до 9 века н.э.)

 

2) Письменный  до национальный (с 9 по 14 н.э.)

3) Письменный  национальный (16-18 век) русский язык  становится государственным.

 

4) Становление  русского литературного языка  (18 начало 20 века)

 

5) Современный  русский язык (с начала 20 века  и по наши дни.)

 

 Язык - это  система словесного выражения  мыслей, обладающих определенным  грамматическим и звуковым строем.

Современное общество характеризуется интенсивным  развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы  речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др. Большинство дисциплин, введенных в образовательный процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических специальностей, имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам.

К ним придется отнести связи с общественностью, менеджмент и администрирование, различные  бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины.

Здесь мы попытаемся раскрыть все  особенности разговорного русского языка и устной публичной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные особенности современного разговорного языка.

Современный русский язык существует в нескольких формах, в качестве ведущей обычно выделяют язык литературный, включающий две разновидности - письменную и разговорную. Разговорная разновидность реализуется в речи носителей языка в условиях непосредственного, непринужденного, неофициального общения. Тем не менее понятие разговорного русского до настоящего времени не имеет однозначного толкования. В данном исследовании русский язык будет определяться как "разговорный язык" - разновидность литературного языка, употребляемая в условиях непринужденного общения. Следует отметить сильную зависимость разговорного русского от ситуации, что позволяет не выражать вербально многие содержащиеся в ней элементы сообщения. Ситуация включает условия общения, предметный ряд, время и место, участников, их отношения друг к другу и т. д. Отмечается, что разговорный язык обычно составляет основную часть речевой деятельности человека. Она может быть использована в разных ситуациях общения, при ее изучении необходимо учитывать и лингвистические, и экстралингвистические факторы.

Среди последних выделяются: социолингвистический аспект, невербальные средства, обстановка речи, индивидуальные особенности голоса собеседников, их манера говорить, психические черты говорящего. С этими факторами связаны лингвистические фонетические характеристики (темп,

ритмика, синтагматическое членение и др.). Разговорный русский отличается от "организованных" типов речи и тем, что переход в разговоре от "обиходно-бытовой" тематики к специальной (в той или иной мере в зависимости от обстановки, важности для говорящих обсуждаемых вопросов и т. п.) способствует изменению характера разговорности, причем переход не требует стилистической мотивировки и не связан с задачами композиционного построения речи. По существу разговорный русский "многослоен" и в известном смысле "многостилен".

В сознании говорящего существует представление  о том, как надо сказать в той  или иной ситуации - это некое представление о норме (речевом поведении в различных ситуациях).

 

С учетом сказанного выше о специфике  разговорного русского предпочтительным для ее изучения является рассмотрение разговорного русского как дискурса, куда помимо текста включаются условия, в которых он реализуется. Понимание дискурса близко к его пониманию социологами: "Для социальной коммуникации важно, что в дискурсе отражены не только языковые формы высказываний, но содержится и оценочная информация, личностные и социальные характеристики коммуникантов, их фоновые знания, имплицируется коммуникативная сфера и социальная ситуация". Соответственно, различные соотношения экстралингвистических факторов ведут к появлению разных вариантов текстов. Поэтому можно говорить о том, что социальные и личностные характеристики коммуникантов (адресанта и адресата), а также непосредственные условия, в которых протекает общение, будут определять выбор того или иного варианта речи. При этом особый интерес представляет выявление экстралингвистических факторов, определяющих выбор просодического эталона.

 

 

 

Исследования показали, что не все  экстралингвистические факторы  оказывают одинаковое влияние на различные уровни языка. Так, для  физического уровня устного текста важным оказывается учет условий  речеобразования, определяющий выбор просодического эталона, в наибольшей степени соответствующего конкретной ситуации. В качестве наиболее значимых для фонетического уровня (на материале исследования иностранных языков) были выделены: подготовленность / неподготовленность речи, социальные отношения между участниками коммуникации, коммуникативное намерение говорящего, сфера коммуникации, вид контакта между коммуникантами, эмоциональное участие коммуникантов, количество участников коммуникации.

Особую разновидность разговорного русского составляют телефонные разговоры, характеризуемые отсутствием визуального контакта между собеседниками, использованием специфического канала общения, а также возможными временными ограничениями. Для телефонных разговоров выделяется свой поднабор значимых экстралингвистических факторов , сама же речь по телефону имеет особые свойства, отличающие ее от разговорного русского . Тем не менее можно считать, что правомерно и целесообразно рассматривать телефонные разговоры как дискурс, поскольку именно такой подход позволит исследовать особенности порождения речи (и ее просодического оформления) в зависимости от экстралингвистических факторов, разработать классификацию специфического дискурса, оценить собственно лингвистическую структуру, условия общения, характеристики говорящих.

1.1 «Плохой»  русский язык.

 

Сейчас в новой России популярен  сленг, применение ни к месту иностранных  слов, жаргонов различных мастей. Это, конечно, все понятно. Ведь кто после  развала СССР стал доминировать в  нашей стране? Организованный преступный мир. Он имеет свою структуру, он имеет свой язык.

И элементы этого языка, как доминирующей культуры, естественно, стали занимать главенствующее место. Кстати, в этом нет ничего необычного. Так происходило  во все времена и у всех народов - образ жизни, культура ядра страны распространяется на всю периферию, насаждая и свой язык.

Однако в этой закономерности есть и обратная сторона: язык, являясь  средством общения, может подтягивать, как магнит, культуру. Поэтому нужно  провести следующую работу: постараться поднять престиж "высокого" слога, сделать его отличительной чертой преуспевающего человека.

Правильная, сбалансированная речь должна стать нормой в обществе. Мало того, культурная речь должна быть обязательной и необходимой для большинства. Тогда, конечно, такая языковая культура потянет за собой наиболее соответствующий ей слой общества. И он займет доминирующее положение.

В данном случае у нас, к сожалению, этого не происходит. Со всех сторон: из газет, радио, телевидения и даже Интернета на человека обрушиваются примеры употребления слов низкой культуры, и такое извращенное, мутированное положение с нашим великим и могучим в прошлом языком уже воспринимается, как правило, как достойное обновление новыми течениями жизни. Но давайте разберемся, где вершки, а где корешки и не будем путать причину и следствие.

Для примера возьмем остросюжетные  фильмы, которые в силу своей увлекательной  природы имеют прямое воздействие  на сознания людей. И что они видят? Воры, убийцы, пьяницы-менты живут яркой, захватывающей жизнью. Слово, брошенное героем фильма, сразу же становится у всех на слуху, прорастая в массах богатым урожаем.

 

К примеру, давайте рассмотрим влияние  фильма "Интердевочка", который  многие видели. Несмотря на сложность, трагичность судьбы главной героини, ее жизнь была подана как захватывающее приключение, полное романтики звездное возвышение над обычной, серенькой жизнью обывателей.

 

И сразу же деятельность валютной проститутки стала для многих престижной. Вы понимаете, что произошло? Один фильм сделал панельное ремесло в стране заманчивым и многообещающим времяпровождением. Проведенные вскоре социологические опросы девушек показали, что большинство из них мечтает стать проститутками.

Действительно, сама тема актуальна. Бандиты и всякая другая нечисть на данный момент просто захлестнула страну. Конечно, об этом надо говорить, и говорить громко, чтобы было слышно каждому, но не в восхвалительных тонах, тем самым, пропагандируя такой образ жизни. А нужно, показывая эту накипь, тут же демонстрировать и оборотную сторону их жизни, выставить ее в антитезу нормальному слою общества, который устроен и говорит по-другому.

Нужно сделать его престижным, значимым, в первую очередь через те же средства массовой информации, и тогда в людях возникнет желание говорить и жить по такому эталону развития социума. Почему бы, к примеру, талантливым артистам не сняться в захватывающем фильме, где главным героем будет человек интеллигентный, говорящий красиво, правильно. И таким образом можно поднять значимость в людях высокой, чистой речи.

 

Вот таким, естественным путем, волна  культурной речи начнет подниматься, а  для закрепления такого всплеска можно принять уже и закон, регламентирующий применение языковых средств. Потому что принятый сейчас такой закон действовать не будет, ведь он инороден, чужд нынешнему положению дел, не имеет под собой основы.

Сначала нужно поднять волну  желания в народе, а затем принять  закон, который только тогда и  будет конструктивно работать. Вот  таким образом можно решить этот вопрос, который многим, даже высокообразованным людям, кажется сейчас неразрешимым.

К сожалению, нынешняя музыкальная  культура никак не поддерживает языковую. И дело не в том, что многие модные музыкальные направления, такие  как рок, поп и рэп, подпорчены низкопробными подделками под нечто великое. Дело не в этом. Очень важно, какие тексты идут под эту музыку. Что мы слышим?

 

"...Ванька-тазик, я-ты, ага-ага...", - то есть чудовищно неконструктивные, какие-то дикие выкрики. И они,  подаваясь в модной тематике, навязывают тенденцию вот таких бессмысленных слов, разговоров без идей, не связанных смыслом. Мало того: такой безалаберный сленг становится престижным.

Набор слов-символов, которые не могут  представлять из себя связную речь, стал показателем элиты, некоторой отличительной чертой богемы, стоящей над простыми смертными.

Многие люди, особенно молодежь, не замечают, что интеллигенция - эта  иммунная система общества - уже  сама заражена трупным ядом, поднявшимся  из мутных тюремных низин и ей начинают видеться галлюцинации, мешающие разобраться, где правда, а где ложь.

В ее рядах все чаще слышатся голоса: "А может быть, так и надо? Может, это нам нужно перестроиться?". Такие тенденции лишь усугубляют болезнь.

Ну почему под тот же рок или  рэп не написать тексты на культурном уровне, чтобы излагаемая тема имела высокий слог, чтобы песня была приятна и хорошо воспринималась слушателями? Это все будет формировать вкус подрастающего поколения, от которого зависит будущее страны.

Ведь сейчас молодежь разлагается на этих бессмысленных клипах. В их сознаниях закрепляется основа бездумного существования, а она формирует их стиль жизни, искривляя моральные ценности. Вот так, очень просто, мы сами растим себе большую проблему, с которой силовыми оперативными методами можно уже и не справиться.

Информация о работе Разговорный русский язык и устная публичная речь